double arrow

Предвидение (планирование), организация, распорядительство, координация и контроль

*- Файоль не использовал термин процесс, чтобы описать функции менеджера, он выбрал вместо него - элементы управления.

По мысли Файоля, управления всей организацией осуществлялось в соответствии с 14 принципами, которые сохраняют свое значение и по сей день.

1. Разделение труда. Цель разделения труда - увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Власть (Полномочия) - ответственность. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Власть немыслима без ответственности, т.е. без санкции - награды или кары, сопровождающей ее действия... Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.

… В начальнике различают авторитет власти на основе устава и личный авторитет, основанный на уме, знаниях, опыте, нравственной силе, распорядительности, заслугах и т.д.

…Мужественное принятие и сознание ответственности вызывает уважение...

…ответственности обычно настолько же не любят, насколько ищут власти.

…Лучшая гарантия против злоупотребления властью…начальника - его личные достоинства, и в особенности его высокий моральный облик.

3. Дисциплина - это, по существу, повиновение, усердие, манера держать себя (действовать), внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению...Дисциплина есть соблюдение соглашений. Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании всецело зависит от его руководителей...Обязательна для всех... Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Комментарии: Плохая дисциплина - неизбежный результат плохого руководства, а хорошая дисциплина исходит от хороших лидеров, ясных соглашений относительно правил между управлением и работниками, и разумного использования санкций (штрафов).

4. Единство распорядительства. (Единоначалие) Служащему может давать приказания относительно какого-либо образа действия только один начальник... Ни в одном из случаев не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства... Ввиду того, что это правило нельзя не признавать фундаментальным, я его включаю в число принципов.

Комментарии: этот принцип поставил Файоля в положение оппонента Тейлора с его функциональными диспетчерами

5. Единство руководства (Единство направления целей). Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что интересы служащих или группы служащих не должны становиться выше интересов предприятия… Лицом к лицу здесь стоят две категории интересов различного порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления.

Комментарии: Призыв к ликвидации невежества, честолюбия, эгоизма, лени, слабости и других человеческих страстей, пренебрежения общих интересов в угоду частным.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.

Комментарии: После обсуждения вопросов поурочной, поденной и поштучной заработной платы, премий, и разделения прибыли, влияния мер по улучшению быта как внутри предприятия так и вне его, он заключил, что способ оплаты зависит от многих факторов и что цель состоит в стимулировании усердия персонала, которое должно носить характер благожелательного сотрудничества.

Его анализ не содержал ясной концепции оценки персонала и ясного понятия мотивации.

8. Централизация. Централизация не является системой управления, хорошей или плохой сама по себе: она может быть принята или отвергнута в зависимости от взглядов руководителя и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации – вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия

…От свойств главы (стиля руководства*), его достоинств и качеств его подчиненных, а также от условий предприятий зависит та доля инициативы, которая может быть предоставлена посредствующим (промежуточным*) звеньям.

Комментарии: все факторы, которые свидетельствуют о важности роли подчиненных, говорят в пользу децентрализации, все те, которые подтверждают ее незначительность требуют централизации.

9. Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Иерахическая колея (скалярная цепь*) - …путь, по которому следуют бумаги…

Комментарии: Чтобы противостоять возможным задержкам связи, вызванным единством распорядительства, Файоль развил свой мостик, который разрешил коммуникациям пересекать линии власти (иметь не только вертикальные связи, а и горизонтальные, но только тогда, когда это было согласовано всеми сторонами и чтобы сохранялось информирование начальства во всех случаях).

10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

…После того как определяются необходимые для хода предприятия штаты, на предусматриваемые ими посты приглашаются должностные лица и каждый занимает тот пост, где он может принести наибольшую пользу.

11. Справедливость. Для того чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием. (Требование справедливости и равенства…)

12. Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу. Таким образом, подобно другим принципам принцип текучести рабочего состава имеет свою меру.

13. Инициатива. Инициативой называется возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы… Требуется много такта и личной доблести, чтобы возбуждать и поддерживать инициативу всех в приделах предписываемых уважением к авторитету власти и дисциплине. Необходимо, чтобы начальство умело приносить иногда в жертву свое самолюбие, давая удовлетворение этого рода запросам своих подчиненных.

14. Единение персонала. В единении – сила… Не надо разделять персонал. …надо обладать подлинным талантом, чтобы координировать усилия, стимулировать усердие, использовать способности всех и вознаграждать заслуги каждого, не возбуждая ревнивых подозрений и не нарушая гармонии отношений… Гармония, единение персонала предприятия – большая сила…

Источник: Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992. стр. 22-45

В близком направлении формулировал свои взгляды на проблемы организации управления Генри Форд Первый, родившийся в семье небогатого фермера и ставший автомобильным королем начала XX столетия.

Форд был прежде всего практиком, создавшим уникальную производственную систему, основанную на движущемся конвейере. Ее социально-экономическая роль в тот период была примерно такой же, какую сегодня играют компьютеризация и информационные технологии.

Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого — юриста, экономиста, социолога, историка Макса Вебера (1864–1920)

Бюрократическая система обеспечивает точность, определенность и непрерывность деятельности организации.

БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА характеризуется следующими чертами:

1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.

5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Помимо Файоля, разработавшего функциональное направление классической (административной) школы менеджмента, и Вебера, занимавшегося институциональным направлением, а также Форда, к ней могут быть отнесены наши соотечественники А.К. Гастев и П.М. Керженцев.

Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) - основатель и руководитель Центрального института труда (ЦИТ). Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки - социальной инженерии (социального инженеризма), заключавшаяся в инновационных методах организации труда и производства.

Принципиально иначе, чем А. К. Гастев, да и многие другие исследователи (например, О. А. Ерманский, Е. Ф. Розмирович, Н. А. Витке), подходил к вопросам НОТ и управления производством Платон Михайлович Керженцев (1881 -1940). По мнению П. М. Керженцева, необходимо говорить не только о росте производительности труда, что, разумеется, чрезвычайно важно, но и об увеличении интенсивности труда.

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1930—1950) И ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК (С НАЧАЛА 1950-Х ГГ. ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ).

Основная цель этой школы — повышение эффективности работы организации за счет луч­шего использования человеческих ресурсов. Представители данной школы провели исследо­вания и эксперименты по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т.д. В результате этого были сделаны выводы о том, что система человече­ских отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

Элтон Мэйо (1880-1949) - Основатель школы человеческих отношений, где центральное место в изучении управления занимает человек как социальное существо. К такому выводу Мэйо привели результаты Хоуторнского эксперимента.

Англичанка Мэри Паркер Фоллетт (1868–1933) определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц.

Теория управления, доказывала Фоллетт, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

Она была сторонницей замещения бюрократических институтов взаимосвязанными группами, где индивиды самостоятельно анализировали бы проблемы, принимали решения и воплощали их в жизнь, ибо формализация и рационализация процессов, с ее точки зрения, убивают творческое начало. Поэтому менеджеры должны не манипулировать подчиненными, что вызывает ответную негативную реакцию, а обучать их.

В рамках данной школы возникла школа поведенческих наук (бихевиористское направление в социологии и психологии) (с 1950-х годов по настоящее время).

Бихевиористское (от англ. behaviour – поведение) учение менеджмента ориентирует управленческую деятельность на перенос акцента с задач на человека (заботу о человеке).

Поэтому со второй половины 30-х гг. в дополнение к школе человеческих отошений начали формироваться поведенческие концепции Дугласа МакГрегора, Абрахама Маслоу и других иссле­дователей, ставящие во главу угла раскрытие и развитие индивидуальных возмож­ностей и способностей каждого работника в отдельности, постановку их на службу интересов организации.

К этому же направлению можно отнести таких наиболее крупных представителей как Мэри Паркер Фоллетт, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, лидерства.

Они изучали:

Ø различные аспекты социального взаимодействия, мотивации;

Ø характер власти и авторитета;

Ø роль организационной структуры (организационное поведение человека);

Ø коммуникации в организации;

Ø лидерство;

Ø качества трудовой жизни человека и др.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись главным образом на способах налаживания межличностных отношений.

4. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА МЕНЕДЖМЕНТ. ШКОЛА «НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ» — КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД (С 1950 ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ).

Она сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Расселл Акофф, Игорь Ансофф, Энтони Стэффорд Бир, Адель Голдберг, Джей Форрестер и др.).

Математика, кибернетика, статистика внесли вклад в теорию управления. Математические методы и модели позволяют объективно сравнить и описать различные факторы, переменные и отношения между ними.

В школе науки управления различают два главных направления:

производство рассматривается как «социальная система»,

а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ.

Среди новых подходов предложенных в качестве приемов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент.

Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ШКОЛАМ УПРАВЛЕНИЯ

Вклад:

Школа научного управления:

Ø использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

Ø отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения;

Ø обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;

Ø систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда;

Ø отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Классическая школа управления:

Ø развитие принципов управления;

Ø описание функция управления;

Ø систематизированный подход к управлению всей организацией.

Школа человеческих отношений:

Ø применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности;

Ø применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Математическая школа управления:

Ø углубление понимания сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей;

Ø развитие количественных методов, помощь руководителям, принимающим решение в сложных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: