Перепланировка Рима, площади Рима

Произведения для ознакомления

Джакомо делла Порта (1540 - 1602): фасад церкви Иль-Джезу (1575, вслед за Виньолой (1507 - 1573)).

Карло Мадерна (1556 - 1629) - западный неф и фасад собора Святого Петра (1607- 1617).

Борромини (Франческо Кастелли, 1599 - 1967): Перспективный коридор Палаццо Спада (1632 - 1638), церковь и монастырь Сан Карло у четырех фонтанов (1638 - 1640, 1667), университетская церковь Сайт Иво Алла Сапиенса (1642 - 1660), церковь Сант Аньезе ин Агоне (совместно с Карло Райнальди, 1652 - 1655).

Лоренцо Бернини (1598 - 1680): Площадь собора Святого Петра в Риме (1657 - 1663), лестница Скала Реджа (1663 - 1666), церковь Сант Андреа Аль Квиринале (1653 - 1658).

Гварино Гварини (1624 - 1683): церковь Сан Лоренцо в Турине (1668 - 1687) капелла Санта Сидоне в Турине (1667 - 1694), палаццо Кариньяно (1680).

Пьетро да Кортона: церковь Санта Мария делла Паче (1656), площадь у церкви.

Проекты перепланировки столицы Италии были разработаны и частично внедрены еще в XV веке и в первой половине XVI в. Однако в силу экономического упадка Италии проекты были остановлены и к концу XVI в. многие проблемы градостроительства не были решены: упорядочение стихийно сложившейся уличной сети, расчистка захламленных территорий, городское водоснабжение и другие.

Кроме утилитарных задач переустройства города, важнейшими являлись идейные и политические задачи католической церкви по созданию такого художественного пространства, которое бы возвращало веру в горожан и паломников, которые десятками тысяч каждый день стекались к святым местам центра католического мира. Рим должен был стать городом чудесных преображений для десятков тысяч паломников со всего мира.

Сказанное выше про задачи искусства и способы их решения в храмах может быть перенесено на город в целом. Он должен был выполнять ту же задачу, что и храмы, только в большем масштабе.

При этом необходимо было сохранить Рим как вечный город, соединив искусство разных времен.

Проекты, разработанные в эпоху Возрождения, не удовлетворяли поставленным задачам, поскольку в их основе лежали геометризм форм и ясность, упорядоченность. Для решения новых задач возник следующий проект:

- выделить наиболее важные узлы города (как правило, это святые места Рима, посещаемые паломниками),

- связать эти узлы с помощью прямых проспектов (с учетом того, что Рим расположен на холмах, даже прямые проспекты оказывались не прямыми в отношении рельефа),

- проспекты и открытые пространства должны обеспечить наиболее эффективные точки зрения на святыни Рима и закрыть иные точки зрения,

- большая часть города была оставлена прежней - узкие улочки, часто темные, нередко зловонные, запутанные и кривые,

- контраст между разными частями города стал основополагающим принципом, работающим на задачу преображения человека - верующий, пробирающийся к святым местам, должен был бродить по запутанным темным зловонным улочкам города и «вдруг», неожиданно оказываться на открытом светлом чистом (святом) пространстве площади, на которой доминировал храм,

- обелиски и фонтаны были установлены на площадях, перекрестках и основах лучей улиц как ориентиры для горожанина и гостя города, они позволяли понимать, где находишься и двигаться в определенном направлении, однако - как было уже сказано - эти ориентиры были «в меру» открыты взгляду, оставляя значительную меру неясности и неожиданных, «чудесных открытий».

Таким образом, город был превращен в сложный организм, в котором выделены точки-кульминации и по принципу контраста выстроено остальное пространство. Барочное пространство города (как и любого произведения искусства этого стиля) кажется хаотичным и смутным. Однако оно умело выстроено по четким правилам: пространство барочного произведения - пульсирующее, неоднородное.

При этом кажущееся отсутствие ресурсов на перестройку всего Рима было превращено в основное художественное средство - этот прием часто используется мастерами Барокко (например, Скала Реджа работы Лоренцо Бернини).

Основой нового принципа градоустройства стали барочные площади Рима, выстроенные для решения той же задачи. Можно выделить несколько типов площадей Рима:

А) Замкнутый тип площади

Репрезентантом является площадь Навона в Риме. В плане площадь представляет собой прямоугольник со скругленными углами. Здания по периметру площади стоят вплотную, подъезды к площади скрыты арками, поэтому пространство кажется абсолютно замкнутым. Ось симметрии площади перпендикулярна большей оси прямоугольника, на ней расположена церковь Сант Аньезе ин Агоне работы Карло Райнальди и Борромини. Церковь доминирует на площади:

- она имеет наибольшую высоту,

- у церкви выпукло-вогнутая линия фасада (тем самым обеспечивается активное взаимодействие церкви и площади),

- остальные здания на площади - светские палаццо, они имеют переносную симметрию, прямые нейтральные фасады,

- церковь расположена на оси симметрии, тем самым занимая особую - уникальную точку, в отличие от других зданий, каждому из которых есть парное, симметричное.

В центре стоит обелиск и Фонтан четырех рек работы Лоренцо Бернини. Скульптуры фонтана активно влияют на пространство площади, наполняя ее энергией.

Тем самым возникает замкнутое пространство, наполненное энергетикой, кульминацией которой является храм. Площадь Навона называют одним из «залов города», на ней и сейчас устраивают выставки под открытым небом.

В основе площадей Рима вместо ранее привычных квадратов и прямоугольников возникают прямоугольники со скругленными углами, эллипсы, пятиугольники и вовсе «неправильные» геометрические формы.

Б) Тип «вестибюль храма»

Репрезентантом является площадь у церкви Санта Мария делла Паче в Риме. Площадь во многом повторяет сказанное выше для замкнутых площадей: доминанта храма Санта Мария делла Паче (Пьетро да Кортона,1656), активное взаимодействие храма и площади (за счет большого выступающего крыльца, выпукло-вогнутого фасада), ось симметрии и т.д. Отличает данный тип площади наличие открытого проспекта, который также расположен на оси симметрии. Тем самым энергетика церкви как бы разливается на площадь и, затем, на проспект и город - площадь становится «вестибюлем храма». Тем самым обеспечивается разливание энергетики церкви на город, а сама церковь становится одной из точек кульминации пространства города.

В) Открытый тип площади

Пьяцца дель Попполо в Риме («народная площадь») расположена на въезде в Рим по Фламиниевой дороге - это древнейшая дорога, по которой ежедневно в город входят паломники, въезжают знатные иностранные гости. Площадь устроена по принципу трезубца: на въезде (на оси симметрии) расположены парадные ворота, обновленные Лоренцо Бернини, далее дорога расходится тремя открытыми проспектами в самые важные точки города. Симметрия площади позже была подчеркнута двумя одинаковыми купольными церквями, завершающими клинообразные участки между лучами.

Г) Интегративный тип

Площади интегративного типа собирают в себе в той или иной мере свойства нескольких типов.

Площадь собора Святого Петра является вестибюлем главного собора католического мира, однако по замыслу автора она должна иметь замкнутый характер, чтобы обеспечивать чудесность попадания на огромное открытое пространство и сакральность действа, происходящего на площади.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: