double arrow

Язык архитектуры барокко XVII в


В этой части лекции подводится итог обзору архитектуры Италии и определяется художественный язык стиля «барокко». Многое из сказанного ниже относится не только к архитектуре, но и к другим видам искусства этого стиля.

С точки зрения стилевой определенности архитектуру Италии XVII в. следует отнести к стилю «барокко». В более широком контексте стиль «барокко» является одной из реализаций большого стиля «Романтизм».

Само слово «барокко» до конца XIX в. использовалось в эстетике и теоретических трактатах об искусстве в негативном значении «нелепое», «причудливое», «вычурное», «чрезмерно напыщенное», «неправильное». Негативный образ искусства «барокко» был создан академиками классицизма, с чьей точки зрения барокко действительно нарушало все каноны и нормы «правильного» искусства. Такое определение стиля отражает невозможность описания его произведений с помощью классического рационального строгого языка, и данный факт является важной характеристикой произведений барокко. Однако важно показать, что этот факт не означает, что искусство барокко можно характеризовать как «иррациональное», абсолютно чувственное, хаотическое.

1. В произведениях стиля «барокко» используются «неправильные» формы. Однако само слово «неправильные» исходит опять же из культуры классицизма и означает всего лишь невозможность вписать их в небольшой список «идеальных образцов». Привлекая более сложные «правила», можно увидеть строгость, избирательность и закономерность в подборе форм.

Барокко активно использует сложные формы - сложенные из нескольких простых, являющиеся их комбинацией. Часто используются старые, привычные взгляду и быстро определяемые человеком формы, однако они чуть сжаты, изломаны, искажены, разорваны. Однако не настолько, чтобы идеальный аналог стал совсем неузнаваем.

Барокко использует и привычные формы, однако сочетает их противоречивым образом.

Центрические формы сменяются протяженными: квадрат заменяется прямоугольником и даже трапецией, прямоугольником со скругленными углами, круг - эллипсом. Это относится к планам храмов и площадей и визуализирует картину мира Нового времени - потерю точки равновесия и стабильности, точки истины. Главное предназначение человека - идти по пути.

2. Границы между формами становятся очень сложными, неразличимыми. Задача такой границы - не отделить, а соединить, смести всякие ограничения. Это необходимо для того, чтобы обеспечить открывание человека и мира навстречу друг другу. Вельфлин называет это качество произведений барокко «живописностью». Подобное отношение к границе приводит к тому, что здание уже не расчленяется на отдельные элементы, а становится единым целым (качество «единство»). Синтез искусств становится важной чертой произведения барокко.

3. Задача произведения искусства барокко - выбить зрителя из профанности обыденного бытия. Основной ход, используемый для этого: задать нечто привычное и определенное - и «сломать», обмануть привычность, завлечь и удивить чем-то неожиданным. И так до тех пор, пока не будут сломаны все границы, отделяющие человека от мира и Бога.

В барочной картине мира невозможно абсолютное достижение истины или Бога - возможен кажущийся момент нахождения, обнаружения искомого и, обязательно, опять потеря, ускользание, растворение в обмане. Таков путь человека в мире XVII в.

4. Пространство барокко - пульсирующее, неоднородное, неравномерное. Кульминация оказывается на главной оси здания. Это обеспечивается неравномерным членением фасадов, учащением ритма к центру, максимальным изломом здания по его главной оси (если смотреть разрез здания по главной оси), усилением глубины фасада здания к середине и т.д. Плоскость фасада ломается, появляется «глубинность».

5. Барокко активно использует античные образцы. Однако как основу для творчества, для изменения и контраста.

6. Контраст четкого строго прямолинейного ордера и криволинейной, взорванной скульптурой стены моделирует противоречивость мира и человека. Ордер, как правило, располагается в наиболее экстремальных точках здания, стена выгибается внутрь или наружу.

7. Архитекторы барокко используют сложные виды симметрии: симметрию растяжения, комбинированные симметрии и т.д. Однако исключается симметрия переносная - она делает мир равномерным и упорядоченным.

8. «Неясность» произведения, невозможность его полностью рассмотреть с одной точки приводит к тому, что зритель вынужден двигаться и постоянно обнаруживать новое и неожиданное.

9. Архитекторы изобрели множество форм, визуализирующих процесс, происходящий прямо здесь и сейчас: пилястра на пилястре (как бы постепенно выступающая из стены), изменение степени явленности, выделенности ордера от края фасада к середине, ступени и крыльцо храма как бы «наступают» на площадь и т.д.

10. Активно используются иллюзии, перспективные обманы. Они помогают вывести человека из профанности повседневного бытия и приготовиться к чуду.

В терминологии Генриха Вельфлина произведение барокко обладает такими свойствами, как глубинность, живописность, неясность, единство, открытость.

Все эти средства выразительности художественного языка архитектуры барокко моделируют место человека в том бесконечном мире начала Нового времени.


Сейчас читают про: