Для достижения поставленных целей и реализации государственной экологической политики необходимо развивать следующие направления:
1. Совершенствование нормативно-павового обеспечения природоохранной деятельности:
· Разработка и применение законодательства, защищающего природу и человека от неблагоприятных последствий использования природных ресурсов;
· Разработка и применение норм и правил, препятствующих загрязнению окружающей среды, а в случае загрязнения - определяющих механизм санкций за их нарушение и ликвидацию последствий загрязнения для природы и граждан;
· Согласование нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях;
· Обоснованное разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
· Развитие законодательства по отдельным видам природных ресурсов и компонентам окружающей среды;
· Развитие нормативно-правовых актов, определяющих эффективное функционирование системы управления природоохранной деятельностью и реализацию отдельных функций управления;
· Развитие и совершенствование регионального законодательства в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
2. Совершенствование экономических механизмов и финансовое обеспечение природоохранной деятельности:
· Разработка и внедрение методов экономической оценки природных ресурсов и определения ущерба от загрязнения окружающей среды;
· Совершенствование системы платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
· Использование современных методов планирования природоохранной деятельности;
· Обеспечение условий для финансирования из различных источников мероприятий по воспроизводству природных ресурсов и охране окружающей среды;
· Стимулирование природоохранной деятельности с помощью налоговых механизмов;
· Развитие экологического страхования;
· Развитие рынка экологических товаров и услуг.
3. Совершенствование системы управления природоохранной деятельностью на разных уровнях:
· Совершенствование организационной структуры федеральных природоохранных органов и системы взаимодействия между ними;
· Развитие и внедрение эффективной системы управления природоохранной деятельностью на региональном уровне;
· Стимулирование деятельности предприятий по внедрению экологически ориентированных систем управления в соответствии с международными стандартами ИСО-14000;
· Создание и поддержка системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих управление экологической безопасностью.
4. Совершенствование методологии и повышение эффективности государственного экологического контроля, контроля состояния окружающей среды, экологического нормирования и оценки воздействия на окружающую среду:
· Организация эффективного государственного контроля за исполнением природоохранительного законодательства;
· Разграничение функций и установление порядка взаимодействия природоохранных органов различных уровней в сфере осуществления государственного экологического контроля;
· Организация и проведение государственной экологической экспертизы перед принятием любого хозяйственного решения, способного оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье населения;
· Развитие института ОВОС - оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду со стороны инициатора такой деятельности;
· Определение допустимых масштабов воздействия на экосистемы как основы для определения хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем;
· Организация единой государственной системы экологического мониторинга;
5. Поддержка и развитие экологически чистых, эенрго- и ресурсосберегающих технологий и производств:
· Создание условий для переориентации промышленности в соответствии с требованиями рационального использования природных ресурсов, экологической чистоты и безопасности производства и продукции, минимального воздействия на окружающую среду;
· Осуществление последовательного перехода на систему международных экологических стандартов технологических процессов и производимой продукции;
· Развитие и внедрение системы экологического аудита.
6. Развитие сети особо охраняемых природных территорий:
· Усиление государственной поддержки сохранения и развития системы особо охраняемых природных территорий;
· Разработка и осуществление мероприятий по сохранению редких и исчезающих видов живых организмов, сохранению экосистем и ландшафтов;
· Усиление государственного экологического контроля за соблюдением особого режима охраны природных комплексов и сохранением биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях.
7. Научное и информационное обеспечение экологической политики:
· Организация научных экологических исследований как основы разработки экологической политики государства;
· Распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды (в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, и поддержке средств массовой информации);
· Формирование экологической культуры общества и воспитание экологического мировоззрения;
· Поддержка общественного экологического движения и привлечение общественности к решению экологических проблем, осуществлению экологического контроля и мониторинга;
· Поддержка благотворительной деятельности, направленной на решение экологических проблем;
К основным направлениям региональной экологической политики относятся:
1. Разработка и реализация региональной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории субъекта Федерации.
2. Развитие региональной законодательной базы в области охрана окружающей среды и использование природных ресурсов.
3. Осуществление взаимодействия с территориальными органами МПР, проведение обоснованного разграничения полномочий путем выработки конкретного перечня функций и их распределения между органами управления МПР и субъектом РФ.
4. Формирование эффективной региональной системы управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, анализ и совершенствование ее работы.
5. Обеспечение и защита интересов субъекта Федерации в сфере охраны окружающей среды, сохранение и восстановление природных ресурсов.
6. Организация разработки соответствующих разделов комплексного прогноза социально-экономического развития субъектов РФ и согласование его с экологическими условиями региона.
7. Анализ и оценка состояния окружающей природной среды региона, выявление экологических проблем и районов с неблагоприятной экологической обстановкой.
8. Анализ антропогенного воздействия на окружающую среду, определение допустимых антропогенных нагрузок на экосистемы, контроль соблюдения допустимых нагрузок.
9. Формирование региональных целевых программ и планов действий по охране окружающей среды, сохранению и восстановлению природных ресурсов.
10. Подготовка и реализация мер по охране окружающей среды, сохранению и воспроизводству природных ресурсов в соответствии с утвержденными программами и планами действий
11. Контроль осуществления природоохранных мероприятий, соответствие их региональному плану действий, достижение целевых показателей состояния окружающей среды.
12. Анализ изменения (улучшения) состояния окружающей среды в результате реализации природоохранных мероприятий. Разработка предложений по дальнейшему улучшению состояния окружающей среды.
13. Разработка и внедрение современных экономических инструментов охраны окружающей среды и природопользования, направленных на привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в природоохранную сферу.
14. Обоснование доходных и расходных статей бюджета субъекта РФ в сфере охраны окружающей среды, сохранения и восстановления природных ресурсов.
15. Стимулирование развития и внедрения эффективной системы управления природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с международными стандартами ИСО-14000.
16. Стимулирование и внедрение системы экологического аудита на предприятиях региона.
17. Создание и внедрение системы экологического страхования.
18. Стимулирование рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий на предприятиях с целью снижения антропогенного воздействия до безопасного уровня.
19. Организация системы всеобщего и непрерывного экологического образования населения и повышения квалификации специалистов.
20. Методическое обеспечение деятельности природоохранных служб субъекта Федерации и муниципальных образований.
21. Обеспечение структурных подразделений Администрации субъекта РФ, муниципальных образований и населения информацией о состоянии окружающей среды региона и мерах по ее охране.
22. Организация научных исследований с целью реализации различных направлений региональной экологической политики.