Бурение и испытание скважины

Подготовительный этап. Буксировка, балластировка и установка

При строительстве скважины

Источники воздействия на окружающую среду

В сравнении с другими проектными стадиями воздействие буксировки на окружающую среду наименее ощутимо.

К основным факторам, оказывающим негативное влияние на морскую биоту и действующим в период установки буровой платформы, относятся следующие: транспортировка платформы, работа судов обслуживания, временное отчуждение участка акватории и поверхности морского дна и операции по установке и балластировке платформы.

Основные источники и виды воздействия на окружающую среду и водную биоту на этапе установки платформы включают:

· использование участка акватории водного объекта для проведения работ по установке платформы;

· ограничение водопользования в зоне безопасности вокруг платформы (зона включает район постановки платформы и рейдовую стоянку судов обеспечения);

· физическое присутствие искусственного сооружения (полупогружной буровой установки) на морской акватории;

· механическое воздействие на участки дна якорной системы удержания и позиционирования ППБУ, сопровождаемое уничтожением бентоса;

· забор морской воды на ППБУ для производственных и хозяйственно-бытовых целей;

· сброс нормативно-чистых вод систем охлаждения платформы, и транспортных судов обеспечения.

При установке ППБУ (в течение 3 суток) будет использоваться морская вода для балластировки и других нужд платформы.

Водозаборные устройства для предотвращения попадания в них и гибели рыб будут оснащены рыбозащитными устройствами (РЗУ) в соответствии с требованиями СНиП 2.06.07–87. Тем не менее, РЗУ в виде зонтичных сетчатых оголовков с диаметром отверстий 8 мм не могут предотвратить от попадания в водозаборы и полной гибели содержащегося в воде планктона, в том числе пелагической икры и личинок рыб, а также некоторого количества ранней молоди рыб.

Загрязняющие вещества в сбрасываемых с платформы в период ее установки сточных водах при нормальной, безаварийной работе ППБУ практически отсутствуют.

Бурение скважин сопровождается интенсивным воздействием на недра. В процессе строительства возможно возникновение аварийных ситуаций, вызывающих межпластовые перетоки нагнетательной жидкости и флюида, поглощение бурового раствора. Следствие этих процессов – повышение минерализации и токсичности подземных вод, а также возможный выход жидкости на поверхность и открытые флюидопроявления.

Кроме того, при ведении буровых работ образуется большое количество отходов: буровой шлам и буровые сточные воды.

Воздействие на морские воды будет происходить при использовании морских вод для производственных нужд. Нельзя исключить эпизодическое попадание в морскую среду небольшого количества твердого мусора (при разгерметизации контейнеров с хозяйственно-бытовыми и прочими отходами во время шторма или перегрузки на транспортное судно для вывоза на берег) и загрязненных ливневых стоков, образующихся при пожаротушении или при штормах.

Таким образом, особого внимания в период бурения, требуют:

o обращение с отходами бурения (буровой шлам, буровые сточные воды);

o обращение с твердыми промышленными отходами (использованные материалы, упаковки, тара и т.п.);

o выбросы вредных веществ в атмосферу при производстве работ.

Перечисленные виды воздействия будут ощущаться в нормальном, безаварийном режиме эксплуатации платформы. Их количественные характеристики регламентируются нормативно-правовыми природоохранными требованиями.

Основные возможные источники негативного воздействия на окружающую среду при строительстве скважины следующие:

- блок приготовления бурового раствора, устье скважины, циркуляционная система, система сбора отходов бурения;

- танки для хранения топлива, горюче-смазочных материалов, дренажные системы;

- дымовые трубы энергетических установок;

- перетоки пластовых флюидов по заколонному пространству из-за некачественного цементирования колонн, несоответствия конструкции скважины геолого-техническим условиям разреза и перетоки по нарушенным обсадным колоннам.

К потенциальным загрязнителям можно отнести:

- хозяйственно-бытовые жидкие и твердые отходы;

- загрязненные ливневые и сточные воды;

- продукты сгорания топлива в дизель-генераторах;

- продукты испытания скважины (газ, конденсат);

- буровые растворы, материалы и реагенты для их приготовления и обработки;

- отходы бурения: отработанный буровой раствор (ОБР), буровые сточные воды (БСВ) и буровой шлам (БШ);

- тампонажные растворы, материалы и реагенты для приготовления и обработки тампонажных растворов;

- продукты аварийных выбросов скважины (пластовый флюид, смесь пластового флюида с буровым или тампонажным раствором);

- не герметичность обсадных колонн, фонтанной арматуры, задвижек высокого давления и т.п.

В штатном, безаварийном режиме бурения скважины с буровой платформе основное воздействие оказывают следующие факторы:

· физическое присутствие ППБУ и временное отчуждение морской акватории;

· потребление морской воды на охлаждение агрегатов, другие производственные и хозяйственно-бытовые цели;

· сброс условно-чистых морских вод из систем охлаждения, балластной воды, морской воды, используемой для разбавления горячей воды, морской воды из опреснительной установки и морской воды, используемой при бурении верхнего интервала скважины;

· незначительное тепловое воздействие при отведении подогретой воды в морскую среду;

· сброс (вытеснение) бурового шлама из устья скважины при бурении верхнего интервала скважины и морской воды, используемой в качестве бурового раствора, а также бентонитового раствора;

· поступление в морскую среду нефтяных углеводородов (НУ) при использовании горелок во время испытания скважины. При этом количество НУ, попадающих в морскую среду, составит по самым консервативным оценкам не более 34 кг за период испытаний.

Сточные воды не содержат НУ, их сброс соответствует нормативам ПДС и не окажет повреждающего воздействия на водную биоту.

Сброс буровых отходов из верхних интервалов скважины будет сопровождаться образованием в придонном слое шлейфов взвеси шлама и твердой фазы бентонитового раствора, которым заполняется верхний интервал скважины перед установкой колонны направления, и часть которого вытесняется в морскую среду при цементировании направления.

Для уменьшения вероятности воздействия потенциальных загрязнителей на окружающую среду при бурении разведочной скважины разработан и будет задействован на ППБУ комплекс природоохранных мероприятий, перечень которых представлен в разделе 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: