Жилого района города

КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Композиционная структура поселений, безусловно, изменялась с течением времени.

Так, в древнерусских городах долгое время сохранялись луга, пустоши и рощи, открытые берега рек и озёр, крутые и поэтому ничем не занятые возвышенности, склоны и овраги. В Древней Руси следовали «Кормчей книге» – сборнику установлений XII века, регулирующему строительство. «Кормчая книга» основывалась на опыте константинопольских зодчих, которые старались так открыть вид от дома, чтобы не заслонять вид на море, реку, озеро, а также дому соседа. Один из законов гласил, что каждый имеет право «на вид из окна».

Подчеркнём, что это очень хорошее правило в современном градостроительстве полностью игнорируется. На первое место выходит лишь пожарная безопасность. А то, что в современных домах практически невозможно создать комфортные условия проживания и развития людей, современных архитекторов волнует в последнюю очередь. К сожалению, огромное зло причиняет стремление городских властей всячески удешевить строительство. Для этого многоэтажные дома «сажаются» практически впритык друг к другу, что преступно нарушает конституционные права горожан на благоприятную среду обитания.

Огромную роль издавна играли зелёные насаждения в городах, усадьбах, поселениях.Сады при русской усадьбе XV-XVI веков, как правило, были «плодовыми огородами». Даже в придворцовых, боярских и княжеских усадьбах преследовались в основном утилитарные цели. Сад был обычной принадлежностью всякого хозяйственного двора. В садах устраивали рыбоводные пруды, водоёмы для домашней птицы. Цветники и другие декоративные элементы появились позже, к концу XVII века. При Петре I были открыты школы паркостроителей, где обучали выращиванию деревьев в питомниках, посадкам и уходу за ними.

Преобладание утилитарного начала в русском садоводстве XVI-XVII веков не снижало эстетического, художественного значения садов для города. Включение «полезных» растений в композицию увеселительных садов – лишь внешнее проявление более глубинного чувства близости к естественному миру природы, неразрывного единства духовной и материальной жизни.

Тенденция вводить утилитарные элементы в композицию сада и парка оказалась настолько устойчивой, что практически сохраняется при всех самых крутых поворотах стиля и моды.

Это относится и к другому, весьма постоянному свойству русского сада – его естественности, близости к природной основе. В больших усадьбах рощи и луга рассматривались как нечто обязательное и желанное. Даже в период становления регулярной планировки они бережно сохраняются наряду со стрижеными аллеями, боскетами и определяют облик. А такие лесные растения, как ель, можжевельник, брусника вошли в состав живых строительных материалов.

Учёт природной среды при решении композиционной структуры современного жилого района базируется на использовании композиционно-эстетического потенциала ландшафта проектируемой территории в целом и каждого его отдельного участка для создания:

1) целостной ландшафтно-архитектурной композиции, сочетающей в себе наиболее характерные особенности природных условий и человеческой деятельности;

2) благоприятных условий восприятия формируемой ландшафтно-архитектурной композиции как с внутренних точек проектируемого района, так и извне, с прилегающих территорий.

При этом надо стремиться к максимальному разнообразию соотношений между ведущими элементами ландшафта и проектируемой застройкой.

В зависимости от ведущего элемента ландшафта определяется и масштабность застройки жилого района, которая должна соответствовать:

1) на прибрежных территориях – пространству водоёма;

2) в залесённой местности – отдельным деревьям и их группам;

3) на сложном рельефе – его основным формам.

Исходными предпосылками для определения задач, связанных с ландшафтно-архитектурными аспектами проектирования, являются выявленные на этапе изучения существующей среды композиционные возможности ландшафта, способность его композиции к восприятию новых функций («ёмкость ландшафта»). Они предопределяют общие возможности формирования композиционной структуры жилого района в целом, а именно: либо сохранение композиционной структуры естественного ландшафта, её выявление, закрепление и развитие при составлении проектного решения посредством применения соответствующих приёмов застройки и других мероприятий; либо создание новой ландшафтно-архитектурной композиции.

После определения основного подхода к решению композиционной структуры района могут быть последовательно решены отдельные части и фрагменты его застройки.

Сохранение, выявление, закрепление и развитие существующей композиции ландшафта требуют проведения на этапе составления проектного решения специальных мероприятий. Основными из них могут быть:

1) сохранение ценных элементов как природного окружения, так и существующей на проектируемой территории застройки;

2) раскрытие сохраняемых ценных элементов для их восприятия с наиболее выигрышных точек и для включения их в наиболее важные панорамы (например, в панорамы, ориентированные на водные пространства);

3) нейтрализация или устранение чужеродных для сложившейся окружающей среды строений или их групп, нарушений среды, нанесённых земляными и другими работами;

4) выявление разрозненных элементов застройки, расплывчатых открытых пространств, нечётких границ между различными зонами, неясных объектов ориентации и т.п. с целью повышения их чёткости и эстетических свойств для включения в единую целостную композиционную структуру ландшафта и проектируемого жилого района.

Большое внимание должно уделяться защите целостности ландшафта, имеющего важное культурно-историческое значение. В районах защиты такого ландшафта следует предотвращать не соответствующее ему строительство зданий, проведение нарушающих целостность ландшафта дорог или изменение растительного покрова (например, создание лесопосадок на открытых местах). В таких районах резервируют участки территории под зоны отдыха, устанавливают различные зоны регулирования застройки по этажности, по интенсивности использования территории, по возможности сочетания высотного строительства с малоэтажной застройкой и т.п.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: