double arrow

Типы и формы государства


Для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, т.е. родство с другими государствами служит понятие «тип государства». Критериев деления государств на определенные типы выдвигается не мало, и в этой связи существуют самые разные точки зрения. Вместе с тем общепринятой классификацией является такая, которая выделяет следующие важнейшие основания, подходы.

Первым можно назвать формационный подход, в основе которого лежит учение об общественно-экономических формациях. Согласно этому учению, истории известны четыре общественно-экономические формации с наличием государства и права: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В последней государство и право существуют в переходный от капитализма к социализму период и на первой стадии этой формации - социалистической. В соответствии с данным подходом выделяются четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое.

В современных условиях широко распространенным подходом выступает цивилизационный., в основе которого при анализе типов государств выступают такие факторы, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие проявления общества. К первичным цивилизациям сторонники такого подхода к классификации государств относят древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, сиамскую, бирманскую и др. Вторичными цивилизациями считаются западноевропейская, североамериканская, восточно-европейская, латиноамериканская и др.




Можно выделить и политико-правовой подход, определяющий тип государства в зависимости от политического режима. В соответствии с этим подходом государства подразделяются на демократические и недемократические.

Государство свое выражение находит в определенной форме. Форма государства часто определяется как организация политической власти. Однако при таком подходе главное внимание уделяется не столько форме государства, сколько политической власти, а это лишь одна, пусть и важнейшая сторона проявления государства. Поэтому под формой государства следует понимать его устройство, характеризующее порядок организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.

Исходя из этого видно, что форма государства как понятие предполагает его структурное, территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное деление и политический режим.

Форма правления – это порядок образования и организация высших органов власти, их взаимоотношение друг с другом и населением. Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве. По форме правления различают монархию и республику. Монархия– это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия, пожизненно и независимо от воли народа. Республика– это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.



Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная – это форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (царю, королю). Конституционная монархия, которая, в свою очередь может быть парламентской и дуалистической, представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией, утверждаемой парламентом.

Говоря о республиках, следует отметить, что истории известны различные республики, в том числе античные государства-полисы (Афины, Рим), феодальные (Новгород и Псков), буржуазные, социалистические. В настоящее время республики подразделяются на парламентские и президентские. Парламентская республика отличается верховенством парламента и ответственностью правительства перед ним, которое формируется парламентом из числа лидеров партий, победивших на выборах и находящихся у власти, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Президентская республика отличается тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными полномочиями.



Форма государственного устройства – это территориальное устройство государства и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. По форме государственного устройства теория государства традиционно различает унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Унитарное государство - это единое, цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающими признаками государственности. Унитарное государство может быть простым, централизованным (во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники и которым подчинены местные органы самоуправления) и децентрализованным (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни).

Федерация (сложное государство) – это союзное государство, в состав которого входят другие государства или государственные образования, обладающие признаками государственности.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образованных для решения политических, экономических и военных задач.

Под политическим режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления государственной власти. Существуют различные классификации политических режимов. Однако большинство авторов все режимы подразделяют на демократические и недемократические. Для демократического режима характерно формирование органов власти выборным путем, политический плюрализм, гарантирование государством политических прав и свобод граждан.

При недемократическом режиме органы власти формируются в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов, либо вообще без них. Характерно также наличие одной идеологии, отсутствие настоящего политического плюрализма, бесправие граждан и произвол властей.

3. Государство и гражданское общество.

Важнейшим вопросом теории государства и права является соотношение государства и гражданского общества.

Под гражданским понимают общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными взаимоотношениями, независимое от государства и взаимодействующее с ним.

Гражданское общество можно охарактеризовать как:

1) сообщество свободных независимых от государства индивидов;

2) открытое социальное образование, в котором обеспечивается свобода слова, информации, контактов с остальным миром и т.д.;

3) сложную плюралистическую систему, состоящую из множества общественных форм (объединений, клубов и т.п.), форм экономической, социальной деятельности, в которой действует принцип многообразия форм собственности и форм хозяйствования;

4) саморазвивающуюся и самоуправляемую систему, независимую от государства, в которой присутствует ярко выраженная гражданская инициатива;

5) правовое демократическое общество, где основополагающим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Развитие и формирование правового государства напрямую зависят от гражданского общества. В свою очередь, правовое государство создает благоприятные условия для функционирования гражданского общества.







Сейчас читают про: