double arrow

Тема I. Введение


УТВЕРЖДАЮ

ПЛАН УРОКА

Тема: Введение в историю России XX в.

Задачи:

1. Образовательная:

Дать общие представления об уровне развития России в начале и в разные периоды XX в.

2. Развивающая:

Развитие навыков анализа параметров политического развития и работы с картой.

3. Воспитательная:

Усвоение факта, что внешнее величие не означает отсутствия глубокого кризиса.

План урока:

  Этапы   Основное содержание     Рекомендуемые формы и методы   Средства обучения   Время (мин)
I. Организационный момент 1. Взаимное приветствие учителя и учеников 2. Проверка наличия личного состава     Опрос старосты    
II. Изучение нового материала I. Периодизации Новейшей истории: 1. Начало (зависит от дискурса исследования): а) 1914 г. – начало ПМВ. Характерно для западной историографии; б) 1917 г. – ВОСР. Характерно для отечественной историографии.   2. По государствам: а) 1721 – 2 марта 1917 гг. – Российская империя; б) 2 марта 1917 – 25 октября 1917 гг. – Российская республика; в) 25 октября 1917 г. – 30 декабря 1922 г. – РСФСР; г) 30 декабря 1922 г. – 25 декабря 1991 г. – СССР; д) 25 декабря 1991 г. – 12 декабря 1993 г. – РСФСР; е) 12 декабря 1993 г. – наши дни – Российская Федерация.   3. По правителям: Император-генсек-президент а) 1894-1917 гг. – Николай II Романов; б) 1917-1922 гг. – В.И. Ленин (Ульянов); в) 1924-1953 гг. – И.В. Сталин (Джугашвили); г) 1956-1964 гг. – Н.С. Хрущёв; д) 1964-1982 гг. – Л.И. Брежнев; е) 1985-1991 гг. – М.С. Горбачёв; ж) 1991-1999 гг. – Б.Н. Ельцин; з) 2000-2008 гг. – В.В. Путин; и) 2008-2012 гг. – Д.А. Медведев; к) 2012г. – наши дни – В.В.Путин.   II. Изменения территории России по сравнению с Российской Империей и Советским Союзом. 1. Лекция преподавателя.   2. Работа с картой. 1. Учебник;   2. Тетрадь с конспектами; 3. Карты: а) Российской империи; б) Советского Союза; в) Российской Федерации      
III. Оглашение итогов и домашнего задания 1. Назвать оценки за работу на уроке и критерии оценивания; 2. Домашнее задание: а) записи в тетради; б) наизусть даты по государствам и правителям.      

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 030300.62 Психология

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «История». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 43 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 030300.62 Психология.

Авторы: Д.и.н., профессор В.П.Леднев
  К.и.н., доцент Н.Д.Сапожникова  
Рецензент: Д.и.н., профессор С.З.Гончаров

Одобрена на заседании кафедры истории России. Протокол от 14 апреля 2011 г. № 7.

Заведующий кафедрой истории России   В.П. Леднев

Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от 18 апреля 2011 г. № 8.

Председатель методической комиссии ИСП   А.Г. Кислов
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИСП   С.Е. Вершинин

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Леднев В.П., Сапожникова Н.Д., 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели преподавания дисциплины – дать знания об основных этапах и событиях, происходивших в России с древнейших времен до наших дней, показать на примерах из различных эпох органичную взаимосвязь древней, средневековой и новейшей истории России.

В задачи дисциплины входит следующее:

· раскрытие значения истории и исторического опыта для развития общества;

· определение места России во всемирно-историческом процессе;

· формирование у молодых специалистов современного исторического мышления, умение применить его при анализе современной общественно-политической жизни в России и за рубежом;

· анализ эволюции основных социально-политических идей, исторических понятий и категорий;

· на основе новейших достижений исторической науки, данных архивов, разнообразных документов законодательной и исполнительной власти, периодической печати, воспитание у будущих педагогов высоких нравственных, гражданских и политических качеств личности, которые позволят им реализовать их в образовании и воспитании учащихся профтехучилищ, а также других возможных местах работы студентов.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

История относится к циклу гуманитарных социально-экономических наук. Она является фундаментальной наукой для философии, экономической и политической истории, истории народного хозяйства, истории государства и права, социологии, экономической теории. Предшествующей дисциплиной является курс истории России для общеобразовательной школы. С целью определения уровня исторической подготовки студентов первого курса на первом методическом семинаре осуществляется «входной» контроль, в процессе которого определяются знания основных исторических понятий, уровень осведомленности обучающихся в основных событиях древней, средневековой, новой и новейшей истории России.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «История России»:

Знания: Основных этапов истории России IX-XXI веков, особенно структуру органов управления Российского государства на всех этапах его развития, начиная с Древней Руси и включая органы власти и управления Российской Федерации по состоянию на 2011 год. Кроме того студент из школьного курса должен знать основные реформы И.Грозного, Петра 1, Александра 1 и Александра 2. Судебные земские реформы, Отечественные войны 1812, 1914-1945 гг., Октябрьскую и Февральскую революции, внутреннюю и внешнюю политику России и СССР, культуру России и СССР, основные направления перестройки и ее результаты.

Умения: Выделить главные, стратегические направления преобразований в стране и логику их развития, умение различать юридические акты типа «Соборное уложение», «Судебник», «Табель о рангах», «Жалованная грамота», «Манифест», указ закон. Умение различать политические партии и их программы.

Владения: Основной исторической терминологией и понятийным аппаратом, обратив особое внимание на такие понятия как государство, Уложение, конституция, декрет, реформа, княжество, удел, летописный свод, оппозиция, указ, рабство, холопство, демократия, секуляризация, язычество, христианство, избирательное право, кооперация, индустриализация, коллективизация, патриарх, продразверстка, продналог, приватизация, национализация, олигарх, концессия, монополия, капитализм, социализм. Знать основные даты в истории России, наиболее известных государственных деятелей науки, литературы и искусства, военаначальников.

2.2. Из курса «Обществознание»:

Знания: Структуры современного общества и общественного сознания, основные мировые цивилизации, современные теории общественного устройства, происхождение и многообразие культур. Языковые и религиозные сообщества, борьбу за многополярность мира, крупнейшие геополитические катастрофы 20 века, миссии сверх держав, сущность национальной и глобальной экономики, политики и культуры, положение и перспективы России в глобальной экономике, сущность глобальной безопасности, сущность информационного общества и информационных технологий, главные угрозы России в 21 веке, геополитические и цивилизационные миссии России в 21 веке.

Умения: Разбираться в современной политической и экономической ситуации, глобальной конкуренции, особенностях формирования государственности в мире и постсоветских республиках, чувствовать и понимать интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве, проблемах суверенной демократии.

Владения: Основной обществоведческой терминологией, особенно такими понятиями, как социальная структура, класс, нация, функция, координация, интеграция, ориентация, единая система ценностей, социальная роль, холодная война, глобальный мир, международный терроризм, миссионерство, экспорт демократии, информационное общество, информационные технологии, модернизация, средства массовой информации, сбережение народа, народонаселение, демография, политическая культура, президентская республика, консенсус, гражданское общество, суверенная демократия.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

«Философия»;

«Социология»;

«Экономика».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

методологию и источниковедение исторической науки;

главные разделы истории, особенности ее основных этапов, направлений развития в экономике, культуре, религии и образовании;

этногенез восточных славян;

методологию и источниковедение исторической науки.

главные разделы истории, особенности ее основных этапов, направлений развития в экономике, культуре, религии и образовании; Этногенез восточных славян;

главные реформы Ивана IV, Петра I, Александра I,II, III, и т.д.

альтернативные реформы в различные исторические эпохи;

становление и развитие Московского централизованного государства;

становление и развитие Российской империи;

эволюцию Российского государства в XVII –XIX вв;

специфику государственной власти, формирования политических партий, их программ и тактик. - Революции начала XX века;

зарождение российского парламентаризма;

альтернативы развития России после Февраля 1917 г.;

социалистическую модель экономики и культуры;

либерализацию тоталитарной политической системы в 1950-1980-х гг.;

экономические реформы 50-60-х годов XX века;

«развитой социализм» и причины его политического кризиса;

СССР и Россия на путях кардинального реформирования общества (середина 1980-х – 2011 г.) - Современная Россия: поиск путей развития;

знает о современной геополитической и цивилизационной миссии России в XXI веке. - Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. - Исторические причины неудач России в различные исторические эпохи. - Угрозы России в XXI веке;

основные направления исторической и политической модернизации России;

различные научные точки зрения на исторические события, ориентироваться в хронологической последовательности исторических событий, выделять основные этапы их развития.

Уметь:

анализировать исторический опыт жизни и деятельности предшествующих поколений людей;

анализировать внутреннюю и внешнюю политику предшествующих исторических эпох;

аналитически относится к достижениям и ошибкам государственных, хозяйственных и политических деятелей;

проектировать пути и способы преобразования сферы экономики и технологии образовательной деятельности;

воспитывать учащихся, студентов и трудящихся в тех или иных отраслях народного хозяйства, с учетом специфики и профессии;

вычленить наиболее важные аспекты профессионально-педагогической и другой общественной деятельности;

оперировать базовыми понятиями курса, выявлять причинно-следственные связи исторических событий;

организовать мероприятия по внеурочной работе в системе профтехобразования и других сферах социально-экономической деятельности.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

исторической информацией об опыте предшествующих поколений людей;

методикой проведения общественно-политических мероприятий по воспитанию учащихся профессионально-технических училищ и трудящихся других отраслях народного хозяйства;

методикой проведения дискуссий, Брейн-рингов, КВН и других массовых мероприятий;

методикой проведения коллективных обсуждений книг, статей, монографий, кинофильмов и т.д.;

способен критически и глубоко анализировать информацию СМИ по вопросам внутренней и внешней политики;

владеет методикой обобщения и распространения передового педагогического и производственного опыта;

навыками исторического анализа, социальных явлений и их процессов;

методикой проведения общественно-политических мероприятий, научной, поисковой, краеведческой и музейной работе.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

А) Общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

способность и готовность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК- 39).

Б) Профессиональные компетенции (ПК):

способность и готовность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
(ПК-11).


4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц 3 ЗЕ(108 часов)
Очная форма (офо псо)
Семестр
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия -
семинарские занятия
лабораторные работы -
другие виды аудиторных занятий  
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
контрольная работа (реферат) -
домашние задания
подготовка к экзамену
Вид промежуточного контроля экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Древняя и средневековая история Руси Тема 1 .Введение                     Еженед.     Входной контроль
  Тема 2. Древнейшие истоки возникновения славян и русской государственности         \2           Еженед. Участие в семинарах
  а)) Древняя Русь (IX-XIIIв Еженед. Участие в семинарах
  б) Московское государство (XIV-XVI в) Еженед. Участие в семинарах
2. Россия в новое время Тема 3. Начало перехода русского общества от средневековья к новому времени (XVII в) 5-6 Еженед. Октябрь. Промежуточная аттестация, рефераты, контрольные . Участие в практ. занятии
  Тема. 4.Российская империя в (XVIIIв) Еженед. Промежуточная аттестация, рефераты, контрольные.Участие в практ. занятии
  Тема 5. Россия на пути к индустриальному обществу. Еженед. Участие в семинарах занятии
  Тема 6. Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX в 7- Еженед Собеседование.Участие в семинарах
  Тема 7. Россия на рубеже XIX-XX вв. 8- Еже нед Собесед. Участие в семинарах

Продолжение таблицы 2

Новейшая история России Тема 8. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса (1914-1917 г) Еже. нед Ноябрь. Промежуточная аттестация, рефераты, контрольные.
  Тема 9. Формирование и сущность советского строя. Великая Отечественная война (1917-1945 г) 10-12 Еже.нед. Участие в семинарах
  Тема 10. Экономический и политический кризис советской системы (1946-1991 г.) 13-14 Еже нед Участие в семинарах
  Тема 11. Россия на современном этапе (1991-2010г) 15-16 Еже. Нед. Участие в семинарах, собеседов.
                 
Итого за 1 семестр   Экзамен

4.3. Содержание дисциплины

Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Место российской цивилизации между Западом и Востоком.

Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные).


Сейчас читают про: