double arrow

Федеративное устройство государства


Федеральное собрание.

Конституционно-правовой статус президента РФ.

Конституционные обязанности граждан РФ.

Конституционные права и свободы граждан РФ.

Главы 2, 4, 6, 7 Конституция РФ

Государственное устройство — это террито­риальная организация государства, характеризую­щаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связан­ной с их правовым статусом.

1. Государственное устройство России основывает­ся на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из несколь­ких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государ­ствами.

Однако субъекты Федерации, в т.ч. и республики, не являются независимыми государствами — в та­ком случае их союз был бы не федерацией, а конфе­дерацией, а сами они считались бы субъектами меж­дународного права.

2. Республики являются унитарными (по своему внут­реннему устройству). Конституция закрепила Федерацию, состоя­щую из 89 равноправных субъектов, из которых 21 республика, 1 автономная область, 10 автоном­ных округов и 6 краев, 48 областей и городов (Москва и Санкт-Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности. В то же время предусматривается свойственное право­вому государству равенство всех граждан, особенно важное в республиках, где доля титульной нации со­ставляет менее половины населения.




3. В новых решениях есть значительное позитивное содержание. Во-первых, Конституция РФ приглуши­ла (или приостановила) развитие деструктивного на­ционализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для удовлетворения национальных амбиций определенным кругам вместе с жизненно важными пре­имуществами пребывания в составе Российской Фе­дерации. Всплеск национализма стал следствием неразви­тости гражданского общества в республиках и «не­освоенности» идеи правового государства. Во-вторых, коренное политическое и экономиче­ское реформирование страны властно требует предо­ставить регионам больше самостоятельности, ибо управлять новыми экономическими и политическими процессами в масштабах столь огромной территории из столицы стало невозможным — к тому же такое управление пришло в противоречие с потребностями рыночной экономики и процессами политического плюрализма.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулиро­ванные в ст. 5 Конституции РФ:

1) Российская Федерация состоит из республик, кра­ев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — рав-ноп равных субъектов Федераци и;



2) республики имеют свою конституцию и законода­тельство, а другие субъекты — устав и законода­тельство;

3) федеративное устройство основано на государ­ственной целостности, единстве системы государ­ственной власти, разграничении предметов веде­ния и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Феде­рации;

4) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации равноправны.

Содержащиеся в ст. 5 Конституции РФ формули­ровки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в стране. Отсюда их неопределенность.

2. Конституционные права и свободы граждан РФ.

Конституционные права и свободы граждан можно условно разделить на:

1. Личные права. В эту группу входят:

- право на жизнь (ст.21); - право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

- право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23ч.1); - право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 ч.2); - право на неприкосновенность жилища (ст.25); - право определять и указывать свою национальность (ст.26 ч.1); - право на пользование родным языком (ст.26 ч.2);



- свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27 ч.1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России); - свобода совести (ст,28); - свобода мысли (ст.29 ч. 1); - право на охрану семьи, материнства и детства (ст.38).

2. Политические права и свободы гражданина. Сюда относятся:

- свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст.29). Цензура запрещается;

- право на объединения в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;

- право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31).

- право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст.32 ч.1); - право избирать и быть избранным (ст.32 ч.2);

- равный доступ к государственной службе (ст.32 ч.4). Это право, как и следующее за ним, естественно, требует профессиональной подготовки, достижения определенного возраста и других условий. Поэтому всеобщность этих прав распространяется лишь на возможность, а не на реализацию; - право участвовать в отправлении правосудия (ст.32 ч.5); - право на обращение (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.ЗЗ).

3. Социальные, экономические и культурные права и свободы. К этой группе относятся:

- право на предпринимательскую деятельность (ст.34); - право на частную собственность (ст.ЗЗ); - право на свободный труд (ст.37 4.1-3); - право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст.37 ч.4); - право на отдых (ст.37 ч.5);

- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст.39 ч.1); - право на пособие по безработице (ст.37 ч.З); - право на жилище (ст.40); - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); - право на благоприятную окружающую среду (ст.42);

- право на образование (ст.43); - свобода творчества (ст.44); - право на охрану интеллектуальной собственности (ст.44); - право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст.44 ч.2); - право на возмещение материального вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностных лиц, а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст.42).







Сейчас читают про: