Курс лекций
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Тема 1. | Государство и политическая власть. | Стр.2 |
Тема 2. | Формы и типы государств. | Стр.7 |
Тема 3. | Государство и общество. | Стр.15 |
Тема 4. | Основные понятия о праве. | Стр.20 |
Тема 5. | Российское государство, право, общество. | Стр.31 |
Тема 6. | Некоторые сферы общественных отношений. | Стр.45 |
Тема 7. | Международные отношения и основы международного права. | Стр.63 |
Тесты. | Стр.65 | |
Темы рефератов | Стр.67 | |
Список рекомендуемой литературы. | Стр.67 |
Санкт-Петербург
Тема 1. Государство и политическая власть.
1.1. Основные черты первобытнообщинного строя.
Прародители человека выделились из мира животных примерно 4—2,5 млн лет назад, продолжая стадный образ жизни. Однако человек разумный (homo sapiens) появился, по различным научным предположениям, порядка 40—100 тыс. лет назад.
В эпоху позднего палеолита (30 тыс. лет до н. э.) люди переходят к полуоседлому и оседлому образу жизни. В эпоху неолита (7—3 тыс. лет до н. э.) матриархат сменяется патриархальной общиной, происходит переход к парной семье. В результате разделения труда совершенствуются техника земледелия, животноводства, ремесла, обработка металлов. В обществе выделяются знатные семьи, аристократия, функционируют народные собрания, советы старейшин (вождей) с судебными функциями.
Первые же государства в мире стали возникать лишь в 4—5 тысячелетии до н. э.
Следовательно, в течение десятков тысяч лет человеческое общество представляло собой общество первобытное. В своем развитии оно прошло два этапа:
• этап присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) и
• этап производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка и т. п.).
Из-за неэффективности труда первобытные люди вынуждены были трудиться коллективно—только так можно было прокормиться и существовать. Затем труд стал усложняться, потребовал особых навыков и знаний, претерпел неоднократные разделения труда.
В первобытном обществе не было частной собственности, это было общество уравнительное: в нем царило «равенство в бедности». Характерной чертой является коллективная собственность, прежде всего на землю. Земля рассматривалась как собственность рода/племени. Община защищала свою землю от нашествия других племен.Каждый член общества мог пользоваться любой частью общей земли (за исключениями участков, «закрытых» отдельными табу).
Существовала ли в таком обществе ВЛАСТЬ? Да, если под властью понимать отношения подчинения. Как и в любом обществе, слабый там подчинялся сильному, младший — старшему, рядовой член общины — вождю, старейшине, а сами вожди, старейшины — общему собранию.
В первобытном обществе царил особый тип власти — власть неполитическая. Носителем власти являлось само общество, род. Именно оно, общество, выступало как коллективная сила принуждения, и все члены рода были одинаково подвластны этой силе.
Единственным способом реализации власти было общественное самоуправление, высшим органом власти — собрание всех взрослых членов общества. Здесь избирались предводители, старейшины, вожди, разрешались споры между отдельными лицами, проводились религиозные обряды, решались вопросы войны, мира, жизни общины. Решения собрания и вождей являлись обязательными для всех.
Родовые обычаи были главными регуляторами отношений в условиях, когда преобладали кровно-родственные связи. Эти обычаи из-за сложного состава и содержания назывались мононормами: в них слились и уклад жизни, и нормы первобытной морали, и нарождавшиеся религиозные представления и нормы.
В качестве обычаев существовали разного рода запреты: запрет на убийство сородича, запрет на брак близких родственников. Обычаями поддерживался весь уклад жизни — разделение труда между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детьми.
В недрах первобытного общества постепенно стали вызревать предпосылки появления государства:
на смену полигамной семье пришла семья моногамная;
• общество претерпело три стадии разделения труда: а) разделение земледелия и скотоводства; б) выделение ремесла; в) появление торговли;
• родовая община стала заменяться соседской; слабели кровно-родственные связи;
• появилась частная собственность.
Общество становилось все сложнее и сложнее. Усиливалась конфликтность в обществе. Столкновение интересов в обществе возрастало по всем направлениям — по линии семьи, труда, собственности, внутриобщественных отношений.
В условиях усложнившегося общества поддерживать порядок с помощью старого механизма — родовых обычаев — стало невозможно. Объективно понадобился новый механизм, и он появился в лице государства.
1.2. Роль и значение власти в обществе.
В первобытном обществе существовала власть неполитическая. Это самый первый тип власти, известный человеческому обществу. Характер власти менялся, функция управления стала пожизненной.
При вызревании предпосылок появления государства власть «отделялась» от общества, становилась «над обществом», концентрировалась в особых людях — управленцах, в особых органах. Выделился еще один вид труда — управленческий.
На смену вождям и старейшинам пришли князья, ханы, фараоны, цари, императоры со своими свитами — аппаратом, охраной, тюрьмами, налогами. Государственных органов становилось все больше и больше. Государственная власть — это власть политическая. Это — другой тип власти.
Государство — это аппарат управления и принуждения.
Аппараты современных государств представляют собой сложную систему органов, распределенных, как правило, по трем ветвям власти — законодательной, исполнительной, судебной.
В обществе выделяются две тенденции:
• тенденция на столкновение интересов по всем направлениям — как между отдельными людьми, так и между индивидами и организациями, государственными органами. Эта тенденция имеет своим результатом беспорядок.
• тенденция на согласование интересов, их состыковку, гармонизацию. Эта тенденция имеет своим результатом порядок.
Если преобладает первая тенденция, общество и государство гибнут, исчезают. Если преобладает вторая тенденция, общество и государство продолжают существовать и развиваться.
Отсюда следуют две главные задачи власти (государства):
1) обеспечить целостность общества, порядок;
2) обеспечить функционирование общества и его стабильное развитие. Обе эти задачи обеспечиваются государством при помощи права — главного регулирующего инструмента в руках государства.
Совокупность государственно-правовых явлений, связанных с властью, составляет политическую систему общества.
В политическую систему входит ряд компонентов, в частности:
· само государство со всеми ветвями власти и государственными органами - ядро политической системы;
· общественные организации, прежде всего партии, они преследуют цель получения власти;
· право, в нормы которого заложена воля государства;
· неправовые нормы, которые государство также использует для регулирования общественных отношений;
· идеологические доктрины и концепции, которые служат обоснованием всех действий государства, определяют его лицо и характер.
Главная функция законодательной ветви власти—давать обществу законы. Органы законодательной власти называются парламентами. В каждой стране парламент называется по-своему: в США — Конгресс, в России — Федеральное Собрание.
Главная функция исполнительной ветви власти — обеспечивать исполнение законов, осуществлять всю оперативную, административную работу в стране. Основными органами системы исполнительной власти являются, как правило, правительства, министерства, ведомства.
Главная функция судебной ветви власти — охранять законы, разрешать конфликты и споры, наказывать нарушителей.
Все вместе государственные органы обеспечивают ПОРЯДОК и ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ общества.
Многие современные государства вступили или вступают в этап правовых государств. Власть в правовом государстве отличается тем, что она ограничена правом, поставлена в рамки права, не может позволить себе перешагнуть через право. Правовое государство имеет не только права в отношении общества, но и несет обязанности перед обществом.
1.3. Пути возникновения государства.
Как известно, первые государства появились в 4—5 тысячелетии до н. э. Это были государства Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта, Вавилона, т. е. государства, возникшие на Востоке.
Позднее появились государства Древней Греции, Древнего Рима, другие государства, преимущественно в районе Средиземноморья, т. е. государства, ставшие колыбелью западной цивилизации.
Ниже в качестве примера приводится перечень наиболее известных древних государств в определенной хронологической последовательности.
5 тыс. лет до н. э. — Древний Египет (Верхний Египет, Нижний Египет): Раннее царство (3—2 тыс. лет до н. э.), Древнее царство (XXVIII—XXIVвв. до н. э.), Среднее царство (до XVI в. до н. э.), Новое царство (XVI—XII вв. до н. э.);
3 тыс. лет до н. э. — Древний Шумер (Двуречье: р. Тигр и Евфрат);
2 тыс. лет до н.э. — Древний Вавилон, Древняя Индия;
XVIII в. до н. э. — Древний Китай;
2—1 тысдо н. э. — Ассирия (современные Ирак, Сирия, Турция, Иран);
1 тыс. лет до н. э. — древнегреческие государства-полисы (на Балканском полуострове): Коринф, Мегары, Фивы, Спарта, Троя, Афины;
VIII в. до н. э. — Афинская Республика (рабовладельческая демократия);
VII—VI вв. до н. э. — Древний Рим;
IV в. н. э. — Византийская империя;
V—VI вв. н. э. — государство франков;
VI—VII вв. н. э. — Арабский халифат (с центром в г. Багдаде);
VIIв. н. э.—Первое болгарское царство (государствославянскихплемен);
VIII в. н. э. — город-республика Венеция;
VIII—IX вв. н.э.— Древняя Русь;
VIII—X вв. н. э. — Польша;
X в. н. э. — города-республики Генуя, Пиза;
X—XI вв. н. э. — Германия, Англия;
XI—XIV вв. н. э. — Сельджукский султанат, Османский султанат (этапы формирования Османской империи, Турецкого государства);
XIII в. н. э. — Великое монгольское государство (военно-кочевая империя).
Процесс возникновения государств восточного и западного типа отличался. Главное отличие касалось преобладающих форм собственности.
В процессе возникновения государства восточного типа нарождающееся государство узурпировало функции управления коллективной собственностью. Происходило огосударствление некогда коллективной собственности: земля постепенно изымалась у общества и превращалась в государственную собственность.
Восточное государство опиралось на государственную собственность и служило инструментом защиты государственной собственности.
Восточные государства были преимущественно аграрными, сельскохозяйственными. Сельскохозяйственное производство требовало создания оросительных систем, объемных ирригационных работ. Организатором таких работ, расширения и захвата земель выступало государство.
Государство строилось по принципу пирамиды: наверху — монарх (фараон, царь, хан), затем — его советники, министры, визири, еще ниже — мелкие чиновники, в основании пирамиды — сельскохозяйственные общины, которые и являлись объектом эксплуатации, отдавая государству в виде налогов часть общественного продукта.
В процессе возникновения государства западного типа имело место появление частной собственности на землю. Родовая и племенная знать, их потомки постепенно присвоили некогда коллективные земли — произошло нечто вроде первичной приватизации земли.
В результате общество раскололось на два класса — собственников и лишенных собственности. Западное государство опиралось на собственников.