Нормативные акты — источники права

Правовые обычаи — источники права.

Источники права: понятие, состав.

Право имеет свои источники. Форма и содержание — тесно связанные между собой понятия. Содержание почти всегда «следует за фор­мой». Государство предста­ет как форма организации власти; власть — содержание, а государственный аппарат —форма.

Право — это совокупность норм т. е. правил (исходящих от государства). Однако эти правила должны в какой-то форме существовать; они должны быть определенным образом, нормам права нужна своя форма. Форма существования норм права и называется источником права.

Источник права — это форма презентации, существования и организации норм права.

Несколько видов источников:

· правовой обычай;

· нормативный акт.

Правовые обычаи являются наиболее древним источником права. Обычаи бывают правовы­ми и неправовыми. В право­вой обычай заложена воля государства — высшей власти.

Обычай обмениваться кольцами при бракосочетании — это неправо­вой обычай. Он соблюдается в силу привычки, народной традиции. Не­соблюдение этого обычая не влечет никаких правовых последствий.

В современных развитых правовых системах санкционированных обы­чаев почти не осталось; они давно трансформировались в статьи законов и подзаконных актов. Как правило, обычаям оставляются те сферы, где вме­шательство законодателя преждевременно или нежелательно.

Из истории нам известны, следующие, например, правовые (т.е. санк­ционированные государством) обычаи. Движимое имущество в Германии наследовали сын и дочь в равной доле, а земля переходила только к сыну («Салическая правда»). «Если кто заберется в чужой виноградник красть виноград и будет застигнут на месте преступления, присуждается к уплате 15 солидов»;

Нормативный акт - официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий юридические нормы. Таким документом могут быть законы, кодексы, указы, постановления, ин­струкции, положения, приказы и т. п.

Этот разнородный ряд актов подраз­деляется на две группы:

· законы, т. е. акты высшей юридической силы. Они принимаются парламентами — органами законодательной/представительной власти либо народом на референдуме;

· подзаконные акты. Они принимаются, как правило, в исполнение за­конов органами исполнительной власти — правительствами, министерства­ми, ведомствами.

Во многих странах, в том числе в России, законы под­разделяются на два вида:

· федеральные конституционные законы;

· федеральные законы (их зачастую называют текущими).

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государ­ственного строя. Конституция при этом считается Основным законом. Федеральные конституционные законы обладают более высокой юри­дической силой, чем «просто» федеральные (или текущие) законы. Феде­ральных законов насчитывается несколько тысяч.

Текущие законы регулируют различные стороны экономической, по­литической, культурной жизни страны. В группе текущих законов выделяются так называемые кодифициро­ванные законы, или кодексы. Есть у них и другое название: органические законы.

Кодексы — сложные, систематизированные законы. В России насчи­тывается более двух десятков кодексов: уголовный, гражданский, семейный, трудовой, налоговый, бюджетный, водный, лесной, воздушный, таможен­ный и др.

В субъектах федерации существуют законодательные/представительные органы, которые принимают законы в рамках своей компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: