Правовые обычаи — источники права.
Источники права: понятие, состав.
Право имеет свои источники. Форма и содержание — тесно связанные между собой понятия. Содержание почти всегда «следует за формой». Государство предстает как форма организации власти; власть — содержание, а государственный аппарат —форма.
Право — это совокупность норм т. е. правил (исходящих от государства). Однако эти правила должны в какой-то форме существовать; они должны быть определенным образом, нормам права нужна своя форма. Форма существования норм права и называется источником права.
Источник права — это форма презентации, существования и организации норм права.
Несколько видов источников:
· правовой обычай;
· нормативный акт.
Правовые обычаи являются наиболее древним источником права. Обычаи бывают правовыми и неправовыми. В правовой обычай заложена воля государства — высшей власти.
Обычай обмениваться кольцами при бракосочетании — это неправовой обычай. Он соблюдается в силу привычки, народной традиции. Несоблюдение этого обычая не влечет никаких правовых последствий.
|
|
В современных развитых правовых системах санкционированных обычаев почти не осталось; они давно трансформировались в статьи законов и подзаконных актов. Как правило, обычаям оставляются те сферы, где вмешательство законодателя преждевременно или нежелательно.
Из истории нам известны, следующие, например, правовые (т.е. санкционированные государством) обычаи. Движимое имущество в Германии наследовали сын и дочь в равной доле, а земля переходила только к сыну («Салическая правда»). «Если кто заберется в чужой виноградник красть виноград и будет застигнут на месте преступления, присуждается к уплате 15 солидов»;
Нормативный акт - официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий юридические нормы. Таким документом могут быть законы, кодексы, указы, постановления, инструкции, положения, приказы и т. п.
Этот разнородный ряд актов подразделяется на две группы:
· законы, т. е. акты высшей юридической силы. Они принимаются парламентами — органами законодательной/представительной власти либо народом на референдуме;
· подзаконные акты. Они принимаются, как правило, в исполнение законов органами исполнительной власти — правительствами, министерствами, ведомствами.
Во многих странах, в том числе в России, законы подразделяются на два вида:
· федеральные конституционные законы;
· федеральные законы (их зачастую называют текущими).
Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя. Конституция при этом считается Основным законом. Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем «просто» федеральные (или текущие) законы. Федеральных законов насчитывается несколько тысяч.
|
|
Текущие законы регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. В группе текущих законов выделяются так называемые кодифицированные законы, или кодексы. Есть у них и другое название: органические законы.
Кодексы — сложные, систематизированные законы. В России насчитывается более двух десятков кодексов: уголовный, гражданский, семейный, трудовой, налоговый, бюджетный, водный, лесной, воздушный, таможенный и др.
В субъектах федерации существуют законодательные/представительные органы, которые принимают законы в рамках своей компетенции.