Понятие занятости населения

Правовая организация трудоустройства

Понятие занятости населения

Лекция 8. Правовое регулирование занятости

Особенная часть

Правовой механизм государственной политики в области заня­тости и трудоустройства в настоящее время включает две основ­ные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денеж­ных сумм, имеющих компенсационный характер (оплата выну­жденного прогула и т. п.). Они содержатся в основном в Трудо­вом кодексе. Во вторую группу входят правовые нормы, непо­средственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли рабо­ту и нуждаются в поддержке государства,

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой целую систему нормативных актов, осно­ванную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда и право каждого на защиту от безработицы, а также на международно-правовых актах1.

Ведущую соль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального за­кона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ; далее — Закон о занято­сти)2.

В целом правовой институт занятости населения носит комплексный характер, так как включает нормы не только тру­дового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения. Например, порядок деятельности государственных органов занятости регламентируется админи­стративно-правовыми, а предоставление пособий безработным гражданам — социально-обеспечительными нормами.

В соответствии со ст. 1 Закона о занятости «Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодатель­ству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)».

Согласно ст. 2 Закона о занятости занятыми считаются граж­дане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняю­щие работу за вознаграждение на условиях полного либо не­полного рабочего времени, а также имеющие иную оплачивае­мую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвую­щих в общественных работах); зарегистрированные в качестве индивидуальных предприни­мателей; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с ин­дивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае­мую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государст­венной противопожарной службе, учреждениях и органах уго­ловно-исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и других образовательных уч­реждениях, включая обучение по направлению государствен­ной службы занятости; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетру­доспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к меро­приятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтер­нативной гражданской службе), исполнением других государст­венных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и рели­гиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Как видно, понятие «занятые граждане» значительно шире, чем понятие «работники», так как работа по трудовому догово­ру — это лишь один из видов занятости.

За пределами занятости (как правовой категории) находятся граждане, выполняющие полезные для общества функции, но не приносящие дохода: это женщины, занятые домашним хо­зяйством и уходом за детьми; лица, осуществляющие уход за больными членами семьи, и т. п. Кроме того, в обществе всегда есть и незанятое население: несовершеннолетние граждане; не­работающие пенсионеры и инвалиды; трудоспособные гражда­не, не занятые общественно полезной деятельностью — как не желающие трудиться, так и высвобожденные с производства и ищущие работу1.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют рабо­ты и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы при­ступить к ней.

Не могут быть признаны безработными граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (или ее часть), в том числе до­срочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по госу­дарственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в ор­ганах службы занятости в целях поиска подходящей работы от Двух вариантов подходящей работы, включая работы временно­го характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу вре­менного характера. При этом (что крайне важно) гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессио­нальная подготовка, переподготовка по одной и той же специ­альности или профессии) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в ор­ганы службы занятости для предложения им подходящей рабо­ты, а также не явившиеся в срок, установленный для регистра­ции их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие в службу занятости документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для при­знания их безработными; лица, считающиеся занятыми.

В самом общем виде порядок признания граждан безработными и их регистрации регламентируется ч. 2 и 4 ст. 3 Закона о занято­сти. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается ор­ганами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалифика­цию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в те­чение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Следует обратить внимание еще на два немаловажных об­стоятельства. Во-первых, для признания гражданина безработ­ным причина его увольнения с предыдущего места работы зна­чения не имеет. Во-вторых, гражданин, относящийся к катего­рии инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную про­грамму реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Порядок регистрации безработных граждан детально опреде­лен постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных гра­ждан»'. Им установлено, что регистрация происходит в четыре этапа: 1) первичная регистрация безработных граждан; 2) реги­страция безработных граждан в целях поиска подходящей рабо­ты; 3) регистрация граждан в качестве безработных; 4) перереги­страция безработных граждан. Заключительным, пятым этапом является снятие безработных граждан с регистрационного учет*.

После признания его безработным гражданин приобретает специфический статус, выражающийся в совокупности ею прав и обязанностей. Эти права и обязанности можно разде­лить на две группы — те, которые являются общими для всех безработных, и те, которые устанавливаются только для опре­деленных категорий безработных.

К общим правам безработных от носятся: право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве; пра­во на получение бесплатной информации от органов службы занятости; право на бесплатную профессиональную ориента­цию; право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; право на социальную поддержку, в том числе пособие по безработице; право на участие в опла­чиваемых общественных работах и т. д.

Наряду с правами государство в законодательстве определя­ет и ряд общих обязанностей безработных: предоставить необхо­димые документы для регистрации в качестве безработного; яв­ляться в установленные сроки на перерегистрацию и предъяв­лять при этом требуемые документы; активно содействовать своему трудоустройству, являться на переговоры с работодате­лем по направлению органов занятости; известить органы заня­тости при поступлении на работу.

Для решения вопросов трудоустройства важное значение имеют такие понятия, как подходящая работа и неподходящая работа.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа вре­менного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключени­ем оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом макси­мальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Таким образом, в законодательном определении четко выде­ляются четыре основных условия подходящей работы, что в принципе соответствует международным стандартам в этой об­ласти. Первое условие — это профессиональная пригодность гражданина, которая определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим документом; продолжительностью (опытом) работы по имеющейся профес­сии (специальности), а также уровнем квалификации. Второе условие — учет условий последнего места работы, куда включа­ются в первую очередь вопросы оплаты и охраны труда, при этом заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже среднегодового заработка на прежнем месте работы. Третье ус­ловие — состояние здоровья гражданина. И четвертое усло­вие — транспортная доступность рабочего места1.

Закон о занятости (ч. 3 ст. 4) предусматривает, что для неко­торых категорий граждан подходящей работой может быть лю­бая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с уче­том возрастных и иных особенностей граждан) предваритель­ной подготовки, отвечающая требованиям трудового законода­тельства. Это правило применяется в отношении граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более од­ного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятель­ность в порядке, установленном законодательством; стремя­щихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные дей­ствия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания пер­вого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 ме­сяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Не может считаться подходящей (т. е является неподходя­щей) работа, если:

а) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

б) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

в) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. При этом данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»'. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

Необходимо отметить, что для некоторых граждан именно работа в другом регионе, например в соседнем, может пока­заться подходящей, поэтому служба занятости может по прось­бе обратившегося гражданина подыскать такую работу. При этом ст. 12 Закона о занятости предусматривается компенса­ция в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, матери­альных затрат гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другой регион по предложению службы занято­сти.

В тех случаях, когда орган службы занятости предлагает гра­жданину работу, которую он считает для себя неподходящей, и мнения сторон по этому вопросу расходятся, гражданин имеет право обжаловать решение службы занятости и ее должностных лиц в вышестоящий орган по вопросам занятости населения, а также в суд.

Основные направления государственной политики в сфере за­нятости закреплены в ст. 5 Закона о занятости, где отмечается, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор за­нятости; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производи­тельному труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан; объединение усилий участников рынка труда и согласован­ность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занято­сти населения.

Полномочия федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содейст­вия занятости населения определены ст. 7 Закона о занятости.

С 1 января 2007г. производится передача осуществления от­дельных полномочий Российской Федерации органам государ­ственной власти субъектов РФ. В их числе: контроль за обеспечением государственных гарантий в об­ласти занятости населения; регистрация граждан в целях содействия им в поиске подхо­дящей работы и безработных граждан; оказание в соответствии с законодательством о занятости населения некоторых государственных услуг (содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в под­боре необходимых работников, информирование о положении на рынке труда, организация профессиональной ориентации граждан, психологическая поддержка, профессиональная под­готовка, переподготовка и повышение квалификации безработ­ных граждан и т. д.); принятие мер по устранению обстоятельств и причин выяв­ленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.

Средства на осуществление передаваемых полномочий пре­дусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

К лицам, испытывающим большие трудности в поиске рабо­ты. Законом о занятости (ч. 2 ст. 5) отнесены следующие категории граждан: а) инвалиды; б) лица, освобожденные из учреж­дений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; в) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; г) лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую); д) беженцы и вынужденные пе­реселенцы; е) граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; ж) одинокие и многодетные родители, воспитываю­щие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; з) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыль­ской и других радиационных аварий и катастроф; и) граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений на­чального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

Таким образом, обеспечение занятости — это комплекс со­циально-экономических и юридических гарантий, способст­вующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд и оказанию помощи в содействии при по­дыскании работы и трудоустройстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: