Судебная власть. Конституция РФ судебную власть поставила в один ряд с законодательной и исполнительной властью. Органы судебной власти наделены государственно-властными

ЛЕКЦИЯ № 10

Конституция РФ судебную власть поставила в один ряд с законодательной и исполнительной властью. Органы судебной власти наделены государственно-властными полномочиями. В соответствии с Конституцией России Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется по средствам конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Сегодня судебная система представлена следующими судами:

· Конституционный суд России (конституционные (уставные) суды субъектов Федерации);

· система арбитражных судов;

· суды общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного суда России установлены ст. 125 Конституции России и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.). К ним относятся:

· разрешение дел о соответствии Конституции России федеральных законов, нормативных указов Президента России палат федерального собрания Российской Федерации, Правительства России, нормативных актов субъектов Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступивших в силу международных договоров;

· разрешение споров о компетенции между органами государственной власти;

· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

· толкования Конституции России;

· заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления и др.

Система арбитражных судов России включает:

· Высший арбитражный суд;

· федеральные арбитражные суды округов (10);

· федеральные арбитражные суды апелляционной инстанции (20);

· арбитражные суды субъектов Федерации.

полномочия арбитражных судов установлены ст.127 Конституции России и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995 г.). Арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела между юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями. Споры, подведомственные арбитражным судам, возникают в связи с признанием права собственности на имущество, с истребованием имущества, споры в сфере управления. Порядок производства в арбитражных судах определен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.).

Система судов общей юрисдикции включает:

· Верховный суд;

· Верховные суды республик в составе России, краевые, областные суды, суд автономной области, суды автономных округов, суды городов федерального значения;

· городские (районные) суды;

· мировых судей.

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, действующие в армии и на флоте.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела между гражданами, гражданами и юридическими лицами. Порядок производства в судах общей юрисдикции определен Гражданским процессуальным кодексом РФ (2003 г.).

Конституция России устанавливает гарантии правосудия и независимости суда.

· судебная система устанавливается Конституцией Росси и федеральным конституционным законом;

· создание чрезвычайных судов не допускается;

· судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному суду;

· судьи несменяемы;

· судьи назначаются на должность в порядке, установленном законом;

· судьи неприкосновенны;

· разбирательство во всех судах открытое;

· состязательность и равноправие сторон в процессе;

· финансирование судов из федерального бюджета.

Верховный Суд РФ. Верховный Суд является высшим судебным органом по рассмотрению гражданских, уголовный, административных и некоторых иных дел. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции и осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики, которым следует нижестоящие суды; рассматривает жалобы граждан на нарушение избирательных прав.

Верховный Суд выступает в основном как суд кассационной инстанции, хотя в качестве суда первой инстанции он может принять к своему рассмотрению уголовные дела особой сложности, любое гражданское дело.

Верховный суд обладает правом законодательной инициативой.

Структурно Суд состоит из 125 судей, Председателя и заместителей Председателя. В составе суда имеются коллегии: по гражданским делам, по уголовным делам, военная коллегия, кассационная коллегия, Президиум и Пленум Верховного Суда.

Судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьями могут быть граждане, достигшие 35 лет и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Арбитражные суды. Арбитражные суды – это особая система судов, которые созданы специально для того, чтобы разрешить экономические споры.

Экономическими спорами называются споры между предприятиями и предпринимателями по поводу тех или иных сторон хозяйственной деятельности, а также споры предпринимателей с государством, государственными органами.

Так, например, два предприятия, не могу решить, кому из них принадлежит право собственности на какое-то здание. Или одно предприятие своей деятельностью (или неисполнением обязательства по договору) нанесло имущественный ущерб другому предприятию, и между ними возник спор сумме ущерба и порядок его возмещения. Или налоговые органы взыскали с предприятия штраф в сумме, которая предприятием оспаривается.

Все такого рода споры (дела) – предмет рассмотрения в арбитражных судах.

Третейские суды в России. Судопроизводство в государственных судах бывает очень длительным. Кроме того, открытость разбирательства порой иногда невыгодна отдельным предприятиям, не желающим раскрывать какие-то свои секреты и информацию. Наконец, в государственных судах решения принимают юристы, которые не всегда являются специалистами в вопросах, имеющих важное значение для спорящих сторон.

Все эти «минусы» устранены в негосударственных судах, называемых обобщенно третейскими судами. Третейскими судами называются негосударственные суды, в которые обращаются стороны по взаимному согласию для разрешения спора имущественного характера. Третейские суды бывают постоянно действующими или образованными для решения конкретного дела. В основном это постоянно действующие суды.

Правовой статус третейских судов в нашей стране определен Законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года.

Постоянно действующие третейские суды в России могут образовываться торговыми палатами, биржами, общественными объединениями, организациями, ассоциациями, союзами.

Обращаться к третейскому суду могут, как правило, предприятия (юридические лица) и предприниматели (физические лица), осуществляющие деятельность без образования юридического лица.

Спор передается на разрешение третейского суда, если об этом имеется соглашение сторон, и разрешается на основе Конституции, нормативных актов, международных договоров.

В качестве третейских судей избираются (назначаются) физические лица, способные обеспечить беспристрастное разрешение спора и являющиеся независимыми от сторон.

Прокуратура Российской Федерации. В России существует государственные органы, которые не входят ни в одну ветвь государственной власти, - такие, например, как Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека и др.

Прокуратура Российской Федерации сегодня – это система органов, которые от имени России осуществляют надзор за соблюдением в стране Конституции и федеральных законов, а также преследование по уголовным делам. Прокуратура – система федеральная, централизованная: в ней нижестоящие прокуроры починяются вышестоящим и Генеральному прокурору.

В систему органов Прокуратуры входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации, городские, районные прокуратуры, специализированные прокуратуры (например, военные).

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Срок полномочий Генерального прокурора – 5 лет.

Прокуроры субъектов назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

Структуры Генеральной прокуратуры составляют отделы, управления и главные управления, в которых работают прокуроры, старшие прокуроры, прокуроры-криминалисты, следователи (старшие следователи) по особо важным делам, их помощники.

В органах прокуратуры рассматриваются жалобы и заявления, касающиеся нарушения законов. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами и при необходимости опротестовывают приговоры (решения) судов. В уголовном суде прокуроры выступают как государственные обвинители.

Прокуроры могут беспрепятственно входить в помещения органов, организаций, юридических лиц, требовать необходимые документы, вызывать должностных лиц и граждан, возбуждать уголовные и административные дела.

Правовой статус студента

Наиболее общие права обучающихся в Российской Федерации определены в ст.50 ФЗ «Об образовании». Среди них права:

· на выбор образовательного учреждения и формы получения образования;

· на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

· на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки;

· на получение дополнительных образовательных услуг;

· на участие управления в образовательным учреждением;

· на уважение своего человеческого достоинства;

· на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

· на получение в первые бесплатного образования в порядке, определяемом законодательством;

· на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования.

Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.

Права студентов вузов дополнительно определяются ст.16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», уставом и другими документами образовательного учреждения. Важнейшими являются права:

· на выбор факультативных и элективных курсов;

· на участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

· на получение стипендии в порядке, установленном законодательством;

· на академический отпуск по медицинским показаниям и в других исключительных случаях;

· на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;

· на каникулы не менее чем два раза в году общей продолжительностью не менее чем семь недель;

· на обеспечение общежитием при наличии соответствующего жилищного фонда;

· на восстановление в вузе в течении пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине;

· на моральное и материальное поощрение за успехи в учебе и активное участие в работе вуза.

Студентам, совмещающим учебу в вузе по заочной или вечерней формам обучения с работой, представляются права:

· на дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы;

· на дополнительные отпуска без сохранения заработной платы;

· право на оплату проезда к месту нахождения вуза и обратно для студентов, обучающихся по заочной форме.

· овладевать знаниями;

· соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

За невыполнение учебного плана по направлению подготовки в установленные сроки по неуважительным причинам, нарушение обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к студенту могут применяться меры дисциплинарного воздействия плоть до отчисления из вуза в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статус студента негосударственного вуза, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и свобод приравнивается к статусу студента государственного вуза, за исключением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного вуза, не имеющего государственной аккредитации, определяется его уставом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: