double arrow

Пионеры возрождения олимпийской идеи

Предыстория олимпийского движения нового времени

Первенства Южной Америки, Австралии, Азии

Что касается первенства континентов, то примеру Европы последовала только Южная Америка. Спорт завоевал страны этого континента еще перед первой мировой войной. В 1916 году, когда на полях Европы рекой текла кровь, было объявлено о проведении первого южноамериканского чемпионата по футболу, а затем, с 1919 года, систематическими стали уже состязания и по другим важнейшим видам спорта: боксу, баскетболу, борьбе. Эти соревнования, как и первенства Европы, проводились отдельно по каждому виду спорта. С началом XX века подобные попытки имели место и в Австралии. Однако организуемые там соревнования, не выдерживая конкуренции первенств, проводившихся в масштабах всей Британской империи, лишь в 1920-х годах смогли приобрести регулярный характер.

В сознании венгров, да и в специальной литературе по истории спорта распространено одностороннее убеждение, что олимпийское движение нового времени возникло по инициативе Пьера де Кубертена (1863—1937), благодаря тому, что французский барон возродил идею олимпиад древности. Это утверждение, повторяемое в самых различных вариантах, верно лишь визвестном смысле. Вместе с тем оно затуманивает, замалчивает подлинное значение деятельности Кубертена, исторический фон, на котором она развертывалась, общественные, педагогические и физкультурные принципы, лежавшие в ее основе. Действительно, отдавая дань уважения дипломатическим, спортивно-политическим, спортивно-педагогическим и организаторским заслугам Кубертена, нельзя забывать и о тех социальных причинах и условиях, которые позволили возродить олимпийскую идею, создали для этого основу.

Насколько нам сегодня известно, понятие Олимпийских игр было возвращено в сферу общественного сознания выдающимся итальянским государственным деятелем эпохи Возрождения Матео Палмиери (1405—1475) в одной из его политических дискуссионных работ, написанной около 1450 года. Политические деятели итальянских городов-государств в полемике с церковными и феодальными властями стремились ссылаться на идеи античного мира38.

Значительно подробнее с точки зрения медицины и педагогики занимался олимпиадами уже упоминавшийся выше Иероним Меркуриалис в своем труде «Де арте гимнастика». Основное содержание его книги строится на воспоминаниях о древней физической культуре. На олимпиады древнего времени ссылается и Петрус Фабер в своей работе «Агонистикон», изданной в Париже в 1592 году. Оба эти автора в соответствии с подходом, унаследованным от средневековья, выступали противниками состязаний и сторонниками применения античной гимнастики в целях эстетического воспитания знати. В то же время они резко протестовали против того, чтобы гимнастика превращалась в предмет каких-либо соревнований более широкого характера.

К пионерам олимпизма следует отнести и юриста Иоханнеса Аквилла, который в 1516 году организовал в Бадене «показательные олимпийские выступления» Из истории олимпиад древних времен черпал основные ндеи своих поэтических произведений Ганс Сакс (1494—1576). В своих стихах он, по нашему мнению, ошибочно утверждал, что и фехтование берет свое начало от панэллинских игр. В то же время Г. Сакс правильно отмечал, что участники олимпиад состязались голыми и натирали тело маслом. Заслуживает внимание его утверждение, что греческие состязания были намного эстетичнее римских. Г. Сакс подчеркивал, что наградой участникам спортивной борьбы служили не деньги, а венок.

Идею олимпизма в ее буржуазном толковании впервые выдвинул английский драматург Томас Кид (1544—1590). Ставя в театре отдельные захватывающие сцены из истории олимпийской спортивной деятельности, он стремился к обличению общественных пороков своей эпохи, а также изнеженности знати.

Королевский прокурор Роберт Довер (1575—1652) при поддержке Якова I организовал в 1604 году в Бартоне-на-Хэсе серию соревнований, получивших название «Олимпийские игры». Эти игры, видимо, были связаны с борьбой против пуританства и отражали потребность обуржуазившейся Англии в «человеческом спорте».

Эти соревнования проводились ежегодно на троицу. Таким образом, они были связаны с древними традициями физической культуры английского народа. Заслуживает внимания тот факт, что в отличие от состязаний древности в них могли участвовать все независимо от пола и сословной принадлежности. Игры, длившиеся несколько дней, состояли из состязаний атлетов, борцов и конников и завершались охотой, танцевальными праздниками и жареньем быка. Помимо физических, организовывались также духовные соревнования (шахматы, пение, музыка). «Английские Олимпийские игры» воскрешенные в рамках национальных традиций, сохранили широкую популярность и после смерти Роберта Довера. Эти соревнования, проводившие. со многими перерывами в течение почти ста лет, в конце концов бы.. прекращены под нажимом пуритан.

Мир античных игр вдохновляет и неогуманистов. Особенно большое внимание идее олимпизма уделил в своих письмах, посвященных вопрос, эстетического воспитания, Фридрих Шиллер (1759—1805). Однако он. выдвигает на первый план истмийские игры.

Руссо заставляет Эмиля бегать и прыгать, чтобы «у него было хоть какое-нибудь понятие об олимпиадах». Почти одновременно с появлением его романа-трактата «Эмиль, или О воспитании» (1762) англичанин Джил
берт Вест (1703—1756), по имеющимся данным, первым разработал историю Олимпиад в форме докторской диссертации. В послесловии к ней мечтал о возрождении идеи олимпизма и сожалел о том, что организованные когда-то Довером игры все больше и больше предаются забвению.

Начиная со второй половины XVII века развернулась борьба за ликвидацию социальных привилегий и в области физической культуры. Однако предрассудки в отношении состязаний держались прочно. В то же время начинания филантропов на физкультурном поприще с самого начала были основаны на традициях народных игр и одного из главных номеров Олимпиад — пятиборья. В духе олимпиад они организовывали различные местные соревнования (более того, как уже упоминалось, многие филантропы мечтали о возрождении древних Олимпийских игр). О растущем авторитете идей олимпизма говорит и тот факт, что покровитель Бейсдофа герцог Леопольд Фридрих построил в своем имении в Дессау площадку для проведения состязаний и ежегодно по случаю дня рождения своей жены устраивал там празднества по программе древних Олимпийских игр (1772—1779).

5.2.4.5.2. Раскопки Олимпии.

В начале XIX века в т. н. героическую эпоху «гимнастических систем» идея олимпизма в области физической культуры временно отошла на второй план. Однако она продолжала жить в только еще складывавшейся тогда археологии, а также в истории искусства.

Французский ученый-бенедиктинец Дон Бернар де Монфокон в 1723 году уговорил своего друга епископа о. Корфу провести раскопки в Элиде. Однако они не нашли подходящих специалистов. В конце концов практическую сторону дела взял на себя немецкий историк искусства Иохим Винкельманн. Тем не менее раскопки начаты не были, поскольку в период их подготовки Винкельманн был убит грабителями в Триесте (1768).

Самая большая проблема состояла в том, что за период свыше полтора веков территория тогдашнего Алтиса оказалась под многометровым слоем речных наносов. Археологи, проводившие исследования в Греции, долгое время не могли определить место, где следовало организовать раскопки. Первые следы были обнаружены в 1766 году оксфордским археологом Ричардом Чандлером (1738—1810), следовавшим указаниям одного турецкого аги, который в случайном разговоре упомянул о том, что «рядом с селением Мирака есть много развалин Храмов, а в его окрестностях можно найти и скульптуры, изображающие борцов».

Первые раскопки попыталась провести французская военная экспедиция (1829). Были обнаружены остатки нескольких зданий. Найденные художественные ценности отправили в Париж. Вывоз за границу предметов античного наследия вскоре вызвал сопротивление греческих патриотов. Во время раскопок был убит один солдат. Поэтому дальнейшие работы были приостановлены. Из-за отсутствия необходимых денежных средств последовавшие затем попытки частных лиц вести раскопки могли дать лишь ограниченные результаты. Однако весть об археологических находках облетела всю Европу. Филологи, археологи, историки начали собирать и публиковать воспоминания об Олимпийских играх древности.

По имеющимся данным, тогда же появилось и первое сообщение об олимпиадах на венгерском языке. Автором этого материала, опубликованного в сентябрьском номере «Полезных развлечений» за 1836 год, был профессор-языковед Шандор Мольнар. Даниэль Берженьи (1776—1836) в письме Иштвану Сеченьи выдвинул идею возрождения олимпийской гимнастики.

Археолог Эрнст Курциус (1814—1896) осуществил свою студенческую мечту — провел раскопки Олимпии.

Может быть, нелишне для иллюстрации его увлеченности олимпиадами процитировать заключительный фрагмент одного из докладов, с которым Э. Курциус выступил в 1852 году: «То, что лежит там в темной глубине, — жизнь из нашей жизни, и даже если у бога есть другие распространенные на земле заповеди, провозглашающие намного более величественный мир, чем олимпийское перемирие, то и тогда Олимпия все же остается для нас :священной землей. И нам необходимо перенести в наш мир, блистающий более чистыми огнями, возвышенность культуры древних, самоотверженный патриотизм, готовность к жертвам во имя искусства и радость состязаний, превосходящую любые жизненные силы».

Раскопки начались в 1875 году, после длительных приготовлений и переговоров, и до 1881 года Курциус, ставший к тому времени преподавателем университета, сделал самые важные находки, относящиеся к Олимпийским играм древности.

5.2.4.5.3. Попытки проведения панэллинских игр

Под влиянием исследований о раскопках Олимпии с 1830-х годов идея возрождения практики проведения Олимпийских игр вновь начинает активно занимать европейцев. В Швеции один из учеников Линга ценой больших материальных жертв берется за организацию в курортном местечке Рамлеса недалеко от Хельсинборга раз в два года под названием «Олимпийские игры» показательных выступлений гимнастов, конных состязаний и соревнований, программа которых состояла из номеров древних Олимпийских игр. Кроме лавровых венков, победители награждались также золотыми кольцами и другими предметами из благородного металла.

В 1844 году в Монреале организуют «Олимпийские игры».

Согласно еще мало известным сведениям, жители греческой деревни Летрино в память об освобождении своей страны от турецкого ига решили начиная с 1838 года раз в четыре года вновь проводить античные Олимпийские игры.Первые игры в форме народного празднества действительно были проведены, об остальных ничего не известно.

За сельским начинанием, обреченным на неудачу уже в силу своих масштабов,последовала аналогичная попытка, предпринятая уже на государственном уровне. Использовав фонд греческого борца за свободу Эван-гелиса Цаппаса, в Афинах восстановили античный стадион, а затем в соответствии с «олимпийским» указом короля в 1859 году там были организованы легкоатлетические соревнования и одновременно проведена выставка произведений изобразительного искусства и изделий кустарных промыслов.

В этих соревнованиях приняли участие греки из Малой Азии, Александрии и с Кипра. Почти ,во всех видах античных состязаний развернулась упорная борьба. В соответствии со вкусами того времени программа была расширена за счет номеров цирковой акробатики и упражнений в эквилибристике. Награды — различные венки, согласно олимпийским формальностям, а также небольшие денежные премии — вручал победителям король Оттон I. Вторая Олимпиада в 1863 году не состоялась из-за смерти короля и внешнеполитической напряженности, возникшей в связи с проблемой наследования престола. Однако затем такие Олимпиады проводились несколько раз: третья —в 1870 году, четвертая —в 1875 году, пятая —в 1888 году и шестая —в 1889 году.

Попытки организовать игры, напоминавшие о древнем прошлом, и учредить переходящие призы возродили, выражаясь словами Кубертена, «дремавший более тысячелетия дух античных олимпиад». Однако первые начинания нового времени не выходили за рамки народных празднеств, характер которых определялся интересами узкого, национального практицизма. Приданию этим соревнованиям международного характера путем включения в них элементов физической культуры мешали замкнутость безраздельно господствовавших на континенте движений гимнастов, а также спортивных клубов, которые в большинстве своем по-прежнему придерживались принципов «джентльменства».

Идея олимпизма, возрожденная на базе неоантичности, в конечном счете стала составной частью процесса международного общественного развития не благодаря грекам, а через каналы французской дипломатии, оказывавшей решающее влияние на отношения в Европе.

5.2.4.6. Развитие международного олимпийского движения


Сейчас читают про: