double arrow

От остальных соотечественников Кубертена, посещавших Англию, его


Благодаря достижениям науки о физической культуре, инициативам организационного характера и начинаниям в проведении соревнований Франция в конце XIX века стала духовным центром международной спортивной жизни. Вследствие этого французское физкультурное и спортивное движение не только воплощало тенденции к международной интеграции, но и все сильнее ощущало влияние внутренних социально-политических противоречий, присущих Франции.

(Франция терпит поражение под Седаном; Германия превосходит Францию по уровню промышленного производства; Германия в открытую вына­шивает новые агрессивные планы; колониальные устремления Франции сталкиваются с интересами Англии; на передний план выходит пролетариат; часть французской крупной буржуазии начинает искать выход в милитаризме, шовинизме и клерикализме.)

В 1880 году группа либералов-республиканцев во главе с бароном Пьером де Кубертеном учреждает Национальную лигу физического воспитания.Своей первоначальной целью Лига ставила создание с помощью широкой организаторской работы, строительства спортивных сооружений и печатной пропаганды спортивного движения, охватывающего все население Франции, системы школьного физического воспитания, распространяющегося на всех учащихся. Вскоре после этого, в 1884 году, сторонники монархиста Буланже, которому не давали покоя лавры императора, создали контрорганизацию под названием «Союз обществ физического воспитанияи военной подготовки».Буланжисты отрицали право на существование спортивных объединений; организуемых на добровольной основе. Что же касается преподавания физкультуры и другой спортивной работы в школах, то они хотели заменить их военизированной физической подготовкой, ввести в программу основные элементы обучения пехотинцев и кавалеристов.

Кубертен, которого чтят как отца олимпийского движения нового времени, поддержал в этой борьбе тех, кто видел, что муштра убивает физическую культуру, основанную на добровольных началах. Поэтому он выступил за спортивное профилирование физического воспитания, строящегося на передовых принципах педагогики, выдвинул требование возрождения духа соревнования в спорте. Посредством особого организационного построения спортивных объединений как в учебных заведениях, так и вне их Кубертек стремился к воспитанию молодежи в духе идей буржуазной республики. «Такая организация, где признаются принципы добровольного объединения. а руководство избирается или сменяется самими ее членами, — предварительная школа демократии для молодежи», — провозглашал он в своих работах.

В то же время принципы, которых придерживалась группа Кубертена,в своей основе отличались и от формалистических представлений о физическом воспитании тогдашних руководителей французской системы образования. Эти принципы могли быть претворены в жизнь только в результате широкой общественно-политической борьбы. Так кубертеновцы пришли к мысли о необходимости проведения таких международных соревнований, в которых Франция, как страна, игравшая определяющую роль в культурной жизни Европы, не смогла бы не принять участия без ущерба своему авторитету.Одновременно, используя притягательную и мобилизующую силу спортплощадок, они хотели доказать что и в условиях либерализма можно воспитывать боевую, здоровую молодежь.

Не менее противоречивым было в то время и положение в области физической культуры во Франции. Футболистов и легкоатлетов обвиняли в англомании, и большинство общественности страны считало, что занятия этими видами спорта оскорбляют национальные чувства французов. Различные социальные слои боролись за ведущую роль в спортивных федерациях. Жизнь этих объединений была пронизана духом соперничества существовавших в них каст и клик. В целом руководство французского спортивного движения отгораживалось от малообеспеченных категорий любителей спорта. Большинство же организаций рабочих и мелкой буржуазии еще не осознали до конца-значения физической культуры.

О низком уровне развития большинства видов спорта во Франции, за исключением гребли, велосипедного и конного спорта, говорит тот факт, что старейшее спортивное общество «Рэйсинг клаб де Франс» организовывало соревнования по бегу, участники которых состязались в жокейской форме, с хлыстами в руках и часто называли друг друга кличками лошадей. Куберт;-писал, что перед стартом одного из студенческих забегов отец какого-то бегуна угрожал убить сына, если тот не сможет преодолеть дистанцию двести метров.

5.2.4.6.2. От педагогики арнольдизма к осуществлению олимпийской идеи

Многие историки спорта придерживаются мнения, что идея возрождения олимпийского движения созрела у барона Кубертена под влиянием прочитанной им в детстве книги Томаса Хьюза «Школьные дни Тома Брауна». Библия арнольдизма, безусловно, могла сыграть свою роль в том, что молодой человек аристократического происхождения, привлеченный педагогической карьерой, отказался от открывавшейся перед ним перспективы стать военным или дипломатом. Однако в ранних работах Кубертена речь идет не об олимпийском движении, а о противоречиях господствовавшей тогда во Франции системы воспитания и главным образом о неблагополучном положении в области преподавания физкультуры в школе. Исходя из опыта своей организаторской деятельности и глубокого знания специальной литературы, Кубертен после долгих колебаний приходит к пониманию того, что развитие физической культуры во Франции должно идти не путем военизированного воспитания, основанного на немецкой гимнастике, а с использованием английского опыта, включающего в себя как игровую, так испортивную деятельность49.

Кубертен подробно изучил методы Яна, Линга, Амороса, Бейсдофа и Песталоцци. Самое большое влияние оказали на него книги X. А. Тайнера Английский дневник» и Андре Лорье «Жизнь в колледжах Англии». Читая эти книги, Кубертен приходит к решению самому поехать в Великобританию, что он и делает в 1883 году, чтобы там непосредственно познакомиться с результатами развития спортивной жизни.

В то время Англию большими группами посещали французские педагоги и политики, которые искали причины поражения 1870 года от пруссаков в первую очередь в недостатках школьной и военной подготовки. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что победа республиканцев во Франции в начале 1880-х годов создала условия для проведения реформы с целью создания школы, свободной от церковной опеки и более приспособленной к новому периоду развития капитализма.


Сейчас читают про: