double arrow

Социальные условия развития олимпийского движения нового времени


Появившиеся во второй половине прошлого века монополии привели не только к возникновению основных противоречий периода империализма. Одновременно в качестве средства общественного саморегулирования обозначились и противоположные тенденции к устранению этих противоречий. Гигантское развитие средств транспорта и связи ускорило обмен культурными ценностями. В этом процессе в значительной мере возросла роль международных общественных организаций, всемирных промышленных и торговых выставок, международных ярмарок, всемирных конгрессов деятелей литературы и искусства, фестивалей.

Возникли международные организации, призванные облегчить сотрудничество между народами: Международный Красный Крест (1863) для оказания помощи жертвам войны и стихийных бедствий; I (1864) и II Интернационалы (1889) в целях сплочения международного рабочего движения; Межпарламентский союз (1889) для координации деятельности законодательных органов; Международное бюро мира (1891) в целях сплочения пацифистских объединений, действующих в различных странах мира. Начались также попытки создания различных эсперантистских и феминистских организаций.




Выше уже говорилось о том, что развитие «джентльменского» спорта и гимнастического движения происходило в узких, национальных рамках. Хотя определенные организационные формы общения спортсменов соседствующих стран, обмен методами обучения, взаимные визиты в интересах популяризации гимнастики, встречи между академиями фехтования и университетами и получили распространение, однако они все же не смогли подняться до уровня организованных международных спортивных соревнований. Эти формы скорее способствовали пропаганде физической культуры, привлечению в ряды ее сторонников новых и новых людей. Развитие гимнастики в XIX веке было взаимосвязано с процессом формирования буржуазных национальных государств. Оно отражало их национальную ограниченность, а впоследствии невольно оказалось поставленным на службу пангерманским и панславянским тенденциям.

Гимнастическое движение не было единым в своем негативном отношении к проведению соревнований, но в силу присущего ему партикуляризма оказалось неспособным к беспристрастному сопоставлению результатов в области физической культуры, тормозило формирование системы международных чемпионатов, развитие международного характера спортивной жизни. Рамки этого движения стали тесны для современного спорта.

Начиная с последнего десятилетия XIX века в противовес замкнутости гимнастики и «джентльменского» спорта на первый план в развитии физической культуры вышло уже ярко выраженное «рекордное» направление спортивного движения, для которого было характерно сопоставление на основе высоких требований силы, ловкости, выносливости, быстроты, физических и духовных способностей спортсменов.Несколько упрощая, можно сказать, что вместе с монополистическими объединениями спорт также вышел за пределы отдельных стран. Об этом свидетельствуют попытки создания международных федераций гребцов, конькобежцев и конников, а также проведения первых международных соревнований, континентальных и мировых первенств по боксу, футболу и фехтованию. Однако первые международные встречи, чемпионаты Европы и мира, организация которых была явно обусловлена экономическими интересами, проводились на основе сугубо субъективных соображений.



Для консолидации спортивной жизни и координации соревнований стали необходимыми единая организация, стоящая над международными федерациями, и такие соревнования, которые охватывали бы все виды спорта, периодически повторялись и в ходе которых фиксировались бы достигнутые результаты.В качестве внешних рамок для этого почти напрашивалась оживленная в XIX веке благодаря эллинофильству олимпийская традиция. Ее идеализированная система норм содержала также возможность сотрудничества с силами, стремившимися к установлению бесконфликтных международных отношений.



Исходя из этого, пионеры олимпийского движения стремились с самого начала к тому, чтобы чувство восхищения памятниками и культом древней физической культуры, возникшее в среде интеллектуалов, охватило бы и тех, кто занимался спортом и кого презирало буржуазное общественное мнение той эпохи. В то же время, ссылаясь на мирный характер древних олимпиад, они хотели обеспечить идейное содержание современной спортивной деятельности с помощью любительских правил. Согласно этому подходу, к идеалу спортсмена приближается в наибольшей степени тот, кто стремится поднять свои моральные и духовные качества, а также выполняемую по призванию работу на такой же уровень совершенства, какого он добивается в любом виде спорта с помощью своих рекордных результатов.







Сейчас читают про: