double arrow

Исторические традиции использования соломки в декоративных целях


Литература

  1. Гитун Т.В. Предметы интерьера и сувениры из сухих трав и цветов.—Ростов н/Д.: Феникс, 2005.—192 с.
  2. Курдаков Е.В. Лес и мастерская.—Алма-Ата: Кайнар, 1986.—333 с.
  3. Лобачевская О.И. Соломоплетение.—М.: Мир, 2000.—415 с.
  4. Обработка природных материалов.— М.: Просвещение, 1984.—44 с.
  5. Основы художественного ремесла / Под ред. В.А.Бородулина.—М, Просвещение, 1978.
  6. Перевертень Г.И. Аппликация из соломки.—М.: Изд-во АСТ, 2004.—14 с.
  7. Починова Н.В., Дяхтеренко В.Н. Инкрустация соломкой.—Мн.: Полымя, 1988.—62 с.
  8. Сахута Я.М. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва.—Мн.: Беларусь, 2001 .—110 с.

Использование соломы злаковых растений для изготовления и декорирования предметов домашнего обихода относится к тому периоду, когда было освоено земледелие, когда с культивированием злаков образовался источник сырья – солома. Издавна человек ценил не только хлебный колос, но и стебель – прекрасный поделочный материал. Этот материал не требовал затрат на заготовку или приобретение.

Первоначально солома использовалась как поделочный материал только в утилитарных целях. Соломой крыли крыши, утепляли дом, использовали для изготовления постели, обуви, головных уборов, хозяйственной утвари.

Но солома представляла для крестьян не только материальную ценность. Земледельческие народы наделяли ее особой духовной сущностью, приписывали ей силу плодородия, способность воздействовать на крестьянскую жизнь, поэтому ей отводилась значительная роль в обрядности. Солома была незаменимым пластическим материалом для создания обрядовых атрибутов и украшений.

Наиболее интересна и разнообразна жатвенная обрядность: украшали первый и последний сноп, сплетали из колосьев венки, оставляли на жниве заплетенные последние колоски. Венки из колосьев служили для украшения голов жниц, их дарили вымышленному и могущественному хозяину поля. В Венгрии и Польше – плели венки дожинок в форме колокола или короны. Плели жатвенные чучела (В Германии – «мать хлеба», двойное чучело – снаружи – 3-4 снопа, внутри куколка из колосков; в Шотландии – «дева урожая» чучело 8-30 см.) Из последнего снопа делали хлебного волка (хранили над дверью дома до следующего урожая). Атрибут масленицы, Ивана Купалы и др. народных праздников – соломенное чучело (как бы подношение жертвы богам, чтобы снискать их милость). Чучела сжигали и разбрасывали по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Еще один элемент народных обрядов – ряженье в солому (на Рождество, масленицу, Пасху, во время народных карнавалов) Ряженые оборачивались снопами, обкручивались соломенными плетеными косами. Обязательным элементом костюма была конусообразная шапка из соломы.

В 19 веке обрядовые атрибуты жатвы приобретали стилизованные, декоративные формы, которые воплощались в более сложных приемах плетения. Последний сноп стали заменять подвесными украшениями, подвесками в виде сосулек с колосками (Польша, Венгрия). Получили распространение жатвенные букеты, которые устанавливали в домашних алтарях и церквях как символы плодородия. (Англия, Ирландия). Во время жатвы из соломы плели искусные поделки: кресты, пирамиды, серпы, якоря, мельницы, урожайные банты. В конце 18 в.в. для сельских церквей на Полесье были созданы соломенные врата (ныне хранятся в Музее белорусского народного искусства). Здесь солома является не только декоративным материалом, но и несет аграрную символику (дер. Лемешевичи и Вавуличи на Пинщине). Украшение иконостатсов соломенными вратами было распространено не только на Полесье - Борисоглебская церковь (Гродно)

Обрядовое творчество с соломой заложило основу соломоплетения, сформировало основные ремесленные и художественно–образные приемы этого вида ДПИ

Самым древним было спиральное плетение. В домашнем обиходе из соломы плели сосуды и корзины, незаменимые для хранения зерна и муки, переноски продуктов, сбора грибов и ягод. Плотно сплетенные из жгутов, они не уступали по прочности деревянным бочкам, часто даже не пропускали воду, обеспечивали необходимую вентиляцию, были прочными и долговечными. Утварь была разнообразна по формам и размерам, которые определялись назначением. Все они были округлые по форме.

Емкости типа бочки «кузуб», «шиян», «короб», «корчага», «соломяник»

Емкости такой же формы, но меньшего размера – для хранения продуктов – «кубел» или «коробка»

Емкости типа корзин – для переноски продуктов, сева зерна, имели ушки или петли – «севни», «лубки»

Небольшие соломенные корзинки (15-20мм) использовались как мерные емкости при торговле зерном – «гарнец»

Помимо предметов домашнего обихода, из соломы изготавливали разнообразные шляпы методом спирального плетения и путем сшивания плетеных соломенных лент.

Предметы обихода и шляпы изготавливали не только для себя, но и для торговли с Киевом, Вильно, Вятской, Оренбургской и Нижегородской губерниями России, Варшавой.

Крестьянские дети и молодежь плели украшения – соломенные кольца, бусы. С начала 19 века получила распространение плетеная шкатулка.

Замечательное изобретение народного декоративного искусства – подвесные украшения из соломы, которые вывешивали в доме обычно к праздникам, играли обережную роль. Их называли «пауками». Они собирались из соломенных трубочек, украшались декоративными элементами. Были шарообразными, пирамидальными, ромбическими.

В народном искусстве белорусов соломка применялась не только для различных видов плетения, она служила также незаменимым пластическим материалом. Скрученные, согнутые и связанные пучки соломки превращались в руках народных мастеров в кукол, фигурки животных и птиц. Эти маленькие скульптурные произведения в основном делались на свадьбу или во время праздников – Рождества. Пасхи, в дни, когда встречали приход весны. В некоторых районах России соломенные фигуры наряжали на масленицу в тех домах, где были молодожены. Вместе с тем, основное назначение соломенной куклы в крестьянской жизни – игрушка, забава, развлечение и не только для детей, но и для взрослых. Куклы из соломы, хрупкие и непрочные, были привлекательны тем, что в них имелся секрет – они могли двигаться, чего лишены были игрушки деревянные, глиняные и тряпичные.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками крестьянского дома, семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Небольшое количество соломенных кукол середины XIX - начала XX века, имеющихся в разных музеях, свидетельствует о том, что они почти не отличаются друг от друга, хотя и были созданы разными народами. Они также условны, лаконичны, нерасчленены, как и традиционные народные деревянные и глиняные куклы. При отсутствии деталей, черт лица соломенные куклы удивительно образны, они узнаваемо передают женский облик, с характерной для народного костюма перетяжкой по линии или выше талии и колоколом юбки. И, вместе с тем, они зримо ассоциируются с перевязанным снопом хлеба. Конструкции кукол очень просты, выполнены из одного - двух пучков соломы, скрученных и связанных между собой. Русские куклы - стригушки (после их связывания неровные концы соломин по краю юбки подстригались), хранящиеся в Русском и Загорском музеях игрушки, имеют заплетенные в косички руки и детали одежды из цветных лоскутков - косынки, фартуки.

Любители народного искусства знают по выставкам и многочисленным публикациям знают имя пензенской мастерицы соломенной игрушки Е. Медянцевой. В ее творчестве неожиданно появился один из самых архаичных приемов изготовления куклы из соломы. Мастерица создает куклу из одного пучка соломы, закручивая тугой петлей прическу.

Соломенная кукла осталась первозданной - архаической и донесла до нас простейшие, но очень рациональные пластические и конструктивные приемы создания в этом материале образа человека.

Изображения из соломы различных животных и птиц также связанно с народными обрядами. Фигурки из соломы, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол. Соломенных птиц часто подвешивали над столом рядом с «пауком» или подвязывали к нему. Почти невесомые, они, словно в полете, парили в воздухе. С соломенными жаворонками в первые теплые дни после зимы звали - «гукали» весну. Конь из соломки принимал участие» в свадебном обряде. Такие фигурки, конечно, были и детскими игрушками

Так же как и в куклах, в соломенных фигурках народные мастера умели лаконичными художественными приемами передать характерные черты и особенности облика животных и птиц. Конструктивные приемы, применяемые в народе для создания соломенных фигурок, очень просты. В них сконцентрировался многовековой художественный опыт пластической работы с этим материалом. Почти забытый сегодня в крестьянской среде, он нашел свое яркое воплощение в работах современных мастеров белорусской соломки.

Соломка являлась не только самостоятельным поделочным материалом, использовалась и в качестве отделочного, в основном, в инкрустации. Создавая необходимые предметы быта из дерева и других плотных материалов, деревенские мастера стремились их украсить. Вместо дорогих и редких материалов использовали дешевую доступную соломку. В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий, шкатулки, табакерки. Несложные по своему конструктивному решению предметы, орнаментированные узором геометрического или растительного характера, приобретали красоту и выразительность.


Сейчас читают про: