double arrow

Заготовка, первичная обработка и хранение соломки

Современные белорусские промыслы по обработке соломки

В настоящее время «белорусской соломкой» называют произведения мастеров соломоплетения и инкрустации. Как вид народного искусства и современный художественный промысел белорусское соломоплетение развивается в новых исторических условиях. Его становление – во 2 половине 60-х годов 20 века.

Самыми яркими мастерами в области соломоплетения являются:

В.И.Гаврилюк (Брест) – куклы и сложные композиции (птицы, зубры, волки, лошадки, поросята)

Е.Г.Артеменко (Могилев) – куклы, скульптура «Конь-огонь» - символ белорусского соломоплетения.

Л.Н.Лось (Минск) – реставрация соломенных врат

Т.Л.Агафоненко (дочь В.И.Гаврилюк) – отказалась от излишних украшений и материалов, создает большеразмерные скульптурные композиции иза счет чернового каркаса. Возродила «пауков»

Л.Г.Гловацкая – новые художественные приемы – новые плетенки, использование постриженных колосков и листьев, спиральки, бусинки

В промышленных условиях изделия из соломки выполняются в Чечерске и Хойниках.

Искусство инкрустации до недавнего времени бытовало как домашнее увлечение, но развивалось повсеместно (в Литве, Украине, в Беларуси, Ленинградской, Кировской, Горьковской обл)

В Беларуси инкрустация как художественный промысел существует с середины 50-х годов. В г.Жлобине, Мих.Вас. и Вера Никодимовна Дехтяренко организовали небольшой участок из 4 человек.

В 60-70 годы соломка получила популярность не только в республике. В это время она начинает развиваться на Брестской фабрике. В настоящее время также в Гомеле, Бобруйске, Кобрине. В этих городах существуют с средние специальные учебные заведения, готовящие мастеров инкрустаторов

Солома – стебли хлебных злаков (рожь, пшеница, овес, ячмень) и дикорастущих луговых злаков (мятлик, тимофеевка и др)

Соломка – специально обработанный и подготовленный материал для художественных работ.

Наилучшими качествами для художественной обработки обладает солома ржи густого посева на песчаных почвах, заготовленная в период молочно-восковой спелости зерна (стебель ровный, длинный, тонкий, с небольшими узлами) (Пшеничная солома – короче, грубее, толще; овсяная солома – красивая, мягкая, желтая, но короткая.)

Для художественной обработки непригодна помятая солома после уборки зерна комбайном. Можно использовать кулевую солому (Куль – сноп соломы, сжатый серпом и обмолоченный от зерен вручную)

Чтобы заготовить солому для работы, нужно получить разрешение и на отведенном участке произвести уборку вручную – срезая колоски серпом или ножницами. Для заготовки необходимы: серп или ножницы, бумага или п/э пленка, резинки или тесемки для упаковки пучков. Стебли необходимо срезать у самой земли и сразу связывать в снопы. Колоски нужно обмолотить или обрезать.

Время заготовки – июль-август. (различные сроки сбора накладывают отпечаток на цветовой оттенок стебля) (в мае-июне – серовато-зеленый, если росла в тени – фиолетовый; июль-август – золотистый; сентябрь – красноватый; прозимовавшая в стогу – серо-коричневая; перезимовавшая на открытом воздухе – серебристая)

Если заготовленная солома зеленая – ее нужно просушить, иначе она перепреет и будет непригодна. Сушить необходимо в закрытом проветриваемом помещении (на чердаке) – разложить горизонтально нетолстым слоем и периодически переворачивать. Зеленая солома, высушенная в тени, сохраняет свой цвет, высушенная на солнце - становится золотистой.

Строение стебля соломы: стебель круглый, внутри полый, разделен на 4-5 междоузлий (колен). Нижние короткие, верхние – до 50 см. Толщина отрезков имеет сбег – т.е. уменьшается к вершине. В междоузлиях крепятся листья. Стебель венчается колосом.

Междоузлия разделяют по сортам: 3 сорт - самые нижние (толстые, грубые, короткие) – используются для изготовления каркасов в скульптуре и других вспомогательных целей; 2 сорт – самые верхние – длинные, но тонкие, в основном используются для плетения; 1 сорт – все средние междоузлия, самые равномерные по диаметру, средней длины, универсальны.

Свойства соломки: декоративные свойства – глянцевая поверхность, естественная красота цвета, направление волокон, оказывающее влияние на восприятие цветового оттенка и текстуры поверхности; технологические свойства: сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув – хорошо сохраняет форму; соломенные пластинки хорошо наклеиваются, тонкие


Сейчас читают про: