ОГЛАВЛЕНИЕ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
КУРС ЛЕКЦИЙ
Для специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
Составил: преподаватель Шкуро П.И.
г.Краснодар 2010 г.
Составлена в соответствии с
Государственными требованиями
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускника
по специальности
Рассмотрено Утверждаю
На заседании кафедры Педагогики Зам. Директора по УР
и информационных технологий ___________ Г.А. Словцова
__________ В.Н.Легкая «____» ______________ 2010 г. «____» ______________ 2010 г.
Автор: Шкуро Павел Иванович, преподаватель КГТК
Лекция 1. Понятие и механизм управления качеством. 4
Лекция 2. История развития метрологии, стандартизации и сертификации. Особенности современного этапа. 8
Лекция 3. Цели, задачи и принципы метрологии, стандартизации и сертификации. 10
Лекция 4. Международные организации по метрологии, стандартизации и сертификации. 12
Лекция 5. Российская национальная система технического регулирования. 16
|
|
Лекция 6. Стандартизация: сущность, концепция, система мероприятий. 18
Лекция 7. Метрология: сущность, содержание, виды измерений. 20
Лекция 8. Сертификация: содержание, формы, направления. 23
Лекция 9. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. 25
Лекция 10. Законодательная база нормативно – правового обеспечения. 27
Лекция11. Нормативная база. 29
Лекция 13. Информационные ресурсы и их организация. 37
Лекция 14. Показатели характеристик безопасности продукции. 40
Лекция 15. Стандартизация и лицензирование программных продуктов. 43
Основная литература. 61
Последние десятилетия развития промышленности характеризуются повышенным вниманием к качеству выпускаемой продукции. Выпуск продукции высокого качества рассматривается во всех странах мира как одно из важнейших условий развития национальной экономики.
Это связано с тем, что в настоящее время выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность зависит от двух показателей – уровня цены и уровня качества продукции, причем качество постепенно выходит на первое место, опережая по своей значимости показатели производительности труда и экономии всех видов ресурсов.
Повышение качества продукции – характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира.
Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей.
При этом понятие конкурентоспособность применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям.
|
|
1.1. Конкурентоспособность предприятия – его способность сохранять ирасширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качеству продукции, так и по отношению к производителям – конкурентам.
Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и предприятия имеют существенные различия:
1) конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, который соответствует периоду функционирования предприятия;
2) конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно – технический потенциал;
3) анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – прерогатива потребителя.
По своей структуре конкурентоспособность предприятия значительно сложней конкурентоспособности продукции, т.к. объём её приложения - вся производственно-экономическая деятельность предприятия.
1.2. Конкурентоспособность продукции – это его относительная характеристика, которая отражает отличие данной продукции от продукции конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности.
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
¾ полезностью (качество, эффект от использования);
¾ определяющими затратами потребителя (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию);
¾ конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание).
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в CCI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.
1.3. Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество - совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные потребности. Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.
Можно выделить 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствами продукции:
1. Показатели назначения (классификационные показатели, функциональные показатели, конструктивные показатели, показатели состава и структуры).
2. Показатели надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость).
3. Эргономические показатели, характеризуют систему «человек-изделие». (Эргономика изучает человека и его деятельность в условиях современного производства).
4. Эстетические показатели.
5. Показатели технологичности (трудоёмкость, материала и фондоёмкость).
6. Показатели стандартизации и унификации.
7. Патентно-правовые показатели.
8. Экологические показатели (уровень вредных воздействий на окружающую среду).
9. Показатели безопасности.
10. Экономические показатели т.е. затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции.
|
|
Поскольку на качество влияет множество факторов, то главная задача заключается в выделении основных факторов для обеспечения контроля и управления качеством продукции.