Сертификация разработчиков авиационной техники

Участники сертификации

Основными участниками работ по сертификации типа АТ являются: Заявитель - Разработчик типа АТ, Авиарегистр МАК, сертификационные центры, независимая инспекция.

Сертификационный центр - организация, получившая полномочия от Авиарегистра МАК на проведение сертификационных работ и выдачу заключения о соответствии объекта сертификации требованиям авиационных правил в определенной области, например: прочность и ресурс АТ, производство АТ, авиационные материалы, акустика.

Независимая инспекция - структурное подразделение, получившее полномочия от Авиарегистра МАК осуществлять контрольные функции у Разработчика и Изготовителя АТ и принимать в пределах этих полномочий решения, независимые от решений и мнений организаций, которые она контролирует. В подавляющем большинстве случаев независимой инспекцией является военное представительство Министерства обороны, контролирующее данную организацию. В отдельных случаях по разрешению Авиарегистра МАК у Разработчика и Изготовителя может действовать независимая инспекция, в состав которой не входят военные представители.

Решением Авиарегистра мак "О порядке сертификации предприятий и организаций, создающих гражданскую авиационную технику" от 22 мая 1992 г. вводится процедура обязательной сертификации разработчиков авиационной техники: воздушных судов, двигателей и воздушных винтов.

Сертификация организации - разработчика АТ производится при наличии лицензии на этот вид деятельности, выданный специально уполномоченным органом в области авиационной промышленности - Российским авиационно-космическим агентством (РАКА).

Порядок проведения сертификации:

1. Подача заявки в Авиарегистр на проведение работ по обследованию организации на право получения сертификата разработчика авиационной техники. К заявке прилагается "Характеристика организации".

2. Обследование организаций, которое проводится по специальной программе комиссией, образованной Авиарегистром МАК и РАКА.

3. Заключение комиссии РАКА и Авиарегистра МАК о возможностях выдачи сертификата Разработчика.

4. Принятие Авиарегистром МАК решения о выдаче сертификата Разработчика.

" Характеристика организации " должна содержать следующую информацию:

- Организация является юридическим лицом.

- История создания и развития организации.

- Образцы созданной авиационной техники.

- Взаимодействие с другими организациями.

- Перечень типов ат, по которым аттестуется организация.

- Структура организации, обеспечивающая разработку авиационной техники в соответствии с требованиями Норм летной годности, со структурной схемой подчиненности и ответственности руководителей.

- Наличие принятой в РАКА системы качества продукции.

- Наличие независимой инспекции.

- Наличие на предприятии действующей службы сертификации.

- Основные сведения о руководителях организации, позволяющие оценить опыт и квалификацию специалистов.

- Технические средства предприятия.

Цель специальной программы обследования организаций Разработчиков авиационной техники является:

- Определение квалификации персонала организации.

- Выявление наличия технических средств для выпуска проектной документации и экспериментальной базы для отработки проектно-конструкторских решений.

- Определение наличия принятой в авиационной промышленности системы обеспечения качества продукции.

- Определение наличия нормативной технической документации, отраслевых инструкций, отраслевых стандартов, а также стандартов предприятия.

- Возможность обеспечения соответствия создаваемых образцов АТ требованиям авиационных правил, стандартам.

- Возможность обеспечения сопровождения в эксплуатации своих изделий, поддержание летной годности.

Минимально необходимая структура ОКБ, обеспечивающая разработку самолета в соответствии с Нормами летной годности, приведена на рис.7.

В настоящее время Авиарегистр МАК проводит работу по дальнейшему совершенствованию системы сертификации Разработчиков АТ, которая будет гармонизирована с международными авиационными требованиями. В ней предполагается использовать рекомендации стандартов серии ISO 9000.



  Силовая установка. Экология
  Бортовое оборудование
  Самолетные системы
Аэродинамика и динамика полета


Эксплуатация. Поддержание летной годности
Конструкция и технология производства
Внешние нагрузки. Прочность


Рис. 7. Минимально необходимая структура ОКБ, обеспечивающая

разработку самолета в соответствии с Нормами летной годности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: