Правила и рекомендации по стандартизации

Классификаторы технико-экономической и социальной информации

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений

Стандарты данной категории имеют обозначение СТО и являются для России принципиально новыми. Они разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования результатов исследований и разработок, полученных в различных областях знаний (ГОСТ Р 1.0-92). Объектами стандартизации в них должны быть, как правило (ГОСТ Р 1.4-93):

· принципиально новые виды продукции, процессов и услуг, методы испытаний;

· нетрадиционные технологии;

· принципы организации и управления производством или других видов деятельности.

Стандарты данной категории не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Если в них содержатся положения, которые затрагивают вопросы безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, то они должны быть согласованы с соответствующими органами государственного контроля и надзора. Изложение, оформление и обозначение стандарта научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 1.5-92. Построение и содержание стандарта определяется этими организациями самостоятельно.

Необходимость применения стандарта научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций определяется не органами государственного управления, а субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно. Такой статус фактически превращает стандарты данной категории в рекомендации.

Классификатор технико-экономической и социальной инфор­мации - документ, содержащий систематизиро­ванный перечень кодов и наименований объектов классификации и классификационных группировок, разработанный и утвер­жденный в установленном порядке, обязательный для примене­ния на различных уровнях управления.

Понятие “Классификатор технико-экономической информации” существовало и в Советском Союзе как элемент Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК). В рамках данной системы были созданы взаимоувязанные общесоюзные, межотраслевые, отраслевые и республиканские классификаторы, а также классификаторы предприятий. При этом только общесоюзных классификаторов насчитывалось не менее 24. Среди них можно упомянуть:

· общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП);

· классификатор Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

· общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

В настоящее время в Российской Федерации, в зависимости от уровня утверждения и сферы применения, разрабатываются классификаторы следующих категорий:

· общероссийские (ОК);

· отраслевые;

· предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.)

По статусу утверждения и области применения классификаторы приравниваются соответственно к государственным и отраслевым стандартам, а также к стандартам предприятий.

Общероссийские классификаторы утверждает Госстандарт России. Их применение является обязательным при обмене информацией между системами управления государственного уровня и при заполнении унифицированных форм документов, установленных государственными органами и имеющими меж­отраслевое применение.

Отраслевые классификаторы, как и отраслевые стандарты, действуют в рамках утвердившей их отрасли (министерства, ведомства) при заполнении отраслевых документов, а классификаторы предприятий — в рамках утвердивших их предприятий (объединений, ассоциаций и др.). В качестве классификаторов предприятий могут служить выборки из общероссийских и отрасле­вых классификаторов.

В России действует более 30 общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ). Некоторые из них указаны в Приложении 4.

ОКТЭИ используются в качестве единых машино-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в том числе для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТН ВЭД предназначены для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции.

Шесть общероссийских классификаторов (ОКДП, ОКЗ, ОКС, ОКВ, ОКЕИ, ОК ТН ВЭД) полностью соответствуют международным классификациям или стандартам.

Так, общероссийский классификатор стандартов (ОКС) является результатом прямого применения Международного классификатора стандартов, утвержденного ИСО в 1996 г., и полностью соответствует Межгосударственному классификатору стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96. Объектами классификации являются стандарты и другие нормативные документы по стандартизации.

ОКС предназначен для использования при построении каталогов, а также указателей стандартов и других нормативных документов по стандартизации, для классификации стандартов и нормативных документов по стандартизации, содержащихся в базах данных, библиотеках и т. д.

В ОКС принят иерархический метод классификации. Длина кодового обозначения — семь знаков, алфавит кода — цифровой. Структура кода ОКС приведена на рис. 4.1.

ХХ ХХХ ХХ
В ряде случаев для обеспечения точности индексирования нормативных документов и облегчения их поиска классификационные группировки содержат помеченные звездочкой пояснения и ссылки на коды других классификационных группировок. Пример записи позиций ОКС [1]:

  Машиностроение
25.080 Металлорежущие станки
  *Деревообрабатывающие станки см. 79.120.10
25.080.10 Токарные станки

В общероссийском классификаторе единиц измерения (ОКЕИ) объектами классификации являются единицы измерения, ис­пользуемые в различных сферах деятельности. В ОКЕИ семь групп единиц: длины, площади, объема, массы, технические, времени, экономические.

ОКЕИ содержит два раздела и два справочных приложения.

Раздел 1 -- «Международные единицы измерения, включенные в ЕСКК» — сформирован на базе международной классификации единиц измерения, содержащейся в рекомендации «Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле» Европейской экономической комиссии ООН (Рекомендация №20 РГ 4 ЕЭК ООН). Он включает наиболее употребительные в Российской Федерации единицы измерения. Оставшиеся вне его единицы измерения из указанной международной классификации вынесены в справочное приложение А.

Раздел 2 — «Национальные единицы измерения, включенные в ЕСКК» — включает дополнительные национальные единицы измерения, отсутствующие в международных классифи­кациях.

Длина кодового обозначения — три знака, алфавит кода — цифровой. В классификаторе использована серийно-порядковая система кодирования.

 
 

Пример записи одной позиции из раздела 1 классифи­катора ОКЕИ приведен на рис. 4.2.

Существенной переработке из-за перехода страны к рыночной экономике подверглись ОКУД, ОКП, ОКОФ (основных фондов), ОКИСЗН.

Из-за прекращения централизованного планирования и управления экономикой в общероссийском классификаторе продукции сохранена лишь классификационная часть с шестиразрядным кодовым обозначением каждой позиции, а при необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции министерства (ведомства) могут создавать отраслевые классификаторы продукции, в которых в качестве первых шести знаков должны использоваться коды ОКП.

Классификаторы ОКПО, ОКОГУ, ОКЭР, ОКСО, ОКУН, ОКПДТР (см. Приложение 4) сохранили свое функциональное назначение с учетом доработки применительно к территории России, структуре ее системы управления.

Классификатор ЕСКД - единственный, который принят в качестве общероссийского без переработки.

Состав классификаторов будет расширяться по мере дальнейшего совершенствования процесса экономического развития страны и ее последовательной интеграции в мировую экономику.

Существенное отличие от ранее действующего порядка по ведению общесоюзных классификаторов - основным средством ведения общероссийских классификаторов и обеспечения взаимодействия с абонентами является информационно-вычислительная сеть статистики. Поэтому значительно повышается роль территориальных органов статистики, которые осуществляют информационное обслуживание абонентов своего региона.

Состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их в актуальном состоянии (ведению) путем внесения изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения регламентированы комплексом государственных стандартов под общим названием — Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социаль­ной информации (ЕСКК ТЭИ).

Основными задачами ЕСКК ТЭИ являются:

· упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления;

· создание комплекса классификаторов, необходимых для решения задач органами управления различного уровня;

· максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанных с международным обменом информацией;

· обеспечение условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;

· обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭИ являются экономические и социальные объекты и их свойства, информация о которых необходима для решения управленческих задач.

Примерный состав основных работ, предусмотренных ЕСКК ТЭИ, представлен на рис. 4.3.

 
 

Как видно из рис. 4.3, работы должны начинаться с постановки задачи по сбору, учету и анализу информации об объекте, которую должен решать орган управления. Он должен также сформулировать техническое задание на разработку классификатора. Далее осуществляется анализ множества объектов управления, выделяются их основные признаки, по которым с учетом поставленных задач формируются группы однородных объектов и выбираются методы классификации и кодирования множества.

Следующим этапом является разработка классификатора в порядке, установленном ЕСКК ТЭИ, включая разработку систем ведения классификатора и мероприятий по его внедрению.

Эти нормативные документы предназначены для решения задач организации и координации работы по стандартизации в России (ГОСТ Р 1.0-92).

Кроме правил и рекомендаций по стандартизации, в Российской Федерации предусмотрены аналогичные нормативные документы по метрологии, сертификации и аккредитации. В силу единства их функционального назначения общие положения, порядок разработки, принятия и регистрации правил и рекомендаций в значительной степени унифицированы и излагаются в ГОСТ Р 1.10-95.

Правила по стандартизации (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или)общетехнические положения, порядки (правила процедур), методы (способы, приемы) выполнения работ в области стандартизации, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Они разрабатываются при необходимости детализировать обязательные требования основополагающих организационно-технических и общетехнических стандартов, при отсутствии таких стандартов, а также в том случае, если разрабатывать и применять подобные стандарты нецелесообразно.

Рекомендации по стандартизации (Р) - документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедур), методы (способы, приемы) выполнения работ в области стандартизации, а также рекомендуемые требования к оформлению результатов этих работ. Рекомендации разрабатывают и принимают для предварительной проверки на практике еще не ставших типовыми положений, порядков, методов выполнения работ, а также правил оформления их результатов.

Правила и рекомендации не должны дублировать обязательные требования действующих государственных и межгосударственных стандартов и не могут противоречить этим требованиям.

К разработке проектов правил и рекомендаций привлекаются научно-исследовательские институты и другие организации, как относящиеся к системе Госстандарта России, так и не входящие в нее. Правила для межотраслевого применения вводятся в действие постановлением Госстандарта России и при необходимости регистрируются в Минюсте России. Рекомендации вводятся в действие решением руководства Госстандарта России (постановлением, приказом, распоряжением или личной подписью).

В заключении приведем особенности обозначений правил и рекомендаций для различных областей. Обозначение включает индекс (ПР - для правил, Р - для рекомендаций), код Госстандарта России (50), условное цифровое обозначение области деятельности (1 - стандартизация, 2 - метрология, 3 - сертификация, 4 - аккредитация), трехзначный регистрационный номер и две последние цифры года утверждения документа. Примеры обозначений:

Правила по стандартизации ПР 50.1.005-95
Рекомендации по метрологии Р 50.2.006-95
Правила по сертификации ПР 50.3.007-95
Правила по аккредитации ПР 50.4.008-95

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: