double arrow

Сов. культура в годы ВОВ


С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).




В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Сов. писатели противопост. фашистской лживой пропаганде большую человеч. правду. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свиде­тельские показания военнопл., дела­лись ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказ. суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. Публиц. оказала огромное влияние на все жанры лит-ры военных лет, и прежде всего на очерк.

В годы ВОВ создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова. В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капи­тана, провоевавшего под Сталингр. все дол­гие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела на­ша армия.



Кинематограф и театральное искусство. Большую роль в развитии искусства, начиная с первых военных лет, сыграла театральная драматургия А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова и др. По их пьесам «Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города», «Русские люди», «Нашествие» позже по этим пьесам были поставлены фильмы. В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино. В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов - кинодокументов позволил хронике как виду информации публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой.



Иным, чем до войны, но по - прежнему могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла. Кинооператоры на фронте вначале снимали так же, как и в мирные дни во время маневров. С осени 1941 года характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменятся. Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по своему стилю военные сводки. Однако постепенно все явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию, но и попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны.

В трудные для Москвы дни, когда враг оказался на расстоянии 25-30 километров от города, москвичи увидели на экранах новый киножурнал - «На защиту родной Москвы». Его стала выпускать группа кинорежиссёров, оставшихся в Москве (Л. Варламов, Б. Небылицкий, Р. Гиков, Н. Карамзинский, И. Копалин, С. Гуров). Из материалов, присылаемых на студию фронтовыми кинооператорами, они монтировали короткие очерки и отдельные сюжеты, в которых рассказывалось о боях на подступах Москвы, о военных буднях советской столицы. Последние номера киножурнала (за зиму 1941/42 г. было выпущено девять выпусков) информировали зрителя о ходе контрнаступления частей Красной Армии и разгроме фашистских войск под Москвой. Большая часть этого материала вошла в последствии в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Кроме сюжетов в киножурналах документалисты с первых же дней войны приступили к выпуску короткометражных картин и обзорных киноочерков, которые рассказывали о жизни Советского государства, подвергнувшегося нападению гитлеровской армии. К их числу относятся: «Молодежь, на защиту Родины!» (режиссер О. Подгорецкая), «Наша Москва» (режиссер Я. Посельский), «24-й Октябрь» (режиссер Л. Варламов), «Хлеб - Родине» (режиссер Л. Степанова) и др.

В начале 1942 года вышел на экраны большой документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламова и И. Копалин, дикторский текст П. Павленко, текст песни А. Суркова, композитор Б. Мокроусов). Фильм рассказывал о наступательной операции советских войск под Москвой в декабре 1941 - январе 1942 года, сыгравшей огромную роль в ходе всей мировой войны.

Агитационный плакат, как главный вид изобраз. искусства в годы ВОВ.

Одним из важнейшим видов изобразительного искусства в годы войны стал плакат. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти: Уже 24 июня был напечатан в газете «Правда» плакат с следующим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Среди первых военных плакатов — работа Н. Долгорукова «Врагу не будет пощады!». Накануне ВОВ художник постановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Текст на нем был «За Родину, За Честь, За Свободу!». Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет- Родина Мать зовет. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом. Таковы плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М. Авилова.


69. СССР в 1945 – 1954 гг. ХХ съезд КПСС.

Внутренняя политика посл. лет правления Сталина.

Основные направления:

ñ Перестройка промышленности на мирный лад

ñ Возрождение разрушенного в годы войны (в оккупированных районах – всего 1/3 потенциала)

ñ Дальнейшее хозяйственное развитие страны.

Полного единства НЕТ.

ñ Жданов (секретарь ЦК), Вознесенский (председатель Госплана): в западных страна обязательно наступит кризис, поэтому можно особо не напрягаться в плане тяжелой промышленности.

ñ Политбюро (Берия, Маленков): капиталисты могут и справиться с проблемами, так что надо напрягаться, тем более что у Запада были атомные бомбы. Индустрия должна стать абсолютным приоритетом.

Сталин – за опережающий рост тяжелой промышленности, хотя ее достижения гораздо менее рентабельны, чем достижения легкой промышленности. Это могло гарантировать страну от «всяких случайностей» и продвинуть ее к коммунизму. Послевоенные цели, по Сталину: восстанавливать экономику + строить коммунизм!!!

Сталина беспокоило положение дел в общественно-политической жизни, т.к. его личная власть подтачивалась. Народ посмотрел, как живут в капстранах и шокировался. «Брожение умов».

Рабочие недовольны материальным положением. Среди крестьян – слухи о роспуске колхозов.

Интеллигенция – надежда на либеральные реформы.

1948 –ООН провозгласила Декларацию прав человека. Свобода творчества, передвижение независимо от гос. границ. В экономике прелагали конкретные хозяйственные преобразования. Хотели ввести конкуренцию между предприятиями, свободные цены, ликвидировать колхозы. Оценивалось как «проникновение буржуазной идеологии в теоретическую сферу».

В городах – молодежные антисталинские группировки. Самая крупная – воронежская (1947).

Осень 1949 –раскрыта. Активисты получили от 2 до 10 лет за «клевету» на политику.

Даже номенклатура хотела изменений, демократизации органов, сокращения срока пребывания на посту, больше хозяйственной самостоятельности на местах.

В последние годы Сталин опять менял компашку вокруг себя.

10.1952 –19-й съезд ВКП (б). Политбюро ЦК сменилось Президиумом ЦК, смена караула. Особо доверенные партфункционеры – Бюро Президиума. НЕ вошли давние соратники Сталина: Молотов, Ворошилов, Микоян. Близок к опале Берия. Сталин – параноик, считал, что они работают на иностранные спецслужбы.

5.3.1953 –отбросил коньки Сталин. К концу жизни – зенит могущества. Создал 2-ю по мощи мировую державу. Черчилль: «принял Россию лапотной, а оставил с атомным оружием».

Но было 2 нерешенных вопроса.

Экономический. 1940-е – 1950-е:западные страны начали НТР è постиндустриальное общество. Стремительно увеличивался разрыв между технологическим качеством рыночной и директивной экономики. Последняя сверхцентрализована, у работников НЕТ материальных стимулов улучшать качество продукции достижениями научно-технической мысли.

Социальный.В развитых странах уровень жизни поднимался еще выше, им давали демократические права и свободы. С 1920-х гг.между СССР и Западом опустился занавес, чтобы не допустить проникания буржуазной идеологии в головы советских граждан. Потом стал железным. Опора занавеса – машина репрессий, которая после смерти Сталина стала потихоньку изживать себя, и ее пришлось выкинуть. Но изоляционизм сохранялся на протяжении всей холодной войны. Торговля с Западом уменьшилась (1950 – на 35% по сравнению с довоенными годами) è хреново для экономики (нет новых технологий и оборудования). Поэтому руководству СССР скоро пришлось пересмотреть внешнюю политику. Железный занавес начал ржаветь. Стал накапливаться критический потенциал.

Если полит. система не может адекватно реагировать на требования времени, она скоро начнет загибаться. Нет единого мнения, когда это началось в СССР. Мнения: середина 1950-х/конец 1970-х/середина 1980-х гг.

Особенность общего кризиса советской модели тоталитарного «госсоциализма»: затяжной характер (старые традиции: мощная государственность, нет ЕГО, тяга к уравниловке + территория, ресурсы, которые кидали в топку административной экономики и давали бесплатное медстрахование, пенсии, образование).

После смерти Сталина – власть у группы: Маленков (председатель Совмина), Берия (МВД), Хрущев (ЦК КПСС), они сразу начали грызться за лидерство. Вопрос в том, кого поддержит номенклатура. Ее основа – руководители (пришедшие после второй чистки): секретари ЦК компартий и комитетов. Лояльны к центру, требовали большей самостоятельности по местным вопросам, личной безопасности. Этого хотели и другие слои номенклатуры.

Восстания в советских концлагерях (1954 –в Кингире), в ГДР и Чехословакии.

Номенклатура понимала, что надо подтолкнуть производство, особенно аграрное. Реорганизовать ГУЛАГ, улучшить существование простых людей. Но так, чтобы НЕ ущемить партократию!!!

Все кандидаты на верховную власть заявили, что готовы к переменам.

Маленков Берия Хрущев
Против культа личности За акцент на потребности народа За мирное сосуществование с капстранами (а то – конец ослику в ядерной войне) За объединение Германии и ее нейтралитет За примирение с Югославией За расширение прав республик СССР и выдвижение там в руководство национальных кадров. Против русификации культуры Выбрали потому, что он меньше всего был замешан в перетрясках партаппарата и НЕ контролировал карательные органы.

6.1953 –арестован Берия по подозрению в сотрудничестве с «империалистическими разведками», 12.1953 –расстрелян.

1.1955 –вынужденная отставка Маленкова.

Лето 1957 –послали Маленкова, Кагановича, Молотова и других якобы «антипартийных»: сопротивление курсу.

Хрущев – умный, хитрый, хорошо знал законы аппаратной борьбы, сумел быстро подмять высшие эшелоны власти.

Внутренняя политика Хрущева

4.1954 –МГБ преобразовали в КГБ при Совмине СССР, смена кадров, над ними – прокурорский надзор.

1956 – 1957:амнистия репрессированных народов (кроме немцев Поволжья и крымских татар). 1964 –амнистия немцев Поволжья. 1967 –крымских татар.

Но руководство НЕ разрешило проблем справедливого расселения è мина под межнациональные отношения в СССР.

9.1953 –указ о возможности пересмотра постановлений «ФСБ».

2.1956 – 20-й съезд КПСС: развенчание культа личности Сталина. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях». Увеличены масштабы амнистии политзаключенных. Это заставило власти объясниться перед народом насчет причин. «Деформация» социализма из-за ситуации после революции и личности Сталина è задача – восстановление «ленинских норм». Но Хрущев обходил социальные причины культа личности (тоталитаризм). Но все равно, то что власти публично признали произвол è кардинальные перемены в общественном сознании. Импульс интеллигенции. Расшатывается контроль властей над сознанием людей.

Управляемая десталинизация

После 20-его съезда КПСС партфункционеры заявили, что есть личности, которые организовали антипарт. выступл. под видом развенчания «КЛ».

Критиковали за «упаднические настроения», «идеологическую сомнительность» писателей: Вознесенского, Гранина, Дудинцева, Кирсанова, художников Неизвестного, Фалька, режиссера Хуциева, гуманитариев.

1958 –из Союза писателей исключили Пастернака за зарубежную публикацию «Доктора Живаго».

3.1959 –3-й съезд писателей СССР, выступал Хрущев: ревизионистам пиздец. Но все равно травили непокорных писателей и художников.

1960 –Гроссман написал роман «Жизнь судьба» о войне, книгу забрали органы, опубликовалась только при перестройке.

1957 –арестовали молодых ученых Пименова и Байля (за написание и распространение послесловия к закрытому докладу Хрущева). Над ними – первый суд в хрущевской оттепели.

1957 –разгром группы аспиранта истфака Краснопевцева. Хотели ввести свою идеологию, готовили правдивую историю КПСС, распространяли листовки.

11.1958 –ликвидирован еще один антисоветский кружок в МГУ. Обвинение в создании антисоветской организации, попытке устроить подпольную типографию. Арестовали Машкову, она накатала письмо: партия разгромила культ личности Сталина и лишила молодежь идеала, а теперь вякает и пытается заткнуть всем рот.

1961 –генерал Григоренко, начальник кафедры Военной академии им. Фрунзе публично предостерегал от нового КЛ, предложил обязательную сменяемость должностных постов. Его отправили служить на Дальний Восток, он там основал Союз борьбы за возрождение ленинизма (возвращение реальной власти Советам). Его бросили в психушку.

Рубеж 1950-х – 1960-х:бесцензурные машинописные издания («Синтаксис», «Феникс-61» и др.). Власти преследовали инакомыслие, но все равно продолжало развиваться диссидентство. Партийные идеологи делали вид, что не пукнут, и подготовили очередную «программу великих свершений»: обещали рай на земле НЕ в перспективе, а нынешнему поколению.

1959 –21-й съезд КПСС. Социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу», т.е. мы вступили в фазу «развернутого строительства коммунизма».

1961 –22-й съезд, 3-я программа партии. Коммунистическое общество в общем построят к 1980 году. План выйти на 1-е место в мире по производительности труда и по объему выпуска на душу населения, перейти к коммунистическому самоуправлению, воспитать нового человека.

Последний в советской истории всплеск искреннего энтузиазма (соцсоревнования, стройки по комсомольским путевкам и прочая лабуда).

Середина 1950-х –меры по улучшению уровня жизни.

Регулярно повышалась зарплата (особенно – у самых низкооплач.).

Прекратился выпуск обязательных облигаций госзайма.

Двойное увеличение пенсии. Все обучение – бесплатно. è к концу десятилетия реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60% по сравнению с 1950, а колхозников – на 90%.

Массовое строительство, семьи получали чаще НЕ комнаты, а малогабаритные, но отдельные квартиры.

Начало 1960-х –перебои с мясом, молоком, маслом, хлебом. В городах – массовые выступления рабочих. Самое крупное – в Новочеркасске (6.1962),власти применили оружие. Власти начали сомневаться, что административная экономика может дать хорошие результаты. Косыгин (зам председателя Совмина) – подготовка реформ.


70. Внешняя политика в 1945 – 1964 гг.







Сейчас читают про: