Видиоролик
D-система позволяет разрабатывать управляющие программы для оборудования с ЧПУ
Видиоролик
3D CAD-системы продолжают развиваться …
Современные 3D-системы позволяют моделировать не только любые детали, но и подсистемы: трубопроводов, электрожгутов и др.
Состав CAD/CAM/CAE систем
В ГОСТ [6] приведено следующее определение автоматизированного проектирования: “Автоматизированное проектирование – проектирование, при котором отдельные преобразования описаний объектов и (или) алгоритма его функционирования или алгоритма процесса, а также представление описаний на различных языках, осуществляется взаимодействием человека и ЭВМ”. Автоматизированное проектирование означает проектирование с помощью специальных систем, основанных на ЭВМ, в процессе которого происходит взаимодействие проектировщика или коллектива проектировщиков с системой и реализуется в рамках сложной системы, которая относится к классу ОТС. Комплекс средств автоматизированного проектирования включает в себя [6, 12]:
|
|
1. Техническое обеспечение (ТО) – совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных устройств вычислительной и организационной техники, средств передачи данных, измерительные и другие устройства или их сочетание.
2. Математическое обеспечение (МО) – совокупность математических методов, математических моделей и алгоритмов проектирования.
3. Лингвистическое обеспечение (ЛО) – языки проектирования, терминология, правила формализации естественного языка, методы сжатия (архивации) и развертывания текстов, необходимых для выполнения автоматизированного проектирования.
4. Программное обеспечение (ПО) – документы с текстами программ автоматизации проектных процедур, программы на машинных носителях и эксплуатационные документы.
5. Информационное обеспечение (ИО) – документы, содержащие описания стандартных проектных процедур, типовых проектных решений, типовых элементов объекта проектирования, а также электронные копии указанных документов.
6. Методическое обеспечение (МетО) – совокупность документов, в которых отражены состав, правила отбора и эксплуатации средств автоматизации проектирования.
7. Организационное обеспечение (ОО) – положения, инструкции, приказы, штатные расписания, квалификационные требования и другие документы, регламентирующие организационную структуру подразделений и их взаимодействие к комплексам средств автоматизированного проектирования.
ОТС характеризуется наличием в ней в качестве активных элементов персонал специалистов различного профиля. В составе САПР можно выделить две категории персонала: проектировщики (пользователи САПР) и персонал САПР (разработчики САПР и эксплуатационный персонал).
|
|
Таким образом, САПР можно представить в виде схемы на Рис.4. Все эти части САПР взаимодействуют между собой в составе подсистем САПР. Подсистема САПР – составная структурная часть САПР, обладающая всеми свойствами системы и создаваемая как самостоятельная система [12].
По назначению и функциям подсистемы подразделяются на проектирующие и обслуживающие [12]. К проектирующим подсистемам относятся подсистемы, выполняющие проектные процедуры и операции. К обслуживающим подсистемам – подсистемы, поддерживающие (обеспечивающие) работоспособность проектирующих подсистем.
Приведем несколько примеров.
1) В САПР ЛА проектирующие подсистемы – “Аэродинамика”, “Прочность” [15].
2) В САПР ЭВМ проектирующие подсистемы “структурное проектирование”, “функционально-логическое проектирование”.
3) обслуживающие подсистемы: отображения графической информации; информационного поиска; изготовления конструкторской документации [8].
В зависимости от отношения к объекту проектирования различают два вида проектирующих подсистем [12]:
1) Объектно-ориентированные (объектные), выполняющие одну или несколько проектных процедур или операций, непосредственно зависимых от конкретного объекта проектирования.
2) Объектно-независимые (инвариантные), выполняющие унифицированные проектные процедуры и операции.
Примерами инвариантных подсистем являются: подсистема расчета пластин и оболочек (ЛА, автомобили, суда); подсистема расчета надежности; подсистема оптимального раскроя материалов и т.д.
Под компонентами САПР понимаются элементы комплекса средств автоматизированного проектирования, т.е. элементы рассмотренных выше видов обеспечений, выполняющих определенную функцию в подсистеме (Рис.5).
Целостность подсистемы обеспечивается связями между компонентами различных обеспечений САПР, образующих подсистему. Объединение подсистем в систему обеспечивается связями между компонентами, входящими в подсистемы. Общим системообразующим фактором, объединяющим персонал и средства САПР в единую целенаправленную систему, является процесс разработки объекта проектирования.
Общая структура САПР приведена в работах [14, 17, 18].
Основные задачи по разработке узлов для ГТД VI поколения
Методы реализации | Компрессор | Камера сгорания | Турбина | Форсажная камера | Сопло | Опоры |
Методы расчетов и проектирования | Пространственный CAE-анализ с учетом вязкости и нестационарности: газодинамика, теплота, физ-химические превращения, НДС, колебания и долговечность. Интеграция с моделью двигателя, СУ и самолета | |||||
Схемные решения | В ТВлД и ТВД ц.б. ступени с >10 uК>400м/с (заменят 3…5 осевых) | Аэродинам. форсунки, испарит. охл., многоточ. подача топл., ре-гулир. по зонам, без головок,… | Уменьшение ох-лаждения и утечек | Несимметричные | Несимметричные, ОВТ (боковой вдув), МВУ | Магнитные, миниатюр. сервоуправление |
Оптимизация параметров | При m»100 и =1,3…1,45 ³ 0,92; GF»190кг/с/м2 при m»1 »5,5; >2,5 lК»0,3 | >2000К a»1 | >2000К | Стабилизация процесса | Уменьшение ИК- и ЭПР-заметности, габаритов, массы. | |
Конструкторские решения | Саблевидные ступени, РК blisk, щеточные уплотнения | Двухсторонние жар. трубы | Щеточные уп-лотнения | |||
Материалы и технология | Титан, ПКМ, МКМ (весь компрессор) | Ламиллоид, МКМ, керамика | Керамика, МКМ, интермет. | ПКМ, МКМ | ПКМ, МКМ с защитой от окисл. | Редкозем. и ферро-маг. выс. плот. нас. |
Развитие методов разработки двигателей, необходимое для создания ГТД VI поколения
Двигатели IV и V поколений | Двигатели VI поколения | |
Получение компромиссного решения (достаточный избыток тяги DR на всех режимах для эволюций и приемлемый уровень CRкрейс) | Максимальная интеграция двигателя с СУ и самолетом на всех стадиях разработки, определяющая облик и параметры двигателя и его элементов. Увеличение доли НИР в СЖЦ до 65% и объема расчетных работ в 50 раз. |
Роль универсальных CAD/CAM/CAE, PDM, MRP систем при информационной поддержке жизненного цикла ГТД
|
|