Материалы к лекционному курсу

Раздел 7.2: организация коррекционной работы средствами музыки вне занятий со школьниками с ЗПР

Лекция 30 (тема 7.2.1): Фольклорная работа в начальных классах коррекции. Воспитательная роль народной музыки и ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Задание: изучение материалов лекции и рекомендованной литературы (2 часа).

Литература: 1, 10, 11, 13, 14, 15, 27, 28, 29,30, 32.

Практическое занятие 26 к теме 7.2.1:

Тема: народные песни школьного репертуара. Составление аннотаций на разучиваемые народные песни. Самостоятельное прослушивание музыкального материала по теме «История русского музыкального искусства).

Задание: подготовка к практическому занятию (2 часа).

Литература: 8, 20, 28, 29

Лекция 31 (тема 7.2.2): Музыкальное воспитание детей с проблемами в условиях семьи. Роль музыки в интеллектуальном и духовном развитии ребенка.

Задание: изучение материалов лекции и рекомендованной литературы (2 часа).

Литература: 2, 10, 11. 12, 16, 18, 27, 32

Практическое занятие 27 к теме 7.2.2:

Тема: моделирование музыкально-дидактических игр для школьников с ЗПР. Посещение концертов, спектаклей и написание аннотаций к ним.

Задание: подготовка к практическому занятию (2 часа).

Литература: 8, 27.

2.5. Рекомендуемая литература

Рекомендуемая литература к 8-му и 9-му семестрам

Основная литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для вузов / Э. Б. Абдуллин. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

2. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н. П. Корыхалова. - СПб.: Композитор, 2004. - 272 с.

3. Кульневич С. В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей нач. классов, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов и колледжей/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: УЧИТЕЛЬ, 2006. - 256 с.

4. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

5. Музыкальное образование в школе: Учеб пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.

6. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 301 с.

7. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. / Под рук. Д.Б. Кабалевского. 2-е изд. – М., Просвещение, 2005. – 225 с.

8. Пчелкина Т.В. Диагностика и развитие музыкальных способностей: Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками / Т. В. Пчелкина. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.

9. Основы теоретического музыкознания: Учебное пособие для вузов / А.И. Волков [и др.]; под ред. М. И. Ройтерштейна. - М.: Академия, 2003. - 272 с

Дополнительная литература

10. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь: Учебное пособие для дошк. и младш. школ. возраста / Л.М. Абелян; комп. В. Степанов. - М.: Советский композитор, 1989. - 32 с.

11. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

12. Агапова И.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы / И.А.Агапова, М.А. Давыдова. – М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002. – 240 с.

13. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю.Б. Алиев. – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. – 352 с.

14. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

15. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: На лугу: Учебно-метод. пособие / Н. Н. Алпарова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 127 с.

16. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - М.-Л.: Музыка, 1965. – 151 с.

18. Басина Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э. Басина, О.А. Суслова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 144 с.

19. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для муз. фак. пед. вузов / Л. А. Безбородова. - М.: Флинта, 2000. - 216 с.

20. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие / М.Ш. Бонфельд. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

21. Борев Ю. Эстетика / Ю. Борев. – М.: Политиздат, 1988.

22. Введение в музыкальную стилистику ХХ века: (1-3 кл. ДМШ), Ч. 1 / сост. А.А. Виниченко. - Саратов: Лицей, 1998.-65 с.

23. Введение в музыкальную стилистику ХХ века: (1-3 кл. ДМШ), Ч. 2 / сост. А. А. Виниченко. - Саратов: Лицей, 1998. - 65 с.

24. Воронова Е.С. Музыка, творчество, здоровье: Методическое пособие / Е.С. Воронова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 44 с.

25. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь: Для детей млад. возраста / Н.А. Ветлугина. -4-е изд., перераб.. - М.: Музыка, 1988. - 111 с.

26. Выготский Л.С. Психология искусства: 2-е изд. исп. и доп. / Л.С. Выготский. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.

27. Горюнова Л.В. Музыка – дети – учитель // Музыка в школе / Л.В. Горюнова.- 2001.- № 1.- С. 35-42.

28. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе / Л.В. Горюнова. – 1988. – № 2. - С. 7-17.

29. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 1993. – 190 с.

30. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзенская. – М.: Музыка, 1969. – 76 с.

31. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для пед. вузов/ Е. Л. Гуревич. - М.: Академия, 1999. - 320 с.

32. Давыдова М.А. Музыкальные вечера в школе: композиции, сценки, викторины / М.А. Давыдова, И.А. Агапова. – М.: Рольф, 2001. – 288 с.

33. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 1989. – 207 с.

34. Духовная музыка: Россия и Запад: Программы общеобразовательных школ / Авт.–сост. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. – М.: Просвещение, 1994. – 61 с.

35. Жаворонушки: Песни. Приговорки. Прибаутки. Считалки. Потешки. Вып. 5 / сост. Г. Науменко. - М.: Советский композитор, 1988. - 112 с.

36. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для вузов / В. Л. Живов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

37. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

38. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб. пособие для вузов / В.А. Самарин. - М.: Академия, 2002. - 352с.

39. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

40. Иванцова Н.Ф. Культура России в начале XX века (1900-1917 гг.): Учебное пособие / Н. Ф. Иванцова. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, - 2003. - 43 с.

41. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

42. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Собр. соч.: в 10 т., т. 6: кн.1 / И.А. Ильин / Сост. и комм. Ю.Т. Лисицы. – М.: Русская книга, 1996. – С. 51 – 182.

43. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып.1. Ч.2 / Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. - М.: Прометей, 1991. – 194 с.

44. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985. – С. 2 - 30.

45. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 205 с.

46. Коган Л. Искусство и мы / Л. Коган. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 272 с.

47. Кодай З. Пятиступенчатая музыка / З. Кодай. Будапешт: ZenemuKiado, 1962. – 50 с.

48. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие в 2 ч., ч. 1 / Т. Ф. Коренева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

49. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие в 2 ч., ч. 2 / Т. Ф. Коренева. - М.: ВЛАДОС, 2001.-104 с.

50. Коэн В. Метод музыкальных «зеркал» // Искусство в школе / В. Коэн. - 1999.- №5 - С. 10 - 14.

51. Кутузова И. А. Музыкальный калейдоскоп: Методическое пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / И. А. Кутузова. - М.: ИИП, 2002. - 165 с.

52. Лосев А.В. Основной вопрос философии музыки // Советская музыка / А.В. Лосев. – 1990. - № 11. – С. 11-12.

53. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика / Л.П. Маслова. – Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 1997.– 216 с.

54. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 1981.- 96 с.

55. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

56. Музыка. 1 класс: Поурочные планы по учебнику Г.С. Ригиной / Авт.-сост. О.В. Тузлаева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 151 с.

57. Музыка. 3 класс: Поурочные планы (по программе Э.Б. Абдуллина и др.) Под научным руководством Д.Б. Кабалевского) / Авт.–сост. Т.С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 153 с.

58. Музыка. 4 класс. Часть 1: Поурочное планирование уроков музыки (по программе Д.Б. Кабалевского) / Авт. – сост. Ю.Д. Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 112 с.

59. Музыка. 1 – 4 классы: Программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кинчак. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.

60. Музыка: Для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 кл. - Волгоград: Учитель, 2000. - 100с.

61. Музыкальная грамота в "сказках" и "сказочках": В помощь ученикам и их родителям: 1-7 классы дет. муз. школы. - М.: Кифара, 2002. - 220с.

62. Музыка: начальная школа: программно-методические материалы/ сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 288с.

63. Музыка. Начальные классы: Программы общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шамина. – М.:. Просвещение, 2005. – 22 с.

64. Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников. - Волгоград: Учитель, 2002. - 144с.

65. Музыкальный фольклор. 1–4 классы: Программы для средних общеобразовательных учреждений / Авт.–сост. Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина. – М.: Просвещение, 1992. – 15 с.

66. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт.—сост. Н.А. Терентьева. – М., Просвещение, 1994. – 78 с.

67. Музыкальная азбука от "А" до "Я": Путеводитель по классике. - М.: РОСМЭН, 2001. – 22 с.

68. Плужников К.И. Механика пения: Принципы постановки голоса / К.И. Плужников. - СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.

69. Погорельский Ю.М. Сценарии детских музыкальных представлений / Ю.М. Погорельский. - М.: Изд. дом "Литера", 2001. - 192с.

70. Праздники в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2001. - 101 с.

71. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы / Научный руководитель Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985. – 158 с.

72. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии / В.Г. Ражников. – 1988. - № 1. – С. 33-41.

73. Руднева С. Д. Ритмика: музыкальное движение / С. Д. Руднева, Э. М. Фиш. - М.: Просвещение, 1972. -334 с.

74. Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов / Сост. и науч. ред. Л.А. Серебрякова. - Челябинск: Урал LTD. - 2001.-504 с.

75. Рыбакова Н.А. Художественно-творческая самоактуализация учителя музыки: вопросы теории и практики: Монография / Н.А. Рыбакова. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005. – 203 с.

76. Самарин В,А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб. пособие для вузов / В.А. Самарин. - М.: Академия, 2002. - 352с.

77. Славкин М.И. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-метод. пособие / Славкин М.И. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 124 с.

78. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. - М.: Артист. Режиссер. Театр., 2002. – 487 с.

79. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению / Стулова Г.П.: Учеб. пособие. - М., 1988.-- 69с.

80. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры / Р.А. Тельчарова. - М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

81. Теплов Б.М. Основные музыкальные способности // Избранные труды: В 2 т. / Б.М. Теплов. – М., 1985. – Т. 1. - С. 209–222.

82. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: АПН РСФСР, 1961. – 408 с.

83. Усачева В.О. Музыкальное искусство: 1 класс: Методическое пособие для учителя / Усачева В.О. - М.: Вентана-Графф, 2003.-176с.

84. Фатеев С.В. Детские и музыкальные праздники / С. В. Фатеев. - М.: Лабиринт-пресс, 2000.-432 с.

85. Холопова В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм: Учеб. пособие / В.Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2002. - 368с.

86. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для ин-тов / сост. О. А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1987. - 271 с.

87. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие / Н.А. Царева. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. – 93 с.

88. Шацкая В. Н. Музыка в школе: 9-11 кл.: кн. 2 / В. Н. Шацкая. - М.: АПН РСФСР, 1963.-164 с..

89. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре: Методика и опыт работы вокально-хоровой школы "Мечта"/ В. А. Шереметьев. - Челябинск: Версия, 1998.-256 с..

90. Ширяева Н.С. Русское народное творчество. Экспериментальная программа для двухчасовых занятий в общеобразовательной школе. 1 - 3 классы Н.С. Ширяева. – М.: изд-во МПГУ, 1990. – 142 с.

91. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др.. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336 с.

92. Яворский Б.Л. Первоначальные упражнения в голосоведении в мажорном ладу / Б.Л. Яворский. – М.: Гос. изд-во Музык. сектор, 1928. – 29 с.

Рекомендуемая литература к 10-му семестру

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений./ Э.Б. Абдуллин - М., Академия, 2004. -336 с.

2. Медведев Е.А., Левченко И.Ю Артпедагоика и арттерапия в специальном образовании. Учебник для студ. высш. и сред. учеб. Заведений / Е.А. Медведев, И.Ю. Левченко – М., Академия 2001

3. Блаво Р. Современные методы исцеляющего воздействия музыкотерапии / Р. Блаво – М., «Диля», 2002 – 284 с.

4. Воронова Е.С. Музыка. Творчество. Здоровье. / Е.С. Воронова – Магнитогорск, 2004. – 42 с.

5. Воронцова В.И. Музыка и здоровье / В.И. Воронцова – М., 2002. – 49 с.

6. Гогобаридзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Второе издание / А.Г. Гогобаридзе – М., «Академия», 2007. – 315 с.

7. Гуревич Г.С. История зарубежной музыки / Г.С. Гуревич - М., Музвка, 1970. – 486 с.

8. Изместьева Ю.Д. «Музыка»: первый – четвертые классы. Пособия для учителя / Ю.Д. Изместьева – Волгоград, 2003. – 109 с.

9. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (часть первая, вторая) / Т.Ф. Коренева. – М.,Владос 1998. –104 с.

10. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Е.А. Медведева – М., Академия 2002. – 217 с.

11. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки. / Преподаватель (спец. выпуск, музыкант – педагог) / В.В. Медушевский – 2001. №6

12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова – Ярославль, Академия 1997. – 222 с.

13. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Учеб. Пособие для муз. фак пед вызов. / Л.А. Безбородова, Э.Б Алев – М., «Академия», 2002 – 416с.

14. Музыкальное образование в школе. Учеб пособие для студ. Муз. фак. И отд. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений/ Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.А. Критская – М., «Академия», 2001 – 232 с.

15. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. Учебное пособие для студ нач. фак. Пед вызов/ М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова – М., «Академия», 2001 – 301с.

16. Петрушин В.И. Музыкальная психологи / В.И. Петрушин – М., Владос, 1997. – 254 с.

17. Петрушин.В.И. Слушай, пой, играй / В.И. Петрушин – М., Владос, 2000. – 265 с.

18. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика / В.И. Петрушин – М., Владос, 1999. – 301 с.

19. Подуровский В.М. Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности /В.М. Подуровский. Н.В. Суслова – М., Владос, 1993. – 318 с.

20. Русская музыка в школе: Методические очерки,/ Авт.-сост. Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М., 1998. – 68 с.

21. Ветлугина Н.А. Детский оркестр / Н.А. Ветлугина М., Просвещение, 1976. 145 с.

22. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., Музыка, 1975. – 126 с.

23. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке общеобразовательной школы./ Программа по музыке для общеобразовательной школы -3 кл. / Д.Б. Кабалевский – М,, «Просвещение» 1985

24. Кононова Н.Г. Обучение игре на ДМИ / Н.Г. Кононова М., «Просвещение», 1990. – 158 с.

25. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учеб. Мет. Пособие в двух ч. / Т.Ф. Коренева – М., «ВЛАДОС», 2001 – 104с.

26. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран / Б.В. Левик М., «Музыка», 1970. – 487 с.

27. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова Ярославль, «Академия развития», 1997. - -222 с.

28. Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников. Волгоград,«Учитель», 2002. – 144с.

29. Музыкальный фольклор. 1-4 кл. Программа для средних общеобразовательных учреждений./ Авт. Сост. Л.Я. Куприянова, Л.В. Шамина. М., «Просвещение», 1992. – 15с.

30. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. / Г.М. Науменко М., Просвещение, 1996. – 38 с.

31. Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия. Музыкальная психология / В.И. Петрушин М., Владос, 1997. – 175-182с.

32. Праздники в начальной школе. Волгоград, «Учитель», 2001. – 101с.

33. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пения / Г.П. Стулова М., Просвещение, 1992. – 78 с.

34. Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие./ Н.А. Царева М., «РОСМЭН - ПРЕСС», 2002. – 93с.

_____________2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ______________

Лекции к 8-му семестру

Модуль 1:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: