Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии в условиях семьи

Раздел 2: Организация коррекционной работы средствами музыки вне занятий со школьниками с ЗПР

Лекция 31 (тема 7.2.1)

Внеклассная работа по фольклорному воспитанию детей с проблемами

Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства. Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Перед обществом стоит задача воспитания человеческих характеров, создания собственно самого Человека. Главным рычагом в решении этой задачи является духовное воспитание. Действенным средством воспитания Духа служит музыка. Необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа. Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности.

Историческое прошлое русского народа свидетельствует об исключительно развитой музыкальной среде его бытования, воспитавшей многие поколения людей. Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических взглядов народа активно использовался в народной педагогике. В патриархальной крестьянской общине дети были органично включены не только в трудовую жизнь, где без них не могли обходиться, но и в традиционную культуру, где у них была своя роль. Сложилось даже самостоятельное направление – детский фольклор, содержащий особенности, характерные для традиции в целом. В нем отразилось своеобразие детского миропонимания, чувственное восприятие действительности.

Находясь в постоянном соприкосновении с художественным творчеством в его естественных бытовых условиях, дети постепенно усваивали народный музыкально-поэтический язык, постигали «плоть и кровь» традиционной культуры. Происходило это в различной форме и разными способами, в том числе и с помощью игр, песен, хороводов, на «вечерках», «беседах», «посиделках» - в своеобразных «социальных институтах» крестьянской деревни.

Одним из путей освоения традиции являлись коллективные детские игры, бывшие не только развлечением, но и подготовкой к взрослой действительности. Исполненные с фантазией, музыкальные игры развивали у детей музыкальный слух, память, голос, чувство ритма, пластику, художественный вкус, творческую инициативу, физические возможности.

«Фольклорная среда» современного ребенка, особенно городского, доведена почти до нуля. Нет «сказки» бабушки, «колыбельной» матери. В детском саду и в школе фольклор изучается в плановом порядке. Исследования показали, что у современных детей сохраняется большая потребность в фольклоре как особой художественной форме самовыражения. Изучение многовекового народного культурного опыта, внедрение его в современную музыкальную педагогику открывает перспективный переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей генетически обусловленную, всесторонне развивающую, фундаментальную сферу универсальной музыкальной деятельности.

Несомненно, учебные программы по музыке и пению для начальных коррекционных классов школ должны быть разработаны на народно-песенном материале.

Народные праздники имеют особое значение. Они сохраняют традиции прошлого, создают духовную атмосферу, оказывают положительное влияние на нравственное развитие детей с проблемами, на формирование их культуры. В настоящее время некоторые народные праздники получили статус государственных, например, Рождество. В Рождественскую неделю взрослые покупают и дарят подарки с самыми наилучшими пожеланиями. Рождество – зимний праздник, он посвящен рождению Иисуса Христа. С детьми нужно вспомнить историю рождения Христа. Это позволит им понять значение праздника, узнать, какие явления сопровождали рождение маленького Христа. К празднику разучиваются рождественские песни, готовятся игрушки для украшения рождественской елки. Частью праздника всегда было «гуляние» и «колядование».

Колядки – это песнопения, посвященные Рождеству. В прошлом колядовать на Рождество ходили группами дети и взрослые, которые рядились в разные костюмы. колядующие заходили в разные дома, исполняли песни, прославляя его хозяина и малых детушек, высказывали пожелания. За колядования дети получали угощения. В играх, забавах, песнях дети и взрослые стараются разбудить спящую природу.

Масленица завершает серию зимних праздников. Масленица отмечается шумными гуляниями, с весенними закличками, играми, хороводами. Дети угощаются блинами и кличут весну. Заканчивается праздник сжиганием чучела Масленицы как символа уходящей зимы.

Фольклорные праздники – это своеобразная форма организации досуга. Ребенку доступно и интересно народное творчество. На фольклорном празднике дети поют народные песни, потешки, прибаутки, играют на детских народных инструментах (ложках, трещотках, коробочках, колотушках), инсценируют народные сказки в ярких народных костюмах. С малых лет ребенок живет в мире игры и сказок. Они учат его быть ловким, сообразительным. В народных сказках ребенок находит примеры храбрости и щедрости, а игры влияют на развитие ума, характера, нравственных чувств ребенка, укрепляют его физическое здоровье.

Активное участие в фольклорной деятельности ребенку дает возможность выразить свое эмоциональное состояние. Исполнение на народных инструментах, пение народных песен приводит к разрушению внутреннего конфликта, к стабилизации психоэмоционального состояния, коррекции трудностей в коммуникации со взрослыми и сверстниками. активное участие в фольклорной деятельности помогает формировать у ребенка оптимистическое жизнеутверждающее ощущение, с которым он мог бы жить, побеждая и радуясь.

Лекция 32 (7.2.2):

Возможности для приобщения ребенка с проблемами в развитии к музыке имеются не только в школе, но и в семье. Известно, что социальная ориентация таких детей напрямую зависит от того микроклимата, который складывается в семье, от общения ребенка с родителями, от тех чувств, которые испытывают родители к ребенку, от стремления взрослых понять своего ребенка, помочь ему воспринимать себя как личность. Любовь родителей к ребенку служит гарантией эмоционального благополучия человека.

В семье происходит разностороннее познание ребенком окружающей социальной действительности, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающему людьми, нравственные идеалы, семейные традиции. Именно в семье, в уютной домашней обстановке при доверительном общении ребенок с проблемами в развитии получает сочувствие, сопереживание, что может обеспечить ему необходимую поддержку и подготовить к достаточно сложным условиям современной жизни.

Период детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Познавая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует определенную систему отношений с окружающими. Необходимо, чтобы ребенок с проблемами в развитии чувствовал себя не только востребованным, но и защищенным.

В интеллектуальном и духовном развитии ребенка с проблемами огромную роль играет искусство. Разные его виды – музыка, литература, изобразительное искусство, театр – дают возможность приобщить ребенка к основам художественной культуры, расширить умственный кругозор, активизировать творческие способности.

Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка. Восприятие музыкальных произведений означает постижение детей с проблемами богатейшего и разнообразнейшего мира человеческих переживаний, переданных посредствам музыки. Оно является средством релаксации, высвобождения негативных эмоций у детей, средством профилактики и коррекции личностных нарушений.

Музыка – один из важнейших компонентов развивающей среды. Взрослея, ребенок начинает осознанно воспринимать окружающее, приобщаясь к разным видам музыкальной деятельности. Музыка побуждает ребенка к творчеству, активизируя его воображение, фантазию.

Музыка, пение, игры должны занимать важное место в условиях специально организованной коррекционной работы в семье. Музыка постепенно входит в жизнь ребенка, делая ее более яркой, содержательной. Задача родителей – развивать у ребенка интерес к музыке, вызывать эмоциональный отклик на нее, желание участвовать в исполнении песен, танцев, игр и т.д.

Правильно организованные развлечения так же могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что, несомненно, значимо для ребенка с проблемами в развитии.

Каждая семья, особенно та, в которой есть дети с проблемами в развитии, должна позаботиться о наличии скромной фонотеки. Но, конечно, это должна быть музыка ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая формированию музыкального вкуса ребенка.

Основной совет, который можно дать родителям: побольше слушать с детыми хорошую музыку, сделав это занятие правилом, семейной традицией. Для общения ребенка с музыкой следует отвести удобное время в режиме дня. Родители выбирают музыкальное произведение в соответствии с желанием, настроением ребенка или ориентируется на развитие его познавательной сферы, расширение музыкальный впечатлений и т.д. Во время слушание музыки ребенок может сидеть в свободной, непринужденной позе, его ничего не должно отвлекать. Слушание музыки не должно занимать много времени. Следует отвести для этого примерно десять минут, иначе ребенок начнет отвлекаться, потеряет интерес к воспринимаемому произведению.

Перед слушанием взрослый должен настроить ребенка, заинтересовать, направить его внимание на особенности звучания музыкального произведения. После прослушивания можно побеседовать с ребенком о музыке, о характере ее звучания, о тех чувствах, которые в ней переданы. Чтобы ребенок лучше почувствовал характерные особенности музыкального произведения, можно предложить ему подвигаться под музыку, подбирая при этом движения, соответствующие ее характеру. Для лучшего восприятия музыкального произведения можно использовать картинки, книжные иллюстрации близкие по содержанию к музыке, игрушки, мимические движения – все это может помочь ребенку почувствовать и понять музыку.

Необходимо исполнять детям несложные песенки, поощряя ребенка к подпеванию взрослому, а затем к самостоятельному исполнению. Такие песенки можно сопровождать несложными игровыми движениями, что очень нравится детям. Дети приучаются выполнять движения в ритме песен свободно и непринужденно.

Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды. Хорошо, если кто-либо из взрослых в семье владеет каким-либо инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям, исполняя на музыкальном инструменте тот репертуар, который доступен для их восприятия. Но даже если в доме нет настоящих музыкальных инструментов, можно приобщить своих детей к игре на простейших музыкальных инструментам – барабанчиках, бубнах, колокольчиках, треугольнике, металлофоне, ксилофоне или на инструментах – самоделках, используя для этой цели ложки, коробочки, детские погремушки, пластиковые бутылки. Используя эти простейшие инструменты или самоделки, взрослые могут организовать своеобразный домашний «оркестр», привлекая детей к музицированию. Все эти инструменты – ударные, с их помощью можно развить у детей чувство ритма, предлагая ребенку выполнять простые ритмические упражнения. Итак, главной задачей музыкального воспитания в семье ребенка с проблемами в развитии являются накопление и обогащение средствами музыки опыта эмоциональных переживаний, развитие музыкальных способностей, приобщение к музыкальной культуре, развитие интереса к разнообразной музыкальной деятельности и способностей к самостоятельному музыцированию, коррекция средствами музыки имеющихся у ребенка нарушений в развитии, создание условий для личностного развития.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: