ВАРИАНТ №2
План
С6
Подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно
опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Максимальный балл 4
Задание С6 предполагает представление результатов историко- познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности (анализ деятельности какой-либо исторической личности).
1.«Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). 1 балл
2.Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. 3 балла
3.Укажите результаты его деятельности». 2 балла
Пример задания Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв.
Максимальный балл 6
Прочтите отрывок из челобитной.
«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей. Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости_и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их
беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.
…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.
Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от
суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».
С 1. К какому царю была обращена челобитная? Что такое «урочные годы»?
Когда они были введены?
С 2. Причины
С3. Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково
было последствие дворянских требований?
С.4 В течение XIX в. неоднократно возникал вопрос о восстановлении
патриаршества в Русской православной церкви. Кем и почему было упразднено патриаршество? Какой орган осуществлял управление церковными делами? Объясните, почему после Февральской революции 1917 г. вопрос о восстановлении патриаршества был решён положительно.
С.4 В «Записке о древней и новой России», написанной в 1811 г., Н.М. Карамзин
предупреждает царя об опасностях политического реформизма. «Записка…»
Карамзина вызвала недоброжелательное и настороженное отношение
Александра I. Предположите, почему самодержавный монарх критически
отнёсся к сочинению, настаивающему на незыблемости самодержавного
строя. В каких действиях проявились взгляды Александра I на
самодержавное правление (укажите не менее двух действий)?
высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже
приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Внешнеполитический курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах
был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими
странами».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно
подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно
опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …