Вопрос 4. Значение теории двигательного навыка для спортивной практики

Важно, что согласно "теории функциональных систем" П.К. Анохина поведенческий акт определяется конкретным результатом, на достижение которого этот акт направлен. Но результатом, выраженным не золотой медалью или поднятой тонной груза, а совершенно определенными количественными характеристиками тех действий, которые в целом составляют специфическую деятельность спортсмена, потребную для достижения запланированного результата. В последние 10-15 лет при моделировании особое внимание уделяется расчету потребных количественных характеристик предстоящей деятельности спортсмена. Например, выдающаяся бегунья Нелли Куман выиграла практически все зимние чемпионаты, но ни разу не выиграла сколько-нибудь крупных соревнований летом. И происходило это, вероятнее всего, в первую очередь потому, что в подготовке она применяла в основном бег на отрезках 20-40 м, где действительно относительно легко можно развить и удержать наивысшую скорость бега (здесь логика спортсменки понятна). Этого хватало, чтобы быстро пробежать 60 м, но оказывалось явно недостаточно для быстрого бега на 100 м. Оказывалось, что формируемый с помощью определенной системы упражнений двигательный и функциональный потенциалы не согласовывались с целью деятельности.

Гимнасты бесконечное количество раз повторяют отдельные элементы и связки, крайне мало работая над комбинациями. В результате у них сформировывается надежный навык выполнения отдельного упражнения, но это имеет лишь отдаленное отношение к навыку выполнения длинной, выполняемой без перерыва комбинации. Более того, надежность навыка выполнения отдельного элемента вовсе не гарантирует надежности его выполнения в составе комбинации, особенно в конце ее, когда загублены способности к тонким дифференцировкам и накапливается физическая усталость. Лыжники широко применяют в подготовке силовые упражнения с резиновыми тягами. Нагрузка на сердечно-сосудистую систему в упражнении достигается большая. Но мышцы при этом работают в последовательности совершенно противоположной той, что должна быть при беге на лыжах с палками: с резиной - в первой половине движения лыжник притягивает к себе опору, а во второй - отдаляет ее от себя; при работе с палками - сначала сам подтягивается к опоре, а затем тоже сам отодвигается от нее. Таким образом, и координация и распределение силовой нагрузки на суставной амплитуде оказываются совершенно разными и с точки зрения специализированного воздействия эти упражнения оказываются бесполезными


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: