double arrow

Вопрос 14: Аудит учета расчетов с бюджетом по налогообложению



Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения.

Аудит расчетов по налогам и сборам – является одним из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Сегодня задачами бухгалтерского учета являются не только регистрации фактов хозяйственной деятельности, а также предоставление иноформации для принятия решений финансовых служб предприятия. Это относится и к учету расчетов по налогам и сборам - раньше бухгалтер производил лишь несколько бухгалтерских записей, в настоящее время кроме этого требуется выполнить налоговые расчеты с учетом различных вариантов исчисления налогов, а также отразить текущие и отложенные налоги.

Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.

Аудит расчетов по налогам и сборам имеет следующие задачи:




- проверка состояния расчетов с бюджетом;

- проверка правильности налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов;

- проверка соответствия систем бухгалтерского и налогового учета предприятия действующему законодательству.

Аудит расчетов по налогам и сборам является сложным видом аудита и требует тщательной проверки каждого налога. В процессе проведения аудита расчетов по налогам и сборам проверяются налоговые базы по проверяемым налогам, проверяется система налогового учета и налоговая отчетность предприятия. В ходе проводимого аудита производится сбор информации для дальнейшей оптимизации налогообложения предприятия. Аудит расчетов по налогам и сборам даёт возможность полностью оценить систему налогового учета в компании.

Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. Аудит расчетов по налогам и сборам включает следующие процедуры:

- проверка исчисления налогооблагаемых баз;

- проверка правильности применения ставки налогов и платежей;

- проверка расчетов с бюджетом;

- проверка правильности применения льгот;

- проверка 68-го счета "Расчеты по налогам и сборам".

Для проверок необходимо иметь в распоряжении нормативную базу (инструкции, положения, ставки налогов и др.) либо в компьютере (информационно-справочные системы типа “Гарант” “Консультант-плюс” и др.), либо в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость, проверок.



Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере по счету 68, а аналитический (по видам налогов и платежей) – в ведомости по счету 68 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета).

Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (форма № 1), отчете о финансовых результатах (форма № 2). Так, в балансе (форма № 1) дебиторская задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность – по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (форма № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на прибыль.

Вопрос 15: Аудит учета движения денежных средств

Целью аудиторской проверки учета движения денежных средств яв­ляется установление соответствия применяемой в органи­зации методики учета операций по дви­жению денежных средств, действующим в Рос­сийской Федерации в проверяемом периоде, нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Источники проверки: Положение об учетной полити­ке предприятия, кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, выписки банка, учетные регистры к счету 50, 51, 52, 55, журнал-ордер по счету 50, 51, 52, 55, Главная книга, баланс, отчет о движении денежных средств.

Учет движения денежных средств целесообразно проверять сплошным методом.

Аудиторская проверка операций по движению денежных средств организует­ся в такой последовательности:

- инвентаризация кассы и обследование условий хране­ния денежных средств;

- проверка правильности документального оформления операций;

- проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

- аудиторская проверка правильности списания денег в расход;

- проверка соблюдения кассовой и финансовой дисцип­лины;

- проверка правильности отражения операций на сче­тах бухгалтерского учета;

- оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и со­хранностью денежных средств и других ценностей в организации. С помощью тестирования аудитор произво­дит предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые учас­тки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.

Прибыв на место проверки, аудитор сразу проводит инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе.

Результаты инвентаризации оформляют актом, кото­рый подписывает кассир и главный бухгалтер организа­ции. Акт является письменным аудиторским доказатель­ством, и его данные необходимы для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой ауди­тор выясняет: обеспечена ли сохранность денег при дос­тавке из банка и во время выдачи заработной платы; име­ется для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; застрахована ли касса организа­ции; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа); соблюдается ли установленный ли­мит хранения денежной наличности по отдельным датам.

По организации, не представившей расчет на установ­ление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность –сверхлимитной (п. 2.5 Положения).

Превышение установленных лимитов в кассе допуска­ется лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетру­доспособности работникам организации (в районах Край­него Севера – 5 дней).

Если отсутствует справка банка об установлении ли­мита остатка кассы или выявлены случаи превышения лимита остатка кассы, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ

Денежные средства поступают в кассу из банка, от ра­ботников организации в оплату каких-то услуг, как ос­татки неиспользованных авансов и др.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприхо­дования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему по­лучению наличных денег). Чековые книжки, корешки ис­пользованных чеков, а также неиспользованные чеки хра­нятся у главного бухгалтера предприятия в условиях, ис­ключающих возможность их утери. Испорченные чеки должны быть погашены надписью «аннулировано» и хра­нятся подклеенными к корешкам чеков.

Направления использования денежных средств и их целевое назначение организация определяет по своему ус­мотрению. Однако, коммерческие банки могут проверять целевое использование организациями полученных в бан­ках денежных средств и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.

Аудитор тщательно проверяет полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производ­ства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства, если данные хозяйства имеют место на иссле­дуемом предприятии. При этом он сверяет записи в кассо­вой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, на­кладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции (работ, услуг).

Типичные ошибки:

- отсутствие договора о полной материальной ответствен­ности с лицом, исполняющим обязанности кассира;

- несоблюдение установленного лимита расчетов налич­ными деньгами между юридическими лицами;

- отсутствие первичных кассовых документов;

- оформление кассовых документов с нарушением уста­новленных требований;

- некорректное отражение операций с денежными средствами в учет­ных регистрах;

- формальное проведение инвентаризации кассы;

- арифметические ошибки при подсчете оборотов и ос­татков;

- арифметические ошибки и нестыковка данных при за­полнении формы № 4 «Отчет о движении денежных средств».