Глава III. Азия и Африка в конце XIX — начале XX в.
Особенности восточных традиционных обществ. В начале XX в. понятие «Восток» обычно относилось к характеристике восточной (неевропейской) цивилизации. К этому времени разрыв в уровнях развития стран Востока и европейских государств углубился. Европа и Северная Америка прошли фазу промышленной революции, капитализм свободной конкуренции перерос в монополистическую стадию. А Восток как бы застыл в своем развитии, стал объектом экспансии европейского капитала. К началу XX в. восточные страны, сохранившие феодальные институты и структуры, были насильственно включены в систему мирового капиталистического хозяйства. Противоречие между передовым Западом и отсталым Востоком стало в XX в. одной из самых болезненных проблем человеческой цивилизации.
Отставание Востока в общественно-экономическом развитии от европейских капиталистических стран имело объективные причины. Традиционное восточное общество характеризовалось большой ролью государственной власти и верховного владыки. К концу XIX в. в большинстве восточных стран развивался частнособственнический уклад. Однако традиционные феодальные отношения преобладали. Государство выступало в качестве верховного собственника земли, осуществляло централизованный контроль над всем обществом. Это в свою очередь объясняло особенность социальной структуры восточных обществ — слабость и немногочисленность частных собственников, их правовую незащищенность перед всесилием властей и феодальной бюрократии. Другая особенность восточных обществ — определяющее значение не классовой, а корпоративной социальной структуры, то есть разделение общества на множество корпораций и кланов (землячества, общины, секты, цехи-гильдии и прочие объединения). Отсюда «поглощение» индивидуума коллективом, трудности выделения из него.
Система вертикальных связей и замкнутых сообществ оставалась почти неизменной при всех сменах династий и в немалой степени определяла стабильность общества, его застойность, неподготовленность к глубоким изменениям, второстепенность классовых противоречий и конфликтов.
Кризис традиционного общественного строя. В большинстве восточных стран в конце XIX — начале XX в. ускорилась ломка феодальных отношений, патриархальных форм жизни и хозяйства. Строились железные, дороги, порты, фабрики. Этот процесс сопровождался превращением многих стран в колониальные сырьевые придатки метрополий или в зависимые от иностранного капитала, но формально самостоятельные государства. Былая замкнутость и автономность восточных стран уходила в прошлое.
Включение восточных стран в мировое хозяйство сопровождалось противоречивыми последствиями. С одной стороны, вторжение зарубежного капитала подрывало традиционные устои восточного общества, способствовало развитию капиталистических, буржуазных отношений, но, с другой стороны, иностранные дельцы и правительства поддерживали правящие клики и консервировали пережитки прошлого, если это было им выгодно. В итоге бедность, нищета, голод, невежество были уделом сотен миллионов людей в странах Азии и Африки.
Важной формой включения колониальных и зависимых стран в мировое хозяйство, в мировой рынок было насаждение в этих странах той или иной сельскохозяйственной монокультуры. Большие земельные массивы иностранные компании захватывали под организацию крупных плантаций технических и продовольственных культур (хлопок, сахарный тростник, чай, кофе, каучуконосы, хинное дерево, бананы, финики и пр.). Некоторые районы Индии, Цейлон, Ява стали главными производителями чая, Бенгалия — джута, Вьетнам — риса, Золотой берег — какао, Египет — хлопка. Монокультура во многих странах «съедала» земли, остро необходимые для производства продовольствия.
Гнет иностранного капитала и традиционные общественные структуры, феодальные отношения объясняют замедленный и противоречивый характер вызревания капиталистических отношений, отсюда слабость тех социальных сил, с которыми могли быть связаны прогрессивные изменения. Национальная промышленность оставалась в начале XX в. на мануфактурной стадии. Местный капитал устремлялся главным образом в сферу торговли, сельское хозяйство и в недвижимость. Часть местной буржуазии, сотрудничая с иностранным капиталом, выполняла роль торговых посредников.
Зарождение национально-освободительных движений. Восточные страны оказались на историческом перепутье. Время относительного социального спокойствия и застоя кончилось к началу XX в. В колониальных и зависимых странах накопился «горючий материал». К активной борьбе против иностранной эксплуатации и феодальных порядков начинали подниматься крестьянство, зарождающиеся отряды пролетариата, торговая буржуазия, ремесленники, мелкие торговцы и бедный городской люд. Главным вопросом, сознавалось или не сознавалось это в полной мере, стал поиск путей преодоления отсталости, путей модернизации общества, прорыва на новую ступень исторического прогресса.
Идеологами национально-освободительных и буржуазно-демократических движений в колониальных и зависимых странах стала преимущественно национальная интеллигенция. Это были выходцы из различных' слоев общества — из чиновничества, офицерства, помещиков, торговой буржуазии. Начав с просветительной деятельности, многие ее представители переходили к участию в антиколониальных и антифеодальных движениях. Немало эмигрантов из восточных стран обосновались в европейских столицах (Париже, Мадриде, Лондоне), а также в других странах (Египте, Индии, Италии, Турции), издавали оппозиционные газеты, способствовали пробуждению национального самосознания. Они изучали историю развития европейских стран, а также Японии, искали «секреты» их процветания и успехов в развитии экономики и культуры, знакомились с европейской прогрессивной и демократической общественной мыслью, стремились приспособить к условиям своих стран опыт европейских народов. Некоторые представители национальных движений критически воспринимали опыт западных стран, видели серьезные издержки капиталистического развития и искали свой путь. Диапазон западного идейного влияния был весьма широк. Однако на местной почве определились два основных буржуазно-демократических течения: либерально-реформистское и революционно-демократическое.
Либерально-реформистское направление не выходило за рамки умеренного реформизма. Представляя интересы национальной буржуазии, которые в основном совпадали с интересами широких народных масс, буржуазные идеологи либерального реформизма выдвигали требования, предусматривавшие развитие национальной промышленности, проведение социальных реформ, создание системы просвещения с учетом европейского опыта, устранение иностранного влияния. Они предлагали провести реформы государственных и экономических структур, ввести конституционные формы правления, осуществить модернизацию армии и другие преобразования. Буржуазные реформаторы рассчитывали добиться выполнения этих требований мирным путем. Первоначально они питали надежды на содействие реформам со стороны европейских держав. Последние, особенно Англия и Франция, поддерживали такие иллюзии о «цивилизаторской» миссии европейских стран.
Революционно-демократическое направление возникло почти одновременно с либерально-реформистским в конце XIX в. В Китае его представлял Сунь Ятсен, в Индии Тилак, в Османской империи Мустафа Кемаль. Многие демократы в колониях и зависимых странах возлагали надежды на помощь западных держав в деле модернизации традиционных обществ. Однако, осознав, что эти надежды напрасны, они переходили на позиции активной борьбы против колониализма, в том числе и вооруженными методами. Их идеалом стали республика и конституционный строй.
Антиколониальная, антифеодальная борьба в восточных странах имела как бы «третий фронт» — стихийные выступления народных масс. Они происходили в Китае, Корее, Индии, Персии, Индонезии, Вьетнаме, в арабских странах. Эти восстания проходили в отрыве от буржуазно-националистических организаций и их лидеров. У стихийных восстаний были свои лидеры, представлявшие чаще всего религиозные секты, тайные общества. Эти восстания, направленные против иностранного капитала, против феодальных порядков подрывали устои прогнивших режимов.
Российская революция 1905— 1907 гг. дала новый толчок развитию антиимпериалистической и антифеодальной борьбы в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
В целом ряде восточных стран (Китае, Турции, Иране, Корее, Вьетнаме) произошли антиколониальные, антифеодальные революции или восстания. Своеобразные формы борьбы против колониализма возникли в Индии. Имели место крестьянские восстания в ряде других стран. Буржуазные националисты нередко прибегали к организации заговоров. Формирующийся рабочий класс начал использовать стачечную борьбу, заявляя о себе как о новой социальной силе. Все это означало пробуждение Азии, хотя в начале XX в. ни революции, ни восстания не вывели страны Востока на путь освобождения и обновления (кроме Японии).