double arrow

Аудит кассовых операций. 17.2 Аудит операций по расчётному счёту

Аудит кассовых операций

17.2 Аудит операций по расчётному счёту

Основными нормативными документами при проверке денежных средств в кассе являются следующие документы:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №129-ФЗ от 21.11.96г.;

- Положения по бухгалтерскому учёту и отчётности РФ от 29.07.98№34н;

- План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;

- Порядок ведения кассовых операций (решение Центрального банка);

- Унифицированные формы первично-учётной документации по учёту кассовых операций;

- Закон о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением;

- Документы об установлении предельного размера расчётов наличными денежными средствами РФ между юридическими лицами по одной сделке (указание ЦБРФ).

В ходе проверки кассовых операций аудитор должен удостовериться:

1) в наличии в кассе денежных средств и денежных документов, отражённых в учёте и, наоборот, полноте отражения в учёте фактически имеющихся в кассе денежных средств и денежных документов;

2) в полноте и правильности оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации кассовых ордеров, платёжных ведомостей, книги кассира-операциониста и в заполнении всех установленных в них реквизитов;

3) в соблюдении порядка выдачи денежных средств по доверенности;

4) в соблюдении установленного лимита хранения денежных средств в кассе;

5) в наличии договора о полной материальной ответственности с кассиром предприятия;

6) в применении контрольно-кассовых машин (ККМ) при расчётах наличными с населением;

7) в правильности отражения в учёте и отчётности кассовых операций;

8) в наличии в организации действующей системы проведения ревизии кассы.

Источниками информации при проверке кассовых операций являются:

- журнал-ордер №1 и ведомость №1 при журнально-ордерной форме учёта;

- карточка и анализ счёта 50 «Касса» при автоматизированной форме учёта;

- кассовая книга (форма КО-4);

- книга кассира-операциониста;

- приходный кассовый ордер (форма КО-1);

- расходный кассовый ордер (форма КО-2);

- журнал регистрации кассовых ордеров (форма КО-3);

- акты инвентаризации наличия денежных средств (форма ИНВ-15);

- инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчётности (форма ИНВ-16);

- платёжные ведомости (форма Т-53);

- расчётно-платёжные ведомости (форма Т-49).

При этом аудитор может использовать следующие процедуры:

- инвентаризация кассы;

- обследование помещения кассы;

- контрольный замер (закупка);

- опрос;

- проверка соблюдения установленных на проверяемом предприятии правил совершения кассовых операций;

- просмотр документов и их сравнение.

К характерным ошибкам и нарушениям, выявляемым в ходе проверки кассовых операций, можно отнести следующие:

1) недостача или излишек денежных средств в кассе;

2) несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных сумм;

3) подделка подписей в первичных документах (кассовых ордерах, платёжных ведомостях);

4) не заполнение установленных реквизитов в кассовых документах;

5) превышение кассового лимита;

6) не проведение инвентаризации кассы;

7) приём наличных денежных средств без кассового аппарата;

8) расчёты наличными средствами с юридическими лицами свыше установленного предела.

17.2 Аудит операций по расчётному счёту

При проверке операций по расчётному счёту используются следующие документы:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №129-ФЗ от 21.11.96г.;

- Положение по бухгалтерскому учёту и отчётности в РФ от 29.07.98№34н;

- План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

- Положения Центрального банка о безналичных расчётах в РФ.

К задачам проверки относятся:

1) необходимость установления полноты выписок банка, первичных денежно-расчётных и платёжных документов;

2) осуществление денежных расчётов по платёжным документам, оформленным надлежащим образом и в соответствии с требованиями законодательства;

3) соответствие денежно-расчётных документов (платёжных поручений) платёжным документам (счетам и счетам-фактурам);

4) наличие разрешительных подписей руководства на оплату платёжных документов;

5) правильность отражения в учёте и отчётности хозяйственных операций по расчётному счёту;

6) наличие банковского уведомления и уведомления налогового органа об открытии или закрытии банковских счетов в десятидневный срок;

7) выявление ключевых по риску денежно-расчётных операций (операций, составляющих учётные области с повышенным внутренним риском). Эта задача является наиболее важной, так как её выполнение позволяет достаточно быстро выявить повышенную зону риска, обратить на неё внимание с применением процедуры «прослеживание». Например, в ходе аудита, просматривания платёжного поручения (процедура «сканирование»), аудитор обнаружил перечисление значительной денежной суммы подрядчику с формулировкой «за выполненные строительно-монтажные работы». Сумма была отнесена в дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Потому, как строительно-монтажные работы могут относиться либо к текущим, либо к инвестиционным, то данная операция содержит в себе потенциальный риск ошибки. В следствие этого, аудитор применил прослеживание и обнаружил, что оплаченная денежная сумма в итоге включена в текущие расходы по дебету счёта 25 «Общепроизводственные расходы». Хотя содержание работ – реконструкция основных средств, отсюда следует, что сумма должна была быть отнесена в дебет счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы». Получается, что занижена налогооблагаемая база на сумму этих работ и, как следствие, неправильно исчислен налог на прибыль из-за завышения суммы затрат.

Источниками информации для проверки операций по расчётному счёту служат:

- журнал-ордер №2 и ведомость №2;

- карточка и анализ счёта 51 «расчётные счета»;

- банковские выписки с расчётного счёта;

- первичные денежно-расчётные документы;

- первичные платёжные документы;

- договоры банковских счетов.

Аудитор может применять следующие аудиторские процедуры:

- просмотр (сканирование и прослеживание);

- сравнение документов;

- опрос;

- подтверждение выписок.

К характерным ошибкам, выявленным в процессе аудита, можно отнести:

1) отсутствие выписок из банка;

2) отсутствие денежно-расчётных документов;

3) отсутствие платёжных документов;

4) отсутствие разрешений руководства на оплату платёжных документов;

5) осуществление расчётных операций по платёжным документам, оформленным с нарушением установленного порядка, например, арифметические ошибки; несоответствие формы; оплата счёта, выписанного на другое лицо и т. д.;

6) не соответствие оформленных денежно-расчётных документов тексту платёжных;

7) не уведомление налогового органа об открытии или закрытии счёта в банке.

18. Проверка операций в иностранной валюте и расчётов с дебиторами и кредиторами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: