Лексикология и ее предмет

Differences in pronunciation

Differences of spelling

The reform in the English spelling for American English was introduced by the famous American lexicographer Noah Webster who published his first dictionary in 1806. Those of his proposals which were adopted in the English spelling are as follows:

a) the delition of the letter «u» in words ending in «our», e.g. honor, favor;

b) the delition of the second consonant in words with double consonants, e.g. traveler, wagon,

c) the replacement of «re» by «er» in words of French origin, e.g. theater, center,

d) the delition of unpronounced endings in words of Romanic origin, e.g.

catalog, program,

e) the replacement of «ce» by «se» in words of Romanic origin, e.g. defense, offense,

d) delition of unpronounced endings in native words, e.g. tho, thro.

In American English we have r-coloured fully articulated vowels, in the combinations: ar, er, ir, or, ur, our etc. In BE the sound [o] corresponds to the AE [^], e.g. «not». In BE before fricatives and combinations with fricatives «a» is pronounced as [a:], in AE it is pronounced [æ] e.g. class, dance, answer, fast etc.

There are some differences in the position of the stress:

BE AE BE AE

add`ress adress la`boratory `laboratory

re`cess `recess re`search `research

in`quiry `inquiry ex`cess `excess

Some words in BE and AE have different pronunciation, e.g.

BE AE BE AE

[`fju:tail/] [`fju:təl] [`dousail] [dosəl

[kla:k] [klærk [`figə] [‘figyer]

But these differences in pronunciation do not prevent Englishmen and American from communicating with each other easily and cannot serve as a proof that British and American are different languages.

Лексикология изучает лексический состав языка; сов-ть слов современного языка как обозначение предметов, понятий, явлений.

Лексикология – раздел языкознания, изучающий совокупность слов современного языка (словарный состав), обозначающих явления, предметы, понятия.

Обогащение словарного состава. Происходит ли выпадение слов (историзмы: исчез предмет - исчезло понятие).

Обогащение словарного состава языка. Два способа пополнения словарного состава: 1) количественный - заимствования и образование новых слов; 2) качественный - приобретение словом новых стилистических оттенков.

Разделы лексикологии: лексикография (изучает словари), семасиология (изучает значение слова), этимология (о слове, происхождении слова).

Лексикология: частная и общая.

Общая: направление в изучении лексики разных языков и выявление общих закономерностей это лексики как системы; на основе наблюдений такого рода делаются общетеоретические выводы. Частная: рассматривает специфику каждого отдельного языка. Английская лексикология считается частной, т.к. представляет собой изучение особенностей современного англ. языка.
Частная: историческая и описательная.
Историческая: рассматривает происхождение и развитие сл. состава опред. языка. Описательная: изучает лексику на данном истор. этапе ее развития во всем ее своеобразии, отл, ее от лексики других языков.

Аспекты лексикологии:

  1. Общая лексикология (общие закономерности);
  2. Сопоставительная лексикология (словарный состав в сопоставлении с другими языками);
  3. Практическая лексикология (описание данных, необходимых для практического изучения языков):
  4. Теоретическая лексикология (филологическое овладение языком).

Подходы:

  1. Синхроническая лексикология (изучает определенную систему одновременно существующих лексических единиц современного языка, «относящийся к одному времени»);
  2. Диахроническая лексикология (изучает лексический состав в процессе его исторического развития, «изменение во времени»).

Основной словарный фонд языка.
Сущ-ет устойчивое ядро в словарном составе англ. языка. Он включает ту часть, к-я составляет лекс. основу языка. Он тоже подвержен изменению, но более медленно.
Пополнение слов. состава происходит активнее, чем уменьшение.

Слова, составляющие осн. словарный фонд, хар-ся несколькими чертами. По своему содержанию они выражают жизненно необходимые понятия, сохр-е свою актуальность оч. долго. По отношению к стилистич. окраске - нейтральные, употр-ся широко в любом стиле; общенародные; хар-ся устойчивостью.
Группы слов, входящих с осн. слов. фонд: местоимения, служебные слова, числительные, термины родства. наименования частей тела, предметы окр. природы, наименования жилищ и предметов домашнего обихода, глаголы (производств. д-ть человека и осн. жизненные потребности), прилагательные (основные качества), заимствованные слова (кот-е сущ-ли в англ. яз. несколько веков и обозначают жизненно необходимые понятия, исп-ся как база для образования новых слов в англ. языке).
Осн. слов. фонд этимологически неоднороден.

Скандинавские заимствования (they, till, sky, skin, fellow, in, low, wrong, ill, take, want, husband, root).

Франц. заимствования (mountain, soldier, chair, river, pleasure, dress, decide).

Лат. (wall, cup, street, butter, box).


2. Слово и его значение.

Основным объектом изучения лексикологии явл-ся слово. Но общепринятого определения слова, четко отграничивающего его от других единиц, в науке пока нет. Определить слово в лингвистике - сложная задача, т.к. даже самое простое слово может иметь самое разное кол-во аспектов: 1.форму/содержание, 2. фонетич. состав, 3.морфологич.состав, 4.различные формы (ходил, ходила), 5.разные синтаксич. ф-ии (дополнение, обстоят-во), 6.разные значения.

Слово (лексема) – типичный языковой знак, обладающий планом содержания и планом выражения и выполняющий номинативную (назывную) функцию.

Слово может входить в определенные синонимические и антонимические ряды. Причем слово соотносится лишь со словом той же части речи (to do, to make, to create, to accomplish или clever – stupid, clumsy).

Важным видом системообразующих связей в лексике являются отношения словообразовательные (возможность производства одного слова од другого: конверсия, аффиксация, дезаффиксация, основосложение, компрессия и пр.)

Существует еще синтагматический, или сочетательный вид связей, когда каждое слово имеет в языке своих «привычных» партнеров, и именно данные сочетания в первую очередь приходят в голову говорящему.

Положение слова в лексической системе определяется принадлежностью к определенному грамматическому классу. Это также связано с его синтаксическим поведением, т.е. с его функциями в высказывании (сущ. – признак предмета, гл. – признак действия и т.д.).

Все перечисленные виды связи, в которые слово входит с другими словами, находят свое отражение и закрепление в словарях (переводные, двуязычные, толковые, этимологические, словари синонимов (антонимов), словари неологизмов, грамматические словари, словари сочетаемости, фразеологические словари и пр.).

В словообразовательных словарях лексемы расположены гнездами, т.е. группами, объединенными общим корнем или основой.

В частотных словарях лексемы располагаются по порядку убывающей частоты употребления в речи. Здесь на первом месте окажутся союзы, предлоги, местоимения.

Если язык в целом отражает действительность, то слово в отдельности называет предмет: вещь, человек, животное, свойство, отношение, действие. Язык не просто отражает мир, но при этом его преломляет, т.е. по-своему преобразует. Слова не просто называют предметы, но делают это в соответствии со своей внутренней, языковой логикой.

Между словом и предметом нет однозначного соответствия. Язык как бы накладывает на действительность свою рамку. Своеобразие языковой классификации мира заключается, прежде всего, в том, что в каждом языке слова по-своему распределяются, закрепляются за предметами. Самобытность языка проявляется и в том, что он может вообще не замечать тех или иных явлений, т.е. не давать названия к.-л. фрагментам действительности: fingers, hand, leg, ear.

Еще одним фактором, определяющим значение слова, является понятие – элементарная мыслительная единица, которая образуется комбинацией существенных признаков, выделяемых у класса предметов. Среди некоторого ряда предметов наибольшими шансами на обозначение словом обладает те, которые выделились в общественном сознании, сформировались как отдельные понятия: father, mother – stepfather, stepmother, son, daughter – stepson, stepdaughter. Также наряду с понятиями «brother», «sister» существуют понятия «an elderly brother» и «an elderly sister». Это связано с определенным семейным укладом, с обязанности и правами каждого члена семьи.

Предмет и понятие – два взаимодействующих фактора, определяющих лексическое значение => «предмет – понятие – слово».

Третьим фактором является языковая система. Само образование понятий опирается на языковые единицы. К примеру, в англоязычном сознании имеется единое понятие «mother and father» и есть соответствующее слова «parents». Однако для понятия «brother and sister» нет специального названия.

Слово возникает и функционирует в речи исключительно «на внутриязыковых основаниях» - притом, что ни предмета, ни понятия за ним не стоит. Язык оказывается здесь как бы самодостаточным и независимым от объективной действительности. Сюда, в частности, относятся слова-паразиты, засоряющие нашу речь: well, say, so. Когда говорящему нечего сказать, они служат имитацией процесса общения. Кроме того, они играют роль своеобразной смазки. Когда нормальные слова подбираются говорящим с трудом, словечки вроде … призваны заполнять образующиеся пустоты. В любом случае это еще одно подтверждение роли языка в возникновении слова и формировании его лексического значения.

Предмет - понятие – языковая система лежат в основе эволюционных процессов в лексике. Говоря об изменчивости языкового знака, мы имеем в виду сдвиг в его плане содержания. Это значит, что у слова было одно значение, стало другим. И изменение значения слова, и возникновение новых слов и отмирание старых слов обусловлены присутствием в лексическом значении те же трех компонентов: предметного, понятийного и собственно языкового.

В частности, неологизмы возникают, когда в объективной действительности возникает новая реалия и, когда эта реалия становится значимой.

Уход слов из языка принято сводить к трем случаям: 1) когда название отмирает в связи с отмиранием самого предмета (историзмы); 2) когда старое название вытесняется новым (архаизмы); 3) когда в сознании общества данное понятие сливается с другим понятием (нотиолизмы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: