Цели и задачи ГРЦ

ГРЦ – это воздействие органов власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренные законами и нормативно-правовыми актами. Одним из элементов ГРЦ является государственная ценовая политика, представляющая собой комплекс гражданско-правовых, административных. Экономических и иных мер в области ценообразования и контроля за ценами, осуществляемого со стороны органов власти, государства и муниципалитетов.

Государство как агрегированный субъект в ценовой сфере представлен следующими структурами:

1. Федеральные органы – правительство РФ, министерство экономики и развития, департамент цен, ФАС и др.

2. Региональные органы власти – департамент промышленной политики и ценообразования, комитет по тарифному регулированию.

3. Муниципалитеты – отдел цен и экономического развития (в крупных городах, (в малых городах – управление промышленности)).

Одним из основных направлений государственного регулирования цен является регулирование цен установленных монополистами. Под монопольной ценой понимается цена которая устойчиво отклоняется от возможного уровня на конкурентном рынке.

Цена установленная монополистом, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим субъектам и ограничивают конкуренцию.

В практике выделяют методологические приемы позволяющие выявить признаки установления монопольных цен: уточняются границы товарного рынка, устанавливается факт доминирующего положения хозяйствующего субъекта (индексы концентрации Линда и Херфендаля-Хиршмана), анализ уровня цен на рынке.

Основные функции органов регулирования ценообразования у естественных монополистов:

1. Формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

2. Определение методов регулирования применительно к конкретному монополисту.

3. Аудит тарифов и цен в соответствии с действующим законодательством.

4. Для повышения эффективности государственного регулирования цен разрабатывается концепция государственной ценовой политики. Ее целями являются:

a. Контроль уровня инфляции.

b. Ограничение деятельности предприятий монополистов.

c. Содействие формированию конкурентной рыночной среды.

d. Создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющим низкую покупательную способность.

Государственное воздействие на цены зависит от состояния экономики:

· Усиливается в кризисных и экстремальных ситуациях, в условиях высокой и неравномерной инфляции, в процессе глубокой структурной перестройки экономики

· Ослабевает – в процессе увеличения объемов производства ВВП, росте доходов населения, стабилизации финансовых и денежных потоков и при общем повышении экономической активности.

Концепция ГЦП предусматривает:

1. Макро и микроэкономические аспекты, которые определяют ценовое пространство с точки зрения уровней экономики – разграничение инструментов и механизмов.

2. Федеральный и региональный аспект по которым различаются субъекты осуществляющие ценовое регулирование.

3. Формирование прямых и косвенных методов воздействия государства на цены


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: