Тема 3. Функции цен

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей. Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу за весь товар или его единицу на согласованных условиях.

Поскольку количество разнообразных благ ограничено и их может не хватать для всех, товары и услуги распределяются на основе их цен. Рост и падение последних влияют на поведение действующих или потенциальных производителей. Увеличение цен привлекает новых производителей, а снижение выталкивает некоторых из них с рынка. Таким образом, цены поощряют производителей товаров и услуг увеличивать или уменьшать объемы производства.

Функция цены представляет собой ее предназначение в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. В условиях рынка цены выполняют две основные функции:

1. ограничивают потребление ресурсов;

2. мотивируют производство.

Кроме того, можно выделить пять важных функций, которые выполняют цены в рыночной экономике:

учетную;

стимулирующую;

распределительную;

балансирования спроса и предложения;

инструмента рационального размещения производства.

Учетная функция цены связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. Таким образом, учетная функция обеспечивает эквивалентность обмена, т.е. выручка от реализации продукции (работ, услуг) при прочих равных условиях покрывает затраты на производство и сбыт, а также дает прибыль в размере, позволяющем совершенствовать и развивать производство, повышать жизненный уровень работников. Эту функцию цены выполняют всегда. Зная, во что обходится та или иная продукция, с помощью цен можно соизмерять различные ее виды, а также представлять в денежном выражении любое количество продукции и услуг.

В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и других составляющих производства, израсходованных на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации продукции. В условиях рыночной экономики цены и издержки производства могут существенно отличаться, так как окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены товара и повышении его качества, а производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. При этом в условиях рынка для того, чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее обстоятельство является особенно важным в российских условиях, так как в нашей стране долгое время действовал затратный механизм в сфере экономики.

Стимулирующая функция цены состоит в том, что повышенные цены стимулируют предприятия к выпуску прогрессивных и дефицитных видов продукции, а пониженные - к снятию с производства устаревших изделий. Роль стимулирующей функции заключается в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно привлекать инвестиции, внедрять наукоемкие технологии, изменять структуру производства и потребления, повышать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

Распределительная функция цены связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения. В случае когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в целях развития экономики, допускается введение государственного регулирования цен, а при крайней необходимости и прямое их установление государственными органами.

Рассматриваемая функция заключается в распределении дохода между производителями и потребителями. Если цена товара выше его стоимости, то производитель возмещает свои затраты и получает прибыль, а если ниже то производитель работает себе в убыток. Потребитель, используя продукцию, также имеет разную экономическую выгоду.

Следовательно, распределительная функция цены отражает направление распределения - в пользу изготовителя или потребителя. Иными словами, в результате отклонения цен от стоимости национальный доход перераспределяется между накоплением и потреблением. Задачи перераспределения национального дохода для определенных экономических, социальных или политических целей может успешно решать налоговая система, которая включает налог на добавленную стоимость, установление акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных льгот. Поэтому необходимо постепенно освобождать цены от выполнения этой функции и возлагать это на налоговую систему.

Действие распределительной функции цен проиллюстрируем на следующем условном примере. Допустим, что на изготовление одной машины расходуется 4 т проката. Цена его 1 т - 450 руб., а рентабельность - 20%. Тогда на основании формулы

ц = с + п

100%-е затраты на изготовление и реализацию 1 т проката составят 375 руб., а прибыль от реализации - 75 руб.

Цена одной машины составляет 2600 руб., в том числе себестоимость - 2300 руб., а прибыль от реализации - 300 руб. Сумма затрат на производство и сбыт одной машины получена из следующих соображений. На изготовление машины расходуется металла на сумму 1800 руб. (450 х 4); отходы производства составляют 1 т. Следовательно, при цене отходов 100 руб. за 1 т материальные затраты за вычетом отходов составят 1700 руб. Остальные расходы, связанные с изготовлением и сбытом одной машины, - 600 руб. Общая сумма прибыли при производстве 4 т проката и изготовлении одной машины - 600 руб. (75 х 4 + 300). Полученная прибыль распределилась поровну между производителем (черной металлургией) и потребителем (машиностроением).

Представим теперь, что в силу сложившейся конъюнктуры на рынке черных металлов цены проката возросли, а машин не изменились. Пусть цена 1 т проката увеличилась до 480 руб., полная себестоимость осталась на прежнем уровне, а прибыль от реализации возросла до 105 руб. При этом цена одной машины осталась прежней - 2600 руб., причем себестоимость ее изготовления и сбыта увеличилась до 2420 руб. (480 х 4 - 100 х 1 + 600), а прибыль от реализации снизилась до 180 руб. Общая сумма прибыли- те же 600 руб. (105 х 4 + 180) - распределилась между производителем и потребителем в соотношении 70 и 30%. Таким образом, произошло перераспределение цены, а следовательно, и прибыли в пользу металлургии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: