Налоги как элемент цены
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, в лице центральных и региональных органов власти с населения, предприятий, организаций, зачисляемые в доходы государственного или местного бюджетов. Налоги как форма платежа характеризуются обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Все налоги устанавливаются централизованно в виде процентных ставок.
В себестоимость продукции включаются: налог на пользование недрами, подоходный налог, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и т.д.; в прибыль вклютчается налог на прибыль. Косвенными налогами, увеличивающими цену продукции для покупателя, являются НДС и акцизы.
Налог — это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). По НДС, некоторым акцизам, налогам, поступающим в дорожные фонды, налоговая база определяется как стоимость продукции, исчисленная исходя из цены реализации. По налогу на прибыль налоговая база определяется как валовая прибыль, представляющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.
Общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен, и в идеальной модели является функцией «рыночной цены» реализованных товаров (работ, услуг). При этом речь не случайно идет о рыночной цене. В условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения. Каждый продавец или покупатель ориентируется на общий уровень цен, присущий данному рынку, тем самым создавая этот рынок.
Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен.
РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН
Действующим налоговым законодательством в Российской Федерации предусмотрен порядок, регламентирующий последовательность определения цены реализованной продукции для целей налогообложения. Ст. 40 НК РФ определяет, что в целях налогообложения
применяется установленная сторонами цена товаров (работ, услуг), дока не доказано ее несоответствие уровню рыночных цен идентичных (однородных) товаров в сопоставимых условиях.
Практика реализации предлагаемого ст. 40 НК РФ механизма определения цены товаров (работ и услуг) неоднозначна. На конкурентных рынках, где цены формируются при взаимодействии спроса л предложения, налоговые органы, сравнивая цены значительного количества хозяйствующих субъектов, могут доказать несоответствие применяемых цен рыночным. Для этих целей в качестве базовой цены для сравнения может быть выбрана средневзвешенная рыночная цена за отчетный период (способы расчета средневзвешенных цен рассмотрены в теме 4).
Вместе с тем наличие большого количества оценочных категорий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют налоговым органам проведение эффективного контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Более сложные и запутанные отношения, складывающиеся на рынке между хозяйствующими субъектами, делают прописанные в ст. 40 НК РФ нормы неэффективными.
Налоговому органу необходимо решить вопрос о возможности пересчета результатов сделки для целей налогообложения по рыночной цене.
Следует обратить внимание на то, что само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговый орган должен иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:
• стороны являются взаимозависимыми лицами;
• сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;
• цена сделки в пределах непродолжительного периода времени отклоняется от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), более чем на 20%;
• сделка является внешнеторговой.
Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен.
Согласно п. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации, если проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.
Виды налогов: прогрессивный, пропорциональный, регрессивный.
1) Пропорциональный налог взимается как определённый процент от доходов независимо от величины этих доходов.
2) Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается больший процент.
3) Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий доход, а с высоких доходов процент налога ниже. Например, налог на продажи, социальный налог, как и все косвенные налоги, большим бременем ложится на лиц с низкими доходами.
Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. К прямым налогам относят: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т.д.
Регрессивное и пропорциональное налогообложение связано с косвенными налогами (акцизные сборы, налоги с продаж, НДС, таможенные пошлины). К косвенным налогам относят налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет в бюджет государству.
Федеральные и местные налоги
Источником федерального бюджета являются налоги на доход и прибыль.
Источником региональных и местных бюджетов являются налоги с продаж, налоги на недвижимость. Налог на прибыль делится между федеральным и региональным бюджетом. Региональные, местные власти в дополнение к установленным имеют право назначать свои, местные налоги.
Таким образом, федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты имеют свои источники доходов и управляются разными органами власти. Это не исключает передачи определённых сумм из центрального бюджета в местные.