Налог как элемент цены

Налоги как элемент цены

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, в лице центральных и региональных органов власти с населения, предприятий, организаций, зачисляемые в доходы государственного или местного бюджетов. Налоги как форма платежа характеризуются обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Все налоги устанавливаются централизованно в виде процентных ставок.

В себестоимость продукции включаются: налог на пользование недрами, подоходный налог, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и т.д.; в прибыль вклютчается налог на прибыль. Косвенными налогами, увеличивающими цену продукции для покупателя, являются НДС и акцизы.

Налог — это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является ос­новой при определении налоговой базы. В механизм расчета практи­чески всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). По НДС, некоторым акцизам, налогам, поступающим в дорожные фонды, налоговая база определяется как стоимость про­дукции, исчисленная исходя из цены реализации. По налогу на при­быль налоговая база определяется как валовая прибыль, представля­ющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.

Общая величина налоговой базы находится в прямой зависи­мости от уровня цен, и в идеальной модели является функцией «ры­ночной цены» реализованных товаров (работ, услуг). При этом речь не случайно идет о рыночной цене. В условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, опреде­ляемым при взаимодействии спроса и предложения. Каждый прода­вец или покупатель ориентируется на общий уровень цен, присущий данному рынку, тем самым создавая этот рынок.

Любая налоговая система, построенная на принципах рыноч­ной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуаль­ных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия при­меняемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных ус­ловиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отлича­ющиеся от реальных (рыночных) цен.

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН

Действующим налоговым законодательством в Российской Федерации предусмотрен порядок, регламентирующий последователь­ность определения цены реализованной продукции для целей налого­обложения. Ст. 40 НК РФ определяет, что в целях налогообложения

применяется установленная сторонами цена товаров (работ, услуг), дока не доказано ее несоответствие уровню рыночных цен идентичных (однородных) товаров в сопоставимых условиях.

Практика реализации предлагаемого ст. 40 НК РФ механизма определения цены товаров (работ и услуг) неоднозначна. На конку­рентных рынках, где цены формируются при взаимодействии спроса л предложения, налоговые органы, сравнивая цены значительного ко­личества хозяйствующих субъектов, могут доказать несоответствие применяемых цен рыночным. Для этих целей в качестве базовой цены для сравнения может быть выбрана средневзвешенная рыночная цена за отчетный период (способы расчета средневзвешенных цен рассмот­рены в теме 4).

Вместе с тем наличие большого количества оценочных катего­рий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспе­чивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют налоговым органам проведение эффективного контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Более сложные и за­путанные отношения, складывающиеся на рынке между хозяйству­ющими субъектами, делают прописанные в ст. 40 НК РФ нормы неэф­фективными.

Налоговому органу необходимо решить вопрос о возможности пересчета результатов сделки для целей налогообложения по рыноч­ной цене.

Следует обратить внимание на то, что само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговый орган должен иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:

• стороны являются взаимозависимыми лицами;

• сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;

• цена сделки в пределах непродолжительного периода вре­мени отклоняется от уровня цен, применяемых налогопла­тельщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), более чем на 20%;

• сделка является внешнеторговой.

Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных при­знаков, налоговый орган не вправе проверить правильность примене­ния цен.

Согласно п. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации, если проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.

Виды налогов: прогрессивный, пропорциональный, регрессивный.

1) Пропорциональный налог взимается как определённый процент от доходов независимо от величины этих доходов.

2) Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается больший процент.

3) Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий доход, а с высоких доходов процент налога ниже. Например, налог на продажи, социальный налог, как и все косвенные налоги, большим бременем ложится на лиц с низкими доходами.

Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. К прямым налогам относят: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т.д.

Регрессивное и пропорциональное налогообложение связано с косвенными налогами (акцизные сборы, налоги с продаж, НДС, таможенные пошлины). К косвенным налогам относят налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет в бюджет государству.

Федеральные и местные налоги

Источником федерального бюджета являются налоги на доход и прибыль.

Источником региональных и местных бюджетов являются налоги с продаж, налоги на недвижимость. Налог на прибыль делится между федеральным и региональным бюджетом. Региональные, местные власти в дополнение к установленным имеют право назначать свои, местные налоги.

Таким образом, федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты имеют свои источники доходов и управляются разными органами власти. Это не исключает передачи определённых сумм из центрального бюджета в местные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: