Система цен

ТЕМА 2. ЦЕНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Система цен

2.2. Методы ценообразования

Понятие системы цен

В современном хозяйстве цены охватывают все стадии воспроиз­водства, представляя, таким образом, единую систему цен. Соподчиненность стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы. Система цен – единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимо­отношения участников рынка.

Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет за собой из­менение других видов цен. Это обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка. Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несет строго опре­деленную экономическую нагрузку.

В современной системе цен следует выделить пять блоков, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков. Общая система цен представлена на рис. 2.1.

Наднациональные (внутренние) системы цен   Системы внешнеторговых цен
  Система цен в междуна­родном совместном бизнесе  
Системы цен на междуна­родных региональных рынках   Система мировых цен

Рис. 2.1. Общая система цен в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современного рынка

Виды цен

Национальные (внутренние) цены – цены, обслуживающие нацио­нальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны.

Внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импорти­руемой и экспортируемой продукции.

Цены международных региональных рынков – цены, обслуживаю­щие международные региональные (базовые) рынки, на которых на­блюдается наибольшее сосредоточение международных центров куп­ли-продажи товаров.

Мировые цены – цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка

Цены в международном совместном бизнесе – цены, обслуживаю­щие товарооборота в масштабах деятельности предприятий с ино­странными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса.

По мере углубления международной интеграции усиливается взаи­мосвязь правил формирования, уровней, структуры рассмотренных выше видов цен. Независимо от масштабов обслуживания рынка раз­личают виды цен, представленные на рис. 2.2.


    Виды цен    
                   
                   
По сфере обслуживания национальной экономики По степени жесткости регулирования государством По стадиям ценообразования С учетом базисных условий По форме организации торговли и характеру ценовой информации
Цены оптовые Цены рыночные (свободные) Цены оптовые изготовителя С учетом условий «франко» Цены прямых контрактов
Цены розничные Цены регулируемые Цены оптовые отпускные Цены франко-склад поставщика Цены биржевые
Цены закупочные   Цены оптовые закупки Цены франко-станция Цены аукционов
Цены на продук­цию строительства   Цены розничные Цены франко- ва­гон станция отправления Цены торгов
Тарифы     Цены франко- ва­гон станция назначения Цены справочные
Цены внешнеторговые     Цены франко-склад потребителя Цены прейскуран­тов (каталогов)
        Цены предложений
        Средние, удельные ценовые показате­ли, индексы цен

Рис. 2.2. Классификация цен

Группировка цен по сфере обслуживания национальной экономики

По сфере обслуживания национальной экономики дифференциа­ция цен строится на основе учета особенностей различных сфер эконо­мики. Цены данной группы классифицируются следующим образом.

Цены оптовые – цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах (оптом). Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается, как правило, безналичными расчетами.

Цены розничные – цены, по которым товары реализуются конечно­му потребителю – населению. Использование розничных цен обычно сопровождается наличными расчетами.

Цены закупочные – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию в крупных объемах государству и предприятиям. От понятия «закупочные цены» следует отличать понятие «цены государственных закупок». Цены государственных закупок – цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (а не только сельскохозяйственной) для формирования централизованных госу­дарственных фондов.

Цены на продукцию строительства. Применительно к строительной продукции говорят о сметных ценах. Различают сметную стоимость строительного объекта в целом и усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.).

Тарифы – цены на товары особого рода – услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные, т.е. тарифы на услуги для населения.

Цены внешнеторговые – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг.

Цены экспортные – цены, по которым производители или внешне­торговые организации продают отечественные товары (услуги) на ми­ровом рынке.

Цены импортные – цены, по которым фирмы закупают товары (ус­луги) за рубежом.

Группировка цен по степени жесткости регулирования государством

В данной группе различают цены рыночные (свободные) и регули­руемые.

Цены рыночные (свободные) – цены, свободные от прямого ценово­го вмешательства государства. Они формируются под влиянием сил рынка.

Цены регулируемые – цены, изменение которых допускается в оп­ределенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукция повышенного социального значения и др.).

К основным инструментам прямого ценового регулирования отно­сятся:

1) установление верхнего абсолютного предела цены;

2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности;

3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;

4) определение нижнего предела цены.

К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и го­сударством и др.

Группировка цен по стадиям ценообразования

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в про­цессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является эле­ментом цены последующей стадии. Формирование цен в процессе движения товаров может быть представлено схематично (рис. 2.3).

Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства товара, носят промежуточный характер и призваны компенсировать затраты производителя продукции на производство и реализацию, обеспечить планируемую предприятием прибыль.

Элементы цены
Себестоимость производства и реализации товаров Прибыль производства Косвенные налоги Посредническая надбавка Торговая надбавка
Издержки посредника Прибыль посредника Издержки торговли Прибыль торговли
Цена оптовая      
Цена оптовая отпускная
Цена оптовая закупки
             

Рис. 2.3. Формирование цен в процессе движения товаров

Рассматривая цены изготовителя, нельзя не остановиться на внут­рихозяйственных ценах.

Внутрихозяйственные, или трансфертные, цены – цены, по кото­рым рассчитываются между собой подразделения одной хозяйствен­ной структуры. Эти цены часто не ориентированы на внешнюю ры­ночную конъюнктуру, они должны решать внутренние учетно-распределительные задачи в соответствии с общей политикой данной хозяйственной структуры. В частном случае внутрихозяйственные у цены количественно могут совпадать с ценами изготовителя.

Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя кос­венные налоги, являющиеся важнейшими статьями дохода бюджетов.

Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. ~ Помимо оптовой отпускной цены оптовая цена закупки включает по­среднические надбавки (скидки). Оптовые цены закупки обеспечива­ют необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена.

Посредническая скидка (надбавка) имеет и другие наименования (например, снабженческо-сбытовая скидка (надбавка), комиссионное вознаграждение или сбор). Но в любом случае – это цена за услуги по­средника по продвижению товара от производителя к потребителю.

Цены розничные формируются в сфере розничной торговли. Поми­мо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Следует пояснить, какова роль посреднических структур в процес­се ценообразования. Возможности расширения посреднической сети в основном обусловлены двумя факторами: уровнем конкуренции на данном рынке и особенностями товара. Чем выше уровень конкуренции, тем большие усилия прикладывает продавец, чтобы реализовать продукцию по более низким ценам, минуя посредников. Такая ситуа­ция наиболее характерна для рынка стандартной потребительской продукции. Производитель потребительской продукции часто реали­зует ее напрямую населению, не прибегая к услугам торговых органи­заций. Следует заметить, что цены в этом случае являются розничны­ми, так как, несмотря на продажу со склада производителя, она орга­низована для населения. Такая практика существует в сфере продажи хлебобулочных, мясных изделий, массовой швейной продукции и т.п.

Нет необходимости в посредниках при реализации специальной заказной продукции, поскольку она связана с прямыми договорными поставками от производителя потребителю. К услугам посредников обращаются, если это может ускорить кругооборот товаров. Как пра­вило, без посреднических услуг нельзя обойтись, когда производство (добыча, выращивание) продукции сосредоточено в ограниченном числе пунктов, а сеть потребления очень широка. В этом случае произ­водитель зачастую не берет на себя доставку товаров до потребителей, а заключает договор с посредническими организациями, которые спе­циализируются на обслуживании потребительской сети. Такая ситуа­ция характерна для стандартных видов сырья, расходуемого в больших количествах, топлива, продуктов аграрной сферы.

Группировка цен с учетом базисных условий

Под базисными условиями понимают условия отражения в цене рас­ходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции.

В современной отечественной практике при национальных поставках используют традиционные правила формирования цен по базисным условиям (рис. 2.4). В основном используются цены франко-отправления и цены франко-назначения.

Цены франко-отправления – цены, которые помимо затрат на производство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза. Например, добытый уголь от шахты доставляется до ближайшей железнодорожной станции, откуда будет транспортироваться на большое расстояние. Цена с вклю­чением расходов до станции отправления называется ценой франко-станция отправления. Аналогично формирование цен франко-пристань и франко-порт отправления.

Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке продукции на станцию отправления Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления Расходы по транспортировке продукции до станции назначения Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения Расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя
Франко-поставщика          
Франко-станция        
Франко-вагон станция отправления      
Франко-вагон станция назначения    
Франко-станция назначения  
Франко-склад потребителя

Рис. 2.4. Виды цен с учетом условий «франко»

Цены франко-назначения – цены, включающие помимо себестои­мости и прибыли расходы до пункта назначения, вплоть до пункта пот­ребления. В отличие от цен отправления эти цены содержат основную транспортную составляющую.

Группировка цен по форме организации торговли и характеру ценовой информации

В данной группе выделяют следующие виды цен.

Цены прямых контрактов, которые подразделяются на цены про­давцов, цены покупателей и контрактные цены, или цены фактиче­ских сделок.

Цены продавца – цены, по которым продавец предлагает (реклами­рует) свой товар. Это желаемые продавцом цены.

Цены покупателя – это цены, желаемые (объявляемые) покупателем.

Цены контрактные, или цены фактической сделки, – цены, по кото­рым фактически достигается договоренность между продавцом и по­купателем и которые закрепляются контрактом (договором). В зависи­мости от конъюнктуры рынка данного товара контрактные цены могут тяготеть к ценам или продавца, или покупателя.

Цены контрактные, или цены фактических сделок, фиксируются в специальных коммерческих документах – контрактах и счетах, ко­торые отражают реальные условия сделки – количество и качество товаров, сроки и условия поставки, условия платежа, гарантии и проч., согласуемые между реальными продавцами и покупателями. Цены фактических сделок в большинстве случаев выступают в качестве надежного индикатора реального состояния того или иного рын­ка товаров и услуг.

Однако получение информации по этим ценам затруднено из-за того, что они составляют коммерческую тайну фирм. Кроме того, весь­ма затруднен анализ этих цен из-за значительной их дифференциации в зависимости от специфики реальных сделок.

Цены биржевые – цены по сделкам, заключаемым с использовани­ем услуг специального посредника – биржи. Особенность биржевого товарного рынка определяется следующими основными признаками: биржевые товары – массовые стандартные товары, поэтому сделки ре­гулярны, много продавцов и покупателей, т.е. биржевой рынок – это конкурентный рынок, не требующий вмешательства государства.

Цены аукционов – цены, отражающие ход продаж на аукционах. В классическом понимании аукцион – рынок продавца. Классиче­ские аукционные товары нестандартны, спрос на них обычно превы­шает предложение, поэтому для аукциона характерна повышательная тенденция цен.

В рамках аукциона различают:

1) стартовую цену, по которой объявляется начало торгов;

2) цену аукционного шага, т.е. промежуточную цену, превышаю­щую стартовую и объявляемую потенциальным покупателем;

3) цену фактической продажи, превышающую стартовую цену на сумму цен аукционных шагов.

Цены торгов – цены при специализированной форме торговли, ос­нованной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ.

Классические торги – рынок покупателя-заказчика, в ответ на за­явку которого поступают предложения (оферты) от потенциальных продавцов (оферентов). Общая тенденция развития цен здесь понижа­тельная: при прочих равных условиях заказчик предпочитает относи­тельно более дешевое предложение. В отличие от аукционов торги бо­лее закрытые и ограниченные. Цены торгов являются, как правило, объектом вмешательства государства, так как значительная доля зака­зов и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми госу­дарством.

Цены справочные информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителем (продавцом). Как правило, они отра­жают интересы продавца, носят ориентировочный характер и могут за­метно отклоняться от цен фактических сделок. Для поставщиков спра­вочные цены являются базой при определении цен предложений, а для покупателей – ориентиром при уторговывании (согласовании) цены сделки.

По форме представления справочные цены подразделяются на цены прейскурантов (каталогов, проспектов) и цены предложений.

Цены прейскурантов (каталогов, проспектов) публикуются фирмами-производителями по стандартной, массовой продукции с краткой характеристикой технико-экономических параметров изде­лий. Прейскурантные цены являются базой для уторговывания цен при заключении сделок.

Цены предложений устанавливаются производителями по специ­альной, заказной продукции без согласования с потребителями. Одна­ко при их установлении учитываются основные условия сделки и конъюнктуры рынка. В некоторых случаях цены предложения опреде­ляются на основе цен конкурентов.

При отсутствии информации об абсолютных уровнях цен, а также для повышения качества ценового анализа используются средние, удельные ценовые показатели, индексы цен.

Средние уровни цен могут рассчитываться по группам товаров, под­отраслям и отраслям. В качестве удельных ценовых показателей чаще всего применяются ценовые показатели на единицу потребительного параметра.

Индексы цен – показатели динамики цен за определенный период.

Индекс цен индивидуальный информирует о динамике цен отдель­ных товаров (услуг) и рассчитывается как отношение цены отчетного периода к цене периода, принятого за базу для сравнения:

Iи = Цi1 / Цi0, (2.2.1)

где Iи – индивидуальный индекс цен;

Цi1, Цi0 – цены i-го товара (услуги) соответственно в базисном и отчетном периодах.

Индекс цен сводный содержит информацию о динамике цен группы товаров (услуг). Он определяется как отношение стоимости группы про­данных в отчетном периоде товаров, исчисленной в фактических ценах и ценах базисного периода. Так рассчитывается, например, индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию Iс:

 
 


(2.2.2)

где Qi1 – количество i -го товара в отчетном периоде;

n – число i-х товаров, входящих в группу.

Сводный индекс цен используется в качестве одного из основных показателей инфляционных процессов в реальном секторе экономики.

При анализе системы цен необходимо учитывать следующее. Во-первых, все многообразие видов цен нужно рассматривать в единстве; изменение одних видов цен обязательно влечет изменение других. Во-вторых, разнообразие цен, различие конкретных задач их установле­ния не должны приводить к ценовым противоречиям, а должны быть подчинены общенациональным интересам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: