double arrow

Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство, культура


На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя имак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 г. имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются имакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак ("еки-имак" - "два племени имаков").
Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского каганата. После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул "байгу" (искаженное "ябгу"), а в начале Х в. принявшим титул "хакан". В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области:
1. Йагсун-Йасу - охватывает междуречье Есиля и Ертиса, Бара-бинскую степь к западу от Оби. Здесь, на Ертисе, располагались столицы - старая и новая.
2. Кыркырхан - занимает территорию Восточного и Центрального Казахстана от Ертиса до Балхаша и Алаколя, включая Каркара-линские, Чингизтауские и Тарбагатайские горы.

3. Андар аз-хифчак - область "внутренних кыпчаков" - располагалась в Центральном Казахстане, включая окрестности Улутау-ских гор, бассейны рек Нуры, Сары Су, Каракенгира, на юге - по низовьям Шу и Таласа.

4. "Внешние кыпчаки" занимали предгорья Южного Урала и торгайские степи и пользовались значительной автономией.

В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 12) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис. В государстве существовала система налоговых сборов. Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматься ремеслом, рыболовством, земледелием. Их называли ятуками-жатак.
Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в. сменилась мирным общением с соседями.

Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.

В 9-11 вв. древнетюркские религиозные верования – культ предков и культ тенгри. Распространение шаманизма, манихейства. В социальном и культурном отношении кимаки унаследовали и развили традиции древнетюркской среды.

В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена кимаков и кыпчаков. В IX в. образовалось государство, в состав которого вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселилась из Центральной Азии. Эти события происходили после распада в 840г. Уйгурского каганата в Центральной Монголии. Правил государством джабгу, который с конца IX в. принял титул кагана (хакана). Государство кимаков имело ставку в Кимакии (Гемакии) на Иртыше. Кимаки поддерживали связи с государствами саманидов, огузов, карлуков.

Союз кимекских племен не был образованием, основанном на кровнородственных связях, а базировался на принципах территориально-административных отношений. В социальном плане объединение кимеков стояло над родоплеменными структурами, а племена в нем были связаны между собой иерархическими и вассальными отношениями, строго регламентированными устоями общества.

В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, а затем в союзе с карлуками помогли огузам нанести поражение и вытеснить кангаро-печенежские племена из Сырдарьи и Приаралья.

Территория: от среднего течения Иртыша до Джунгарских ворот до Южного Урала и бассейна Сырдарьи. Ядром кимекского государства стали 12 племен.

Каган кимеков назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Здесь действовал институт наследственной передачи власти не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати. Зарождение удельно-племенной системы было следствием крупных перемен в общественном строе, вызванных становлением патриархально-феодальных отношений. В IX – начале XI вв. у кимеков бытовал культ тенгри и культ предков. Отдельные группы преклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Падение кимеков вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, усилением междоусобиц; иммиграцией племен Центральной Азии.

14. Каракитаи в Казахстане (1128-1213гг). Политическое устройство и общественное устройство.

По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданей, живших в Центральной Азии.Перемещавшаяся на запад с IV века их часть в мусульманских источниках называлась каракитаями.

В 924 году племена киданей создали государство Ляо,занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125году оно пало и предводитель киданей Елюй Даши вторгся в Жетысу. Воспользовавшись упадком государства Караханидов, в 1125 году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он основал свою ставку - Гуз орду.

Каракитаи не вмешивались в систему управления государством Караханидов и оставили систему хаканского правления в прежнем виде. Было сохранено и наследование власти.

Правитель каракитаев носил титул гурхан.Правом наследования обладали не только мужчины, но и женщины из ханского рода.

Для усиления своей власти Елюй Даши командование войсками передал в местное управление. Если племена жили в пограничных районах, то им вменялось в обязанность защищать эти границы.

В качестве налога каракитаи с каждого дома собирали по одному динару. Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог -харадж. Каракитаи со второй половины ХII века перешли к открытому грабежу, стали нападать на мирные поселения, отнимая скот и имущество.

Каракитаи Жетысу пытались захватить среднеазиатские владения Караханидов. В 1137году разгромили Караханидов под Ходжентом, в 1141году в Катаунской степи близ Самарканда Затем вторглись в Бухару, захватили всю центральную часть Мавераннахра Караханиды стали их вассалами и вынуждены были платить дань. Каракитаи захватили Хорезм, шах Хорезма платил ежегодно 3000золотых динаров.

В 1208 году каракитаи были разгромлены на востоке найманами. В 1210 году шах Хорезма также напал на каракитаев. В 1212году государство каракитаев пало, их земли владениями найманов во главе с ханом Кучлуком.

15. Улусы найманов и кереитов на территории Семиречья. Политическая история и общественное устройство.

Ранние государства найманов, кереитов, джалаиров возникли на востоке Центральной Азии. Найманский племенной союз образовался в середине VIII века между Верхним Иртышом и Орхоном и назывался секиз-огуз — “союз восьми племен”. Затем был наречен монголоязычными киданями “найман”, что было тождественно тюркскому “секиз-огуз”.

Первые сведения о кереитах относятся к последней четверти XI века в связи с принятием ими христианства. Известно, что в 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Кереиты занимали территорию среднего течения реки Орхон и бассейн реки Онгин.

Племена джалаиров обитали в верховьях реки Орхон. Это были кочевые скотоводческие племена. Их государственные образования представляли собой улусы. Улус владел определенной территорией, имел свои границы. Правитель улуса — хан располагал аппаратом управления, войском, имел ставку — орду.

В ходе борьбы с монголами в 1190-1206 годах из Центральной Азии на территорию Казахстана прибыло много разгромленных групп найманов, кереитов, джалаиров. Часть из них осталась в Восточном Казахстане и подчинилась монголам, часть переселилась в Семиречье и далее на запад и влилась в состав многих формирующихся тюркских народов, в частности в состав казахского народа. В 1211 году глава найманов Кучлук-хан покорил карахытаев и установил свою власть в Семиречье. Найманы вошли в родоплеменной состав Среднего жуза. Часть кереитов осталась в Северном Казахстане и тоже влилась в Средний жуз казахов под названием “керей”.


Сейчас читают про: