double arrow

Развитие культуры и науки Каз-на в 8-12 в. Жизнь и деятельность Аль-Фараби, Юсуфа баласагуни, Махмуда Кашгари и Ахмеда Я ссауи


Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между земледельческими оазисами и кочевой степью, между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи. Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки, Кулан и другие. Формировались они в VI - X веках на основе ранних земледельческих и ремесленных поселении. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI века) в окрестностях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби (XI - XII века), расположенный рядом, и мавзолей Кара-хана в самом Таразе. Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо орхоно-енисейское руническое. Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине, в Подонье, на Северном Кавказе. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср аль-Фараби (870-950 годы). Ему был присвоен титул «Второй учитель». В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднею и Ближнего Востока - Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер он в Дамаске. Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат груды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук»,«Геммы премудрости»» «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Известным представителем тюркоязычной литературы Х-ХН веков является Юсуф Баласагунекий, который родился примерно в 1017 году. Ему принадлежит, написанная в 1069-1070 годах поэма «Кутадгу билиг», переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым». «Благодатное знание». Эта книги является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззренческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе. Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029 - 1101 годы), его книга «Дешт-лушт ат-турк» «Словарь тюркских наречий» -тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах, В ней собран и обобщен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений. Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти - 1166 год). Сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Построенный на рубеже XIV - XV веков в честь Ахмета Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман.

Ходжа Ахмед Йассауи наиболее крупный проповедник ислама 11-12 вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце 14-нач.15 вв. в Туркестане («Хазрет Султан»). Он написал сборник стихов «Диван-и Хикмет». Он родился в Испиджабе (Сайрам) в кон.11 в. Большую часть жизни провел в Яссы (Туркестан). В Испиджабе он учился у имама Арыстан баба. Продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани (проповедник суфизма). Умер в 1167 г. «Диван-и Хикмет» - сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссауи выражает неприятие зла, жадности и жестокости. Выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе. Проповедует аскетизм и смирение. Также можно найти факторы культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Дает толкование 4-х позиций: 1) шариата – законы, традиции, обряды; 2) тарихата – идея суфизма; 3) хакихата – приближение объединения с богом; 4) магрифата – познание религии. Ученик и единомышленник Яссауи – Сулейман Бакыргани (Хаким ата).

Аль-Фараби родился в Отраре в 870 г. В семье военачальника. Увлекался науками, изучал персидский, греческий языки, побывал в Шаше, Самарканде, Багдаде. Здесь он основательно пополнил свои знания. Это вызвало зависть ученых-богословов, поэтому он переехал в Хорасан. Последние годы жизни провел в Аллепо и Дамаске. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», трактаты по философии, математике, логике, медицине, астрономии, физике, музыке. Ученый-энциклопедист основатель арабской философии, «второй учитель» («муаллим ассана). На его работах формировалось мировоззрение Ибн Сины, Омара Хайяма, Да Винчи, Бэкона.

Махмуд Кашгари – лингвист, географ, автор «Диуани лугат ат-тюрк» (энциклопедия тюркских народов о культуре, быте, языке, этнонимах и топонимах, титулах, названиях пищи, астрономии, народном календаре, растениях, названиях месяцев и дней, городах, болезнях и лекарствах, металлах и минералах, военной, спортивной и административной терминологии, детских играх и забавах). Он родился в Барсхане, на берегу Иссык-куля.

Юсуф Баласагуни воспитывался при дворце, побывал во всех крупных научно-литературных центрах государства Караханидов. Изучил персидский, арабский и китайский языки. Кроме того изучал историю, астрономию и др. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская (гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом.

Ахмед Иугнеки. Его единственная книга «Хибат ул-Хакайк» («подарок истины»). Родился в конце 12 в. Изучал богословие и арабский и персидский языки. Основные мысли его книги – польза знания, основы морали и человечности. В ней отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана.


Сейчас читают про: