Организация разработки стандартов учета и отчетности

Вторым глобальным направлением развития бух­галтерского учета в экономически развитых странах является разработка и соблюдение стандартов бухгалтерского учета. Объективные тенденции современного развития мирового хозяйства усиливают значение этих разработок.

Разрабатываемые стандарты относятся только к фи­нансовому учету и отчетности. Порядок регистрации и обработки информации производственной бухгалтерии, несмотря на то что и здесь существуют общие концептуальные подходы и методы (например, принципы классификации затрат на производство, организация учета затрат по центрам ответственности и др.), определяется самими предприятиями самостоятельно и не регламентируется инструкциями или стандартами.

В каждой из стран разработкой принципов и стандартов занимаются специальные организации: в США — Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров, Комиссия по разработке стандартов финансового учета; в Великобритании — Консультационный комитет бухгалтерских организаций; во Франции — Национальный совет по бухгалтерскому учету и др. Хотя эти стандарты в различных странах называются по-разному, их назначение примерно одинаково. Например, в США и Японии существует система общепринятых принципов бухгалтерского учета. В Великобритании эти стандарты называются документами о стандартных принципах учета, во Франции — нормами. Разработка и совершенствование стандартов являются важным элементом системы учета и отчетности в капиталистических странах в силу того, что, во-первых, они обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации как между различными предприятиями, так и за отдельные отчетные периоды, а во-вторых, являются условием доступности отчетной информации для разных ее читателей.

В силу ряда причин национальные системы бухгалтерского учета различных стран существенно отличаются. К таким причинам относятся: социально-экономические особенности отдельных стран, политические отно­шения с.другими странами, различия в законодательных системах, общий уровень образования. Среди социаль­но-экономических особенностей можно выделить способ производства; степень централизации управления экономикой; уровень и характер развития рынков капиталов; темпы и уровень экономического развития; уровень инфляции; размеры и организационную структуру предприятий; сложность управленческого процесса.

Западными экономистами предлагается несколько типов классификаций бухгалтерского учета. В наиболее общем виде можно выделить следующие системы учета.

Британо-американская модель

Кипр Мексика Нидерланды Центральная Америка и др.
Австралия Великобритания Гонконг Израиль

Ирландия Исландия Индия Канада

Австрия Бельгия Греция Египет

Континентальная модель

ФРГ Швейцария Швеция Япония и др.

Италия Норвегия Португалия Франция

Южно-американская модель

Аргентина Чили

Бразилия Эквадор

Перу и др.

Для британо-американской модели (с преобладаю­щим влиянием систем учета Великобритании, США и Нидерландов) характерны: ориентация учета на нужды инвесторов и кредиторов; наличие развитого рынка нужных бумаг; высокий уровень профессиональной бух­галтерской подготовки; наличие большого количества в этих странах транснациональных корпораций. Для континентальной модели характерны тесные связи с банками; подробная юридическая регламентация учета и отчетности; ориентация учета и отчетности на интересы государственного регулирования налогооблажения и макроэкономического планирования. Для южно-американской модели — высокий уровень инфляции; ориентация учета и отчетности на требования государственного планирования; унификация принципов учета.

В юридическом регулировании учетных правил в западных странах сложилось в основном два подхода. В одних странах, таких, как Аргентина, Франция и ФРГ, практика такова, что все основные принципы учета подробно определены законодательными актами. В таких странах, как США и Великобритания, система учета строится по принципу «можно делать все, что не запрещено законом». Здесь правила регулирования учета и отчетности определяются прежде всего профессиональными бухгалтерами, а не юристами. Страны первого типа определяются как «страны — законодатели», второго типа «страны — незаконодатели». Западные экономисты считают, что при строгой юридической регламентации учетных принципов система бухгалтерского учета теряет свою гибкость, в то время как при втором подходе учет оперативно отражает изменяющиеся условия предпринимательской деятельности.

В настоящее время все более ощутимой становится тенденция к унификации принципов учета, отражающая усиление интернационализации мирового хозяйства и финансовых рынков, расширение масштабов деятельности транснациональных корпораций. Разработка единых принципов учета для всех стран является условием эффективного функционирования многонациональных предприятий по внешнеэкономической деятельности, поскольку предприятия, осуществляющие деятельность на территории более чем одной страны, вынуждены составлять несколько видов отчетности или предпринимать меры, позволяющие обеспечить доступность своей отчетности иностранным пользователям, что требует дополнительных существенных расходов.

Работа по унификации стандартов бухгалтерского учета осуществляется в двух направлениях: на регио­нальном уровне (например, в рамках ЕЭС) и на уровне всего мирового сообщества.

Для стран «Общего рынка» в рамках ЕЭС юриди­ческим документом, используемым для унификации требований к учету и отчетности, является так называемая директива ЕЭС. Директива — это закон ЕЭС, который страны — члены ЕЭС обязаны включить в свое внутреннее законодательство. До настоящего времени в целях определения единых подходов к бухгалтерскому учету и отчетности в рамках ЕЭС выработано пять директив: от 25 июля 1978 г. Об унификации форм отчетности и правил их аудирования; от 13 июня 1983 г. о принципах составления консолидированной отчетности; от 10 апреля 1984 г. о квалифицированных требованиях, предъявляемых к аудиторам, и о взаимном признании дипломов аудиторов в странах ЕЭС; от 8 декабря 1986 г. о ежегодной финансовой отчетности финансовых организаций; от 15 февраля 1989 г. о требованиях к ежегодной финансовой отчетности финансово – кредитных организаций стран – членов ЕЭС, головные конторы которых расположены вне этих стран, касающихся включения в эту отчетность данных о деятельности всей организации.

Помимо ЕЭС существуют другие региональные организации, занимающиеся вопросами стандартизации бухгалтерского учета, например Африканский совет по бухгалтерскому учету, Американская ассоциация учета, Ассоциация бухгалтеров Азии и Тихоокеанского региона и др.

Большое участие в унификации принципов бухгалтерского учета принимает ООН. Начало этой деятельности принято относить к 1973 г., когда была созданы группа специалистов, задачей которой являлось изучение влияния деятельности транснациональных корпораций на экономическое развитие и международные отношения. В 1982 г. была создана Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (МСУО), утвержденная Экономическим и Социальным советом ООН в структуре Центра транснациональных корпораций ООН. Группа учреждает международные организации, занимающиеся рассмотрением проблем учета и отчетности транснациональных корпораций; вносит вклад в разработку национальных и региональных стандартов учета; учитывает интересы развивающихся стран, анализируя публикуемую отчетную информацию. В настоящее время группа МСУО принимает активное участие разработке принципов бухгалтерского учета в странах СНГ в целях их адаптации к формирующемуся рыночному механизму.

Следующем уровнем стандартизации является международный хозяйственный уровень. Разработкой бухгалтерского учета и отчетности занимается Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (КМСБУ), созданный в 1973 г. и к началу 90 –х годов насчитывающий 100 членов – организаций из 80 стран. Ус тавом КМСБУ определены следующие его цели: а) в интересах общества формулировать и публиковать бухгалтерские стандарты, которые должны соблюдаться при представлении финансовой отчетности, и обеспечивать их принятие и применение во всем мире; способствовать совершенствованию и гармонизации правил учетных стандартов и процедур, используемых при представлении финансовых отчетов. До образования КМСБУ существовало множество различий по форме и содержанию опубликованных в разных странах бухгалтерских стандартов. КМСБУ изучил проекты и уже выпущенные бухгалтерские стандарты по каждому вопросу и на этой основе разработал международные бухгалтерские стандарты (МБС) для использования во всем мире. В разработанных международных стандартах уделяется внимание только основным проблемам, поскольку создание подробных стандартов затруднило бы их применение во всем мире. Выпущенные КМСБУ стандарты постоянно пересматриваются для учета текущего положения дел и потребности в изменениях. Публикуют МБС на английском языке.

К настоящему времени КМСБУ опубликовано 27 международных стандартов учета: 1. Пояснение порядка ведения учета (раскрытие учетной политики);

2. Оценка и представление материально-производственных запасов в контексте формирования фактической себестоимости;

3. Консолидированная финансовая отчетность;

4. Учет амортизации;

5. Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности;

6. Отчет об изменениях в финансовом положении;

7. Необычные статьи, статьи предшествующих лет и изменениях в методах учета;

8. Учет НИОКР;

9. Непредвиденные статьи и статьи, возникающие после даты составления баланса;

10. Учет договоров по строительным работам;

11. Учет подоходных налогов;

12. Отражение оборотных активов и краткосрочных обязательств;

13. Финансовая отчетность сегментов (функциональных подразделений предприятия или центров ответственности, которые могут составлять отдельный отчет о своей деятельности в рамках общего финансового отчета компании);

14. Информация, отражающая влияние изменения цен;

15. Учет реальных необоротных активов;

16. Учет в условиях аренды;

17. Регистрация доходов;

18. Учет пенсионных выплат в финансовой отчетности работодателей;

19. Учет правительственных субсидий и отражение информации о правительственной помощи;

20. Учет влияния изменений валютных курсов;

21. Учет слияния компаний;

22. Капитализация затрат по использованию заемных средств;

23. Отражение информации об участниках, с которыми имеются деловые отношения;

24. Учет инвестиций;

25. Учет и отчет по пенсионным фондам;

26. Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние общества; 27. Учет инвестиций в компании-партнере.

Описанные стандарты КМСБУ не являются обязательными для принятия. Так, в предисловии в МБС указывается, что публикуемые КМСБУ стандарты не отвергают национальных требований к ведению учета и выпуска финансовых отчетов в отдельных странах. Кроме того, подчеркивается, что для внутренних целей руководство предприятия может готовить финансовые отчеты любым наиболее уместным способом.

Необходимо отметить, что различные страны по-разному реагируют на разработку международных стандартов учета. Так, даже среди стран – членов Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета пока еще нет единства в использовании этих стандартов в своей национальной практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: