Ответственности. Децентрализация управления и система учета по центрам

Децентрализация управления и система учета по центрам

Децентрализация – это характеристика отношений между руководителями различного уровня в системе управления предприятием или децентрализация – это новое качество управления, которое позволяет максимизировать совокупные доходы предприятия. Она воздействует на организационную структуру предприятия, способствует более четкому формализованному определению всех уровней управления всех подразделений.

Управление затратами по центрам ответственности предполагает включение в смету тех затрат, по которым обеспечиваются нормирование, планирование и учет затрат. Соблюдение запланированных затрат и поиски резервов их снижения связаны с производственным уровнем системы управления затратами. Затраты производства лучше контролировать при производственном потреблении ресурсов, т. е. там, где происходит производственный процесс и его обслуживание. В связи с этим, наряду с появлением объектов формирования и учета затрат, таких как возникновение затрат, центров затрат, появились и центры ответственности в системе управленческого учета.

Центр ответственности – это структурный элемент предприятия в пределах которого менеджер несёт ответственность за целесообразность понесенных расходов. Администрация решает сама, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности, т. к. управление издержками происходит через деятельность людей.

21.4. Понятие ”центра ответственности”, виды “центров Ответственности”

Центр ответственности – это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо.

Классификация центров ответственности рассмотрена на рис. 5

Центры ответственности
Центры затрат
Центры прибыли
Центры выручки
Центры инвестиций
Центры регулируемых затрат
Центры частично регулируемых (произвольных) затрат


Рис. 5. Классификация центров ответственности

Центр затрат – это подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты. Примером центра регулируемых затрат может служить цех основного производства, примером центра произвольных затрат – конструкторское бюро, администрация предприятия.

Центр прибыли – подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль; может состоять из нескольких центров затрат, например, предприятие, входящее в состав объединения состоит из цехов и подразделений. Модель работы центра выглядит следующим образом: «Затраты – Работа – Выручка».

Центр выручки – подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку и может не отвечать за затраты или отвечает только в ограниченном объёме.

Центр инвестиций – подразделение, руководитель которого отвечает за капиталовложения, доходы и затраты. Модель работы такого центра: «Капиталовложения – Работа – Прибыль».

По функциональному принципу выделяют следующие центры ответственности:

1) обслуживающие (услуги, вспомогательные центры);

2) материальные (снабжение);

3) производственные (основное и функциональное);

4) управленческие (заводоуправление, бухгалтерия и др.);

5) сбытовые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: