Обеспечение релевантной информацией для принятия
Управленческих решений
Использование данных бухгалтерского учета при принятии
Процесс принятия управленческих решений предполагает сравнение двух или более вариантов решений и выбор наилучшего. С помощью управленческого учета можно получить информацию для оценки альтернативных вариантов. Например, данные о затратах прошлого периода являются базой для расчета будущих затрат при сравнении вариантов. Для принятия управленческих решений используются методы учета полных и переменных затрат.
Суть данного учета затрат заключается в соединении учета переменных затрат с учетом полных затрат. Постоянные затраты при этом учитываются с помощью определённых процентных ставок. Отправная точка расчета – собранные прямые переменные затраты, к которым прибавляются исчисленные постоянные затраты каждой последующей ступени расчета:
1. Переменные затраты на единицу продукции 45,0 руб.
|
|
2. Постоянные затраты на единицу продукции (23% от (1)) 10,35 руб.
3. Всего 55,35 руб.
4. Постоянные затраты по месту возникновения (5% от (3)) 2,77 руб.
5. Всего 58,12 руб.
6. Постоянные затраты центра ответственности (7% от (5)) 4,07 руб.
7. Всего 62,19 руб.
8. Постоянные затраты предприятия (4% от (7)) 2,49 руб.
9. Себестоимость 64,68 руб.
В процессе принятия управленческих решений релевантный подход позволяет сконцентрировать внимание только на значимой информации, т.е. принять решение, специальный заказ или отказаться от него, покупать какие – либо виды продукции или производить самим, а также выбор ассортимента продукции, если ресурсы ограничены, или ликвидация неприбыльного сегмента бизнеса.
Использование релевантной информации и маржинального подхода облегчает менеджеру выбор вариантов из существующих альтернатив и позволяет обосновать свои решения.
Для анализа и контроля деятельности предприятия сегменты бизнеса могут подразделяться по формам собственности и другим основаниям, поэтому необходимо разрабатывать отчетность только отраслевых и географических сегментов, поскольку их отчетность наиболее полно разработана и имеет наибольшее информационное значение.
Выделение отраслевых и территориальных сегментов бизнеса и формирование по ним отчетности обусловлено потребностью дополнительной информации, необходимой для принятия управленческих решений как внутренними, так и внешними потребителями.
В результате этого отчетность сегментов является одновременно и внешней отчетностью, так как она должна быть включена в финансовую отчетность предприятия и является и внутренней отчетностью, поскольку базируется на данных управленческого учета, а содержащаяся в ней информация используется для оценки сегментов и принятия внутрифирменных тактических и стратегических решений.