Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале XX в

К началу XX в. Россия подошла с массой нерешенных проблем и прежде всего в сфере социально-экономической.

С одной стороны, отмена крепостного права открывала пути к становлению новых, буржуазных отношений, которые в конце XIX — начале XX в. с особой яркостью проявили себя в области промышленного производства. С другой — реформа во многом сохранила и законсервировала старые, крепостнические отношения; в несколько измененной, «модернизированной» форме они в пореформенную эпоху продолжали господствовать в русской деревне.

В первые пореформенные десятилетия российской экономике пришлось пережить весьма болезненный процесс смены старого, традиционного, основанного на крепостном труде производства новым, буржуазным по своему характеру. Лишь в 1880-х гг. положение в этой сфере стабилизировалось, а в 1890-х гг. Россия вступила в полосу бурного промышленного подъема. В это время, наряду со старыми промышленными районами — Уралом, Центральным, Северо-Западным, оформляются новые — Юг (угольно-металлургический) и Баку (нефтяной).. Благодаря южному и бакинскому промышленным районам в стране создается мощная топливная. 1890-е гг.— время интенсивного железнодорожного строительства. В 1890-х гг. начинается строительство самой грандиозной в мире Транссибирской В годы промышленного подъема заметно растут города, увеличивается городское население. К концу 1890-х гг. в городах проживало более 17 млн. человек, или более 13% всего населения России (по сравнению с 1860-ми гг. городское население выросло в 2 раза). По переписи 1897 г., население обеих столиц — Петербурга и Москвы — превысило миллион человек. Многие города все в большей степени приобретали промышленный облик.

Однако, несмотря на эти заметные перемены, Россия, по сравнению с другими великими державами, по-прежнему оставалась отсталой аграрной страной. Слишком низка была стартовая площадка, с которой в 1860-х гг. ей пришлось начинать свое развитие по капиталистическому пути; слишком сложны и противоречивы условия.. Это сказывалось и в сфере промышленного производства; при самых высоких темпах развития в мире здесь сохранялась низкая производительность труда. Ее внешнеторговые обороты заметно уступали оборотам ведущих держав. И все же можно говорить о том, что к концу XIX в. система российского капитализма получила свое, пусть еще и не окончательное оформление.

12)Россия во второй четверти 19 века. Правление Николая I

Внутренняя политика: 14 дек. 1825г. вступает на престол Николай I, младший брат Александра.. его деятельность начинается с процесса над декабристами. Шли длительные судебные дела. Царствование Николая - прямое продолжение последнего десятилетия царствования Ал-ра I. Николай поставил себе цель: ничего не менять, поддерживать существующий порядок, без участия общества с помощью практического законодательства. Консервативный и бюрократический образ действий. Бюрократия: Николай усложнил механизм централизованного управления - создание огромного числа новых департаментов, канцелярий и т. д. Рост бюрократического аппарата (с 15тыс. до 85 к концу царствования). Создание собственной канцелярии Его Величества. Для руководства и рассмотрения важнейших гос. вопросов. I отд. - отчеты министров, контроль за исполнением приказов; II отд. - Кодификация законов под руководством М. Сперанского; III отд. - система полицейского сыска (Бенкендорф), цензурный орган; IV отд. - управление благотворительными и воспитательными заведениями (императрица Мария); V отд. - для управления государственными крестьянами; VI отд. - для стабилизации обстановки на Кавказе. Кодификация законов - создать свод действующих законов, занималось 2ое отд. канцелярии во главе со Сперанским. 1830г. выходит “полное собрание законов Российской империи” из всех уставов, законов, указов, начиная с Уложения 1649г (в 45 томах). За эту работу Сперанский удостоился ордена Андрея Первозванного. Полное собрание положил в основу “Свода законов”, которое вышло в 15 томах в 1833г. Крестьянский вопрос: Николай подписывает манифест (чтобы прекратить слухи, появившиеся после восстания 1825г.), из которого ясно, что не будет никаких изменений в устройстве крепостных крестьян. Однако эта мысль очень заботила царя. Создано около 10 тайных комитетов для рассмотрения вопроса об освобождении крестьян. результат деятельности - создание особого управления для гос. крестьян - министерство государственных имуществ во главе с Киселевым (лучший администратор того времени). В короткое время Киселев создал отличное управление гос. крестьянами и поднял их благосостояние. Они перестали быть обузой для государства. Киселев создал устройство сельских и городских обществ, которое ляжет в основу положения от 19фев. Для вышедших на волю крестьян. При поддержке Киселева вышел ряд законов об устройстве крепостных крестьян:

1827г. - закон, ограничивающий дворянские права “душевладения”, суть такова: если имение было должником государства (таковых тогда было 2/3 всех имений); 1841г. - при поддержке Киселева закон, запрещающий продавать крестьян в розницу; 1843г. - запрет на куплю-продажу крестьян без земли; 1847г. - дал право крестьянам имений-должников выкупаться на волю с землей.. 1848г. - закон дал право крестьянам приобретать недвижимость. Итоги: законы не получили практического развития, кроме некоторых исключений. Благодаря бюрократическому аппарату законы просто исчезли из следующих изданий “Свода законов”.

Денежная реформа. 1839 - 43гг. Канкрин проводит реформу. Главная идея - ограничить гос. расходы; уменьшить кредиты и заемы; протекционизм.

Официальная идеология, просвещение. Важное направление николаевского правления - контроль над умами подданных. Этой задачей занялся министр просвещения С. С. Уваров. Основоположник и автор новой государственной идеологии. - “Теория официальной народности”. Православие, самодержавие, народность - три черты - главные ориентиры духовного развития России и отличия развития России от Западного мира. 1828г. - реформа низших и средних учебных заведений - разделение учебных заведений по сословному признаку: начальные и приходские училища - для крестьян;

16)ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60—70-х гг.

Земская и городская реформы. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии свободно ходили из конца в конец огромного государства, унося тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное (земское, как тогда говорили) хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных (депутатов) уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия имевшие не менее 200—800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой.

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Люди, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов.

Судебная реформа. Одновременно с земской реформой / в 1864 г./ по настоянию общественности, правительство провело судебную реформу. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Судебная реформа была одним из наиболее последовательных и радикальных преобразований 60—70-х гг. Для разбора мелких уголовных дел и конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд.

Военные реформы. В конце 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин.Учитывая уроки Крымской войны, министр провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ следовало перейти от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: