double arrow

Общественные движения в России в 1830-е – 1850-е гг

1

Разгром восстания декабристов и установление в России полицейского режима не могли не отразиться на свертывании политической активности в стране, поэтому, говоря о 1830-х – 1850-х гг. разумнее говорить о развитии общественной мысли, а не общественных движений. Здесь можно выделить три основные направления: консервативное (правительственное), либеральное и радикальное (революционное).

1. Консерваторы – сторонники сохранения существующего строя. Их идеология нашла свое отражение в так называемой «теории официальной народности», автором которой являлся министр просвещения России в эту эпоху – граф Уваров. Основная идея теории может быть кратко сформулирована в трех словах: самодержавие, православие, народность. Расшифровка этой триады простая: а) самодержавие – единственно возможный и правильный тип власти для России; б) православие – главная идейная основа и народообразующая религия в стране; в) народность понималась упрощенно как единство народа вокруг «царя-батюшки». Консерваторы противопоставляли «святой Руси гниющий Запад».

Идеологи консерватизма: историк Погодин, филолог Шевырев, литератор Булганин и др.

2. Либералы – сторонники реформ и демократизации, но только в рамках закона, без революций и насильственных действий.

Формой существования либеральных идей стали немногочисленные кружки. Прямо о политике здесь не говорили (опасно, могли донести и арестовать), но обсуждали литературные и философские проблемы, через которые пытались осмыслить законы исторического развития, определить место личности в истории. В качестве примеров таких объединений можно назвать литературный кружок Станкевича, «Литературное общество 11-го номера» и др. Особое место в среде либералов занимал кружок Герцена и Огарева, которые выступали последователями утопического социализма . Их идеал – крестьянская община, путем развития которой, как они полагали, Россия может построить справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма ( на самом деле – ошибочное представление !).

Однако, главными представителями либерализма в середине XIX в. были безусловно «западники» и «славянофилы».

«Западниками» называли сторонников европейской модели цивилизационного развития России. Они выступали против самодержавия и крепостного права, за создание в стране парламента, местного самоуправления и другие демократические ценности. Идеализировали личность Петра I и его реформы. Идеологами «западничества» были: историки Соловьев и Кавелин, литератор Грановский и др.

«Славянофилы» – также выступали против крепостного права и самодержавия, но европейская модель развития их не устраивала. «Славянофилы» считали, что у России свой особый путь развития, в котором она должна ориентироваться не на Европу, а на собственные достижения и исторические ценности. К последним они относили: православие, Земские соборы (вместо парламента) и крестьянскую общину. Считали необходимым сохранение власти царя. Идейно «славянофилы» во многом сближаются с консерваторами. Идеологи: философ А.С. Хомяков, литераторы Аксаков, братья Киреевские и др.

3. Радикалы – сторонники достиения свободы и демократии любыми путями, включая революции, теракты и другие насильственные действия.

Практически все радикалы выступали за революцию и физическое уничтожение царя. И хотя в их идеологии были и позитивные лозунги (республика, парламент, освобождение крестьян с землей и др.) большинство радикалов лучше представляло себе «как ломать старое», чем как «строить новое». Среди радикалов было много социалистов. Членами радикальных организаций одно время были писатели Достоевский и Салтыков-Щедрин, их сторонником был Чернышевский и др.

Наиболее известные радикалы этой эпохи: Сунгуров, братья Крицкие, Нечаев, Петрашевский.

20)Революция 1905-1907 гг. по цели была буржуазной: направлена на ликвидацию пережитков феодализма, упрочение капитализма в стране, проведение демократических преобразований. Она подняла на борьбу широкие слои населения, и поэтому по характеру является буржуазно-демократической. Причиной революции явилось углубление противоречий, обострившихся в начале ХХ в. в результате экономического кризиса 1900-1903 гг., формирование империализма, начавшейся политической борьбы широких народных масс, русско-японской войны 1904-1905 гг. и возникшего в начале века острого социально-политического кризиса.

задачи: свергнуть самодержавие, создать конституционное государство и установить демократическую республику, решить аграрный вопрос о передаче земли крестьянам, ввести национальное равенство, радикально улучшить положение рабочих, выполнить требования, выдвинутые в ходе революции.
3 января 1905 г. началась давно готовившаяся стачка рабочих Путиловского завода в Петербурге. Рабочие потребовали повышения заработной платы, отмены обязательных сверхурочных работ и установления 8-часового рабочего дня. Их поддержали рабочие других заводов и фабрик Петербурга.. По настоянию большевиков помимо экономических требований в петицию были включены и политические: амнистия политическим заключенным, неприкосновенность личности, свободы слова, печати, собраний, рабочих союзов, равенства всех перед законом, отмены выкупных платежей крестьян за землю и передача ее во всенародное достояние, отделение церкви от государства, созыв Учредительного собрания. Мирная петиция, требовавшая коренных буржуазно-демократических преобразований в стране, явилась по существу ультиматумом самодержавию.
«Кровавое воскресенье» вызвало всеобщий взрыв возмущения, начались массовые забастовки, уличные демонстрации. Осенью 1905 г. забастовочное движение, все больше подчинявшееся влиянию революционеров, слилось в единую Всероссийскую политическую стачку, охватившую 120 городов России, сотни фабричных и станционных поселков. Прекратили работу промышленные предприятия, остановилось движение на железных дорогах, закрылись магазины, не работал телеграф, перестали выходить газеты. Сотни тысяч человек вышли на уличные демонстрации и митинги, требуя демократических свобод и созыва Учредительного собрания.
Царское правительство теряло контроль над ситуацией. В этих условиях Николаю II пришлось пойти на серьезные уступки. 17 октября он подписал манифест, вводивший в стране свободу слова, печати, собраний, союзов и пр. Кроме того, Николай II согласился созвать Думу – высший орган законодательного характера, т.е. царь уступал часть своей власти, причем чрезвычайно важную, связанную с принятием новых законов. Формально манифест превращал самодержавный государственный строй России в конституционно-монархический.
Либеральные деятели с удовлетворение встретили манифест 17 октября. Они призвали прекратить революционную борьбу и возложить надежды на Думу. В рабочей массе, уставшей от тяжелых испытаний и в то же время ощущавшей эйфорию от одержанной победы, подобные призывы находили определенный отклик.
Однако в крупных промышленных центрах, прежде всего в Москве, рабочее движение сохраняло революционную направленность. Именно здесь в декабре 1905 г. началось вооруженное восстание, ставшее высшей точкой в развитии революции, но одновременно и последним ее всплеском. Оно не послужило, как рассчитывали революционеры, сигналом к единому всероссийскому восстанию пролетариата. Рабочие поначалу добились значительных успехов, блокировав кольцом баррикад городские власти в центре Москвы. Восстание в целом носило характер стихийного взрыва возмущения, у рабочих не было ясного плана действий, а социал-демократы и эсеры не смогли наладить руководства ими. Московским властям во главе с генерал-губернатором Ф.Д.Дубасовым удалось, мобилизовав все свои силы, перейти в наступление. Восставшие были оттеснены в район Пресни там после ожесточенного сопротивления разгромлены. Мощная волна первой российской революции начала постепенно спадать.
Тем временем в стране происходил процесс консолидации тех политических сил, которые находились пока на заднем плане революционных событий. Манифест 17 октября открыл российским либералам путь к легальной политической борьбе и образованию своих партий. Из них серьезное значение имели две: конституционно-демократическая партия (кадеты) и «Союз 17 октября».
Кадеты объединили в своих рядах прежде всего представителей интеллигенции – городской и земской. Лидеры кадетов, среди которых особенно выделялся известный историк П.Н. Милюков, пытались найти компромиссные решения наиболее острых вопросов русской жизни. Так, в аграрном вопросе предлагалось принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп, правда , лишь той их части, которую помещики сдавали в аренду. Предусматривалось и введение 8-часового рабочего дня, но только там, где это в данное время возможно. Открытым в своей программе кадеты оставили вопрос о форме государственного управления в России. Как показали дальнейшие события, они готовы были довольствоваться конституционной монархией.
В «Союз 17 октября» вошли верхи крупной буржуазии и обуржуазившиеся помещики, сумевшие перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы. Как следует из названия партии, те уступки, которые были обещаны манифестом 17 октября, вполне удовлетворяли ее членов. Признанным лидером партии стал представитель старинной московской купеческой фамилии А.И. Гучков.
Заметным явлением в русской жизни с конца 1905 г. становится черносотенское движение. Главной организующей силой в нем были дворяне – помещики крепостнического закала.
Хотя в 1906-1907 гг. забастовки, крестьянские выступления, волнения в армии и во флоте еще продолжались, царское правительство медленно, но верно восстанавливало контроль над страной.
В 1906 г. прошли выборы в Государственную думу – новый для России орган, на который возлагались такие большие надежды. В соответствии с царским указом выборы проводились по куриям, причем 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Но и при таком вопиющем неравенстве большинство в думе должно было остаться за представителями крестьянства: оно избирало более 40% всех депутатов. Царское правительство шло на это вполне сознательно: с одной стороны, оно пыталось таким образом успокоить крестьян, отвлечь их от революции, с другой – тешило себя надеждой на крестьянскую веру в «доброго царя».
Беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков, составили в I
Февральская революция 1917 г.

Вторая, Февральская 1917 года, революция в России была вызвана теми же причинами, носила тот же характер, решала те же задачи и имела такую же расстановку противоборствующих сил, что и первая, народная революция 1905-1907 гг. После первой революции продолжали оставаться задачи демократизации страны – свержение самодержавия, введение демократических свобод, решение жгучих вопросов – аграрного, рабочего, национального. Это были задачи буржуазно-демократического преобразования страны, поэтому и Февральская, как и революция 1905-1907 гг., носила буржуазно-демократический характер.

26)Наука в тисках идеологии.

Серьезное внимание власти обратили на науку. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. В 1936 г. Академия наук вынесла постановление: «Мы решим стоящие перед нами задачи единственным научным методом — методом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина». С этого года начинается ликвидация тех наук, которые никак не могли уложиться в прокрустово ложе сталинской идеологии: педологии, социологии, психоанализа и т. д.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.
Развитие общественных наук определялось партийными документами и указаниями Сталина. Самое пристальное внимание он уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм, который назвали советским, но все чаще он звучал как русский. Для Сталина было важно, что чувство патриотизма имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере. Кроме того, русская история давала немало примеров для воспитания в людях нужных Сталину качеств: верности государству, его правителю, воинской отваги. Сталин выбирал из русского прошлого то, что ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства. Причем тот или иной герой вырывался из истории и возносился на пьедестал в нужный Сталину момент: Иван Грозный — чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства; Петр I — чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя; Александр Невский — в период обострения советско-германских отношений и др.

Появляется новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих в СССР, — история партии. В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для пего один из параграфов. Выход в свет этой работы положил начало оформлению одной-единственной концепции развития истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово, каждое его положение должно было восприниматься как истина в последней инстанции.

27)Успехи советской науки.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль сильно отразились па состоянии гуманитарных наук. Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства партийных и карательных органов, достигли заметных успехов, продолжив славные традиции русской науки.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д.

Крупных достижений добились советские биологи Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников, В. Р. Вильяме, В. С. Пустовойт. Значительных успехов достигли математическая наука, астрономия, механика, физиология.


Социалистический реализм. Советский кинематограф.

В 30-е гг. был завершен процесс ликвидации разномыслия в художественной культуре. Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Ведь народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся переворот должен принести прекрасное «завтра», хотя «сегодня» было трудным. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим.

Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди).

Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены историко-революционной тематике: «Чапаев» (реж. братья Васильевы), трилогия о Максиме (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфиц) и др.

В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк), повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (реж. Н. Экк).

В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.
Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром советских кинематографисте стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (реж. В. Петров), «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты II. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, II. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др.


Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского. В этот период были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Л. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Однако судьба «серьезной» музыки была наиболее показательна с точки зрения претворения в жизнь одного из главных сталинских принципов в области культурной политики, гласившего, что искусство должно быть «понятно народу». Были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке тех или иных музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует, например, критика в печати оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича.

Наибольшего расцвета в 30-е гг. достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества — песенная. На этом поприще творили талантливые композиторы — И. Дунаевский, Б. Мокроусов, М. Блантер, братья Покрасс и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху, они звучали дома и па улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их ромаптико-революционпая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека.

Изобразительное искусство. Архитектура.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Закончилось время поиска новых форм, сосуществования различных художественных стилей. Перед художниками была поставлена задача «предугадать будущее и выразить его в картине», и притом так, чтобы это было «общедоступно». Главным критерием оценки художника являлась не его творческая индивидуальность, а идейная направленность сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к жанру натюрморта, пейзажа, хотя в этой области творили такие талантливые художники, как П. Кончалов-ский, А. Лентулов, М. Сарьян.

Ведущими теперь стали иные художники. Среди них главное место занимает Б. Иогансон. Его картины «Рабфак идет (Вузовцы)», «Допрос коммунистов» и др. стали классикой соцреализма. Много работают А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Будущие летчики», М Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Официально при iiiainii.ie художники создавали образ ликующей, праздничной жизни 30-х i г. Подобные настроения характерны для талантливой картины Ю. Пименова «Новая Москва».

В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом юродской жизни.

Рубежным событием в становлении советской монументальной скульптуры стало участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» в Париже в 1937 i Здание советского павильона, построенного по проекту Б. Иофана, венчала поднятая на 33-метровом пилоне скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», воплотившая идеал целой эпохи.

Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и смыслах' Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. При этом недавние модернистские и конструктивистские поиски были прекращены.

Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Для осуществления новых архитектурных планов нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви. Одним из примеров деятельности подобного рода стал взрыв в 1931 г. в Москве храма Христа Спасителя, на месте которого планировалось возвести Дворец Советов, увенчанный огромной скульптурой Ленина. Чудом подобной участи избежал храм Василия Блаженного на Красной площади.

27)Развитие науки.

В начальный период своего правления большевики в какой-то степени мирились с существованием различных направлений в культурной и научной жизни. Продолжались процессы, заданные Серебряным веком с его плюрализмом и нарочитым отстранением от политики.

Представители гуманитарных направлений науки работали тогда благодаря собственному энтузиазму, зачастую вопреки воле властей. Напротив, ученых-естественников, особенно тех, кто был связан с укреплением обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание, новая власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству. Им обеспечивались по возможности сносные условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это совсем не означало, что они разделяли воззрения большевиков. Среди таких ученых мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К- А. Тимирязева и др.
С введением нэпа оживились традиционные формы научной работы. Были разрешены частные издания, возобновился выпуск известных научно-популярных журналов — «Былое», «Голос минувшего», «Экономист», «Право и жизнь». Стали собираться профессиональные съезды ученых-аграрников, экономистов, врачей.

В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие деятели художественной культуры Серебряного века. Одни из них, превыше всего ценя свободу творчества, оказались в эмиграции. К середине 20-х гг. за границу уехал ряд виднейших русских писателей и поэтов. Это были люди как старшего поколения, успевшие прославиться еще в дореволюционные годы (И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Вяч. Иванов и др.), так и более молодые, создавшие свои лучшие произведения уже за границей (В. Ходасевич, Г. Иванов и др.). Этот блестящий список продолжили русские композиторы, певцы и музыканты: А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, А. Вертинский. Не менее впечатляет и список русских художников-эмигрантов. Достаточно назвать имена И. Репина, В. Кандинского, Л. Бакста, К. Коровина, М. Шагала.

Часть выдающихся деятелей культуры осталась в Советской России, уйдя в духовную оппозицию к правящему режиму. Среди них можно назвать А. Ахматову, М. Волошина, Н. Замятина В. Короленко, М. Пришвина, М. Булгакова.

Октябрьская революция была воспета в стихах В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-Буфф» по пьесе В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда и с оформлением К. Малевича.

В 1922 г. советское правительство решилось на выдворение из страны 160 крупнейших российских ученых и философов, известных не только в России, но и во всем мире. В числе высланных были философы Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов, Н. Лосский, С. Булгаков, Ф. Степун, Б. Вышеславцев, И. Ильин, А. Изгоев, Е. Трубецкой, И. Лапшин; ректоры Московского и Петербургского университетов зоолог М. Новиков и философ Л. Карсавин; большая группа математиков; известные историки А. Кизеветтер, В. Мякотин, А. Боголепов; социолог П. Сорокин и др. Эти люди вовсе не стремились к эмиграции. Не разделяя идеологических установок большевизма, они тем не менее не являлись активными борцами с ним.

27)Начало «нового» искусства.

В области художественной культуры набирали силу новые тенденции и явления. литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. В идеологии Пролеткульта существовали сильные левые тенденции. Проповедуя идею «чистой» пролетарской культуры, они призывали выбрасывать «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого.

В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов.

В 20-е гг. стали издаваться произведения писателей нового поколения, участников революции и Гражданской войны. Во многих из них не только воспевалась революционная романтика, но и исследовались сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты.
A. Фадеева («Разгром»), А. Веселого («Россия, кровью умытая») вошли в золотой фонд русской литературы. Литература с помощью таких произведений становилась более доступной для понимания широких слоев населения.

Нэп выдвинул на первый план в литературе сатиру. Она обнажала противоречия своего времени, которые меняли, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. Зощенко, романом И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами B. Маяковского «Клоп», «Баня».
Значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, агитирующие за коммунистическое будущее.

Особое место в плакате тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Активная роль в создании «Окон РОСТА» принадлежала В. Маяковскому, который проявил здесь талант не только поэта и публициста, но и художника.

В это же время в изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России).

Масса замыслов была у архитекторов Они разрабатывали гигантские планы строительства невиданных городов будущего. В стилевом отношении у них преобладали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня III Интернационала», заложившее основы современного индустриального дизайна.

Продолжал развиваться кинематограф. В 20-е гг. в историю мирового кино вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», положившие начало освоению революционной темы в этом виде искусства.

До середины 20-х гг. культура развивалась в условиях относительного идеологического плюрализма, рожденного могучей волной культуры начала XX в. С укреплением позиций И. В. Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. принимается резолюция ЦК ВКХ1(б) «О политике партии в области художественной литературы». Она положила начало партийному диктату в области художественного творчества.

28)Многопартийность в дореволюционной России (90-е гг. ХIX вв. - 1917 гг.). Ее трансформация в однопартийную систему

Особенностью генезиса многопартийности в дореволюционной России было то, что ее становление происходило в условиях фактического запрета на деятельность любых независимых от власти политических организаций, а также полного отсутствия каких бы то ни было представительных органов. Так как любые политические организации могли быть только нелегальными, их возникновение и дальнейшее развитие было возможно только в той части политического спектра, которая отличалась безусловной оппозиционностью к власти.
Первой российской политической организацией партийного типа следует считать социалистическую по своим идейным установкам "Народную волю" (1870-е - начало 1880 гг.), обладающую как четкой политической программой и относительно развитой организационной структурой, так и претензией на представительство политических интересов определенной социальной группы - крестьянства. Ее скорое исчезновение с политической арены обусловливалось как внешними (полицейские репрессии), так и внутренними причинами, заключавшимися в утопичности ставки на представительство интересов крестьянства - класса, по своей природе далекого от политики и неспособного к осознанной защите своих интересов на национальном уровне (реально "Народная воля" опиралась, конечно же, не на крестьянство, а на очень узкий слой разночинной интеллигенции). Наконец, избрав в качестве основного метода своей деятельности индивидуальный террор, "Народная воля" вступила в борьбу на поле, где ее противник обладал безусловным преимуществом, и тем самым обрекла себя на полное уничтожение.
В 90-е годы ХIХ века процесс образования политических организаций социалистической ориентации превратился в устойчивую тенденцию. Новые организации претендовали на представительство интересов уже не крестьянства, а промышленного пролетариата, и хотя их реальной опорой по-прежнему являлась в основном разночинная интеллигенция, однако связи социал-демократических организаций с промышленными рабочими все более расширялись. К концу ХIX - началу XX вв. тенденция к объединению разрозненных социал-демократических и неонароднических групп (прямых наследников "Народной воли", претендовавших уже на выражение политических интересов всего "трудового народа", т.е. и крестьянства и рабочего класса одновременно) вылилась в образование полноценных партий - Российской социал-демократической рабочей партии (1898-1903 гг.) и Партии социалистов-революционеров (1901-06 гг.), а также ряда социалистических партий в национальных губерниях Российской империи (Дашнакцутюн в Армении, Белорусской социалистической громады и др.). Организационное оформление левого фланга дало толчок аналогичным процессам в центре политического спектра - появились либеральные "Союз освобождения" и Союз земцев-конституционалистов, на основе которых позже была создана кадетская партия. Наконец, первая российская революция, одним из главных достижений которой стало введение в России ряда гражданских свобод и созыв законодательной Государственной Думы (Манифест от 17 октября 1905 г.), положила начало появлению лояльных по отношению к правящему политическому режиму организаций как монархической, так и либерально-консервативной ориентации. Тем самым организационное оформление политического спектра дореволюционной России, а вместе с ним и становление многопартийной системы, было завершено.
Для российской многопартийности, в том виде, в каком она сложилась в годы первой российской революции, было характерно следующее: 1) наличие сильного и организованного левого фланга, настроенного непримиримо по отношению не только к самодержавию, но и к "центру", т.е. либералам; 2) многочисленность, но крайняя организационная аморфность правого фланга; 3) быстрый рост достаточно рыхлого либерального "центра", правая часть которого открыто тяготела к соглашению с властями, а левая пыталась балансировать между крайне левыми и властью.

1

Сейчас читают про: