Инвентаризация – выявление и проверка наличия и сопоставление имущества с данными бух. учета

Вопрос 7 Инвентаризация основных средств

Законодательство обязывает все предприятия проводить инвентаризацию в определенные сроки:

Основные средства – 1 раз в три года;

По библиотечному фонду – 1 раз в пять лет;

По прочим средствам – 1 раз в год перед составлением годового отчета.

Виды инвентаризации:

1. По объему и охвату объектов

а) сплошная - проводится перед составлением годового отчета, в случае стихийных бедствий

б) выборочная - проводится при смене материально ответственного лица

2. По способу проведения

а) плановая

б) внезапная

Для проведения инвентаризации приказом руководитель назначает инвентаризационную комиссию. На крупных предприятиях создается две комиссии:

1.Постоянно действующая.

Состав: руководитель, замы, глав. бухгалтер.

Составляет план-график на проведение инвентаризации, протокол по результатам проведения инвентаризации.

2.Рабочая – непосредственно для проведения инвентаризации. В ее состав обязательно входит бухгалтер.

Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись, в которой указываются фактическое наличие имущества и учетные данные.

Рабочая комиссия составляет по окончании работы протокол.

Указанные документы предоставляются в бухгалтерию, где составляется сличительная ведомость, в которой отдельными позициями показываются объекты, по которым выявлены отклонения. Все остальные показываются общим итогом.

В протоколе постоянно действующей инвентаризационной комиссии указывается порядок регулирования инвентаризационных разниц.

Перед проведением инвентаризации основных средств проверяется наличие и состояние регистров аналитического учета (инвентарных карточек, инвентарных книг, описей); технических паспортов и другой технической документации; документов на основные средства, сданных или принятых в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление (п.3.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Инвентаризация проводится по местам хранения и материально ответственным лицам и оформляется инвентаризационной описью (ф.N ИНВ-1).

Регулирование инвентаризационных разниц

1) Излишки - принимаются к учету по рыночным ценам и относятся в состав прочих доходов организации

Дебет 08 Кредит 91/1 – прочий доход

2. Недостача– остаточная стоимость до выяснения причин относится на счет 94 и отражается проводкой:

Дебет 94 Кредит 01

Списание недостачи:

А) на виновных лиц:

- материально ответственное лицо

- признанное виновным по решению суда.

Размер ущерба:

- по остаточной стоимости

- согласно статье 15 ГК РФ ущерб равен возмещение убытка, плюс упущенная выгода

Списание:

Дебет 73/2 Кредит 94 – остаточная стоимость

Дебет 73/2 Кредит 98 – разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью недостающего объекта основных средств

Погашение недостачи:

Дебет 50,70,51 Кредит7 3/2

По мере погашения недостачи производится списание соответствующих сумм со счета 98 на счет 91/1

Дебет 98 Кредит 91/1

Б) на финансовые результаты:

- при отсутствии конкретных виновных лиц - неустановление судом, вследствие необоснованности исков

Дебет 91/2 Кредит 94

- в случаях чрезвычайных обстоятельств недостача относится на счет 99

Дебет 99 Кредит 94.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: