double arrow

Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции


П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А 1

Подведение итогов, рефлексия

Задание на дом

Выполнение работы

Объяснение сути практических работ по истории, разъяснение предъявляемых требований

Организационный момент

(1-е занятие: 1. тема 1 вопросы 1-4 стр. 61 2. параграф 2.1 вопросы 1 – 10 стр. 55

2-е занятие: 1. тема 2 вопросы 5-8, 12 стр. 61 2. параграф 2.2 вопросы 11 – 15 стр. 56)

ТЕМА: ДРЕВНЕЙШАЯ и ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

ЦЕЛИ:

1. Определить соотношение природного и социального в человеке.

2. Рассмотреть процесс расселения людей по земному шару с использованием исторической карты.

3. Определить сущность, причины и последствия неолитической революции.

4. Определить роль географических факторов в становлении цивилизаций Древнего мира.

5.Рассмотреть процесс возникновения цивилизаций древности с использованием исторической карты.

ЗАДАНИЯ:

1. Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатуряна. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединения людей было первобытное стадо?

[Пересматриваются] «многие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. Например, термин «человеческое стадо» давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе «человека умелого»: считается, что в человеческом коллективе всегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, но и сексуальные, а также родственные связи. Они умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. Поэтому более адекватным считается термин «праобщина».

Потепление климата на Земле, высокий экономический потенциал присваивающего хозяйства на территории Евразии создали условия для динамичного развития человека, роста населения и его материальных потребностей. Но природа не могла долго выдержать давления на нее. Сокращение объема животной пищи заставляло людей искать иные места охоты, осваивать новые территории. Так, примерно 25 тысяч лет назад первые люди проникли в Америку и расселились от Аляски до Огненной земли. Постепенно развивался интеллект человека, он становился все более независим от природы. При этом один и тот же предмет использовался и как орудие труда, и как оружие. Антрополог Тэйлор отмечал, что орудие «одинаково служило как для того, чтобы дробить черепа и кокосовые орехи, так и для того, чтобы рубить ветки деревьев и члены человеческого тела». Используя искусственные средства нападения на животных, древний человек одновременно создал угрозу самоистребления. К этому следует добавить и глобальный экологический кризис, разразившийся в конце мезолита и поставивший первобытные общины перед угрозой голодной смерти. Причины этого кризиса были не только естественные (быстрое отступление ледников, а вместе с ними и крупных животных - мамонтов, северных оленей, бизонов на Север), но и исторические - с изобретением лука и стрел люди стали потреблять и уничтожать крупных животных.

Начало человеческой цивилизации многие археологи и историки связывают с неолитической революцией (кризисом), глубочайшим переворотом в обществе, самом человеке. Начавшись 8-9 тысяч лет назад, переворот занял не одно тысячелетие.

В чем же сущность неолитической революции? В ее ходе произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Не случайно неолитическую революцию называют еще и аграрной. В это время человек научился самостоятельно добывать основные средства существования, выращивать растения и животных, перерабатывать полученные продукты. Это открыло человечеству путь к выживанию и прогрессу. Занятие земледелием и скотоводством означали иное, более щадящее отношение к природе по сравнению с охотой и собирательством. Но, чтобы заниматься земледелием и скотоводством, нужен был иной интеллект. Возникло такое интеллектуальное качество, как предвидение, возможность рассчитывать на несколько шагов вперед. Неолитический кризис, неолитическая революция привели к росту населения Земли, его приспособлению к условиям жизни. Сформировался социальный тип человека, который проявился в создании орудий труда, технологий для поддержания своего существования независимо от капризов природы, в развитии средств общения и передачи мыслей, в образовании человеческих сообществ, формировании этических норм и духовного мира. Развился новый интеллект, способный предвидеть, просчитывать ходы вперед и т. д. Сформировались первичные каноны поведения человека и их оценки - система табу: запрет на брак внутри рода, неприкосновенность тотема отца, неприкосновенность вождя, жреца, система объектов поклонения (силы природы, тотемы, предки, старейшины, фетиши).

3. Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе. Ответьте на вопросы:Вспомните, что такое престиж. Почему первобытную экономику называют престижной? Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?

«Потребление в группе было коллективное... но добыча пищи чаще всего была индивидуальной... и в ходе ее один приносил больше, другой меньше. Если учесть, что добыть пищу старались все - попытки отлынивания случались редко и вызывали столь явно выраженную реакцию в виде презрения и насмешек, что в обществе, где престиж ценился очень высоко, это было, по сути, невыносимым наказанием, - то все сводилось к тому, кто сколько может добыть. Те, кто приносил больше других, как раз и приобретали престиж и авторитет; именно из их числа выбирали лидеров... [Такой обмен] антропологи обозначили термином «реципрокность» (от лат. «двигать туда-сюда, возвращать обратно»)... Каждый вносил в общий котел, сколько мог, и черпал из него, сколько ему полагалось, тогда как разница между отданным и полученным измерялась в терминах социальных ценностей и выражалась в форме престижа и связанных с ним привилегий».


Сейчас читают про: