Неолитическая революция

Неолитическая революция [X-III тысячелетия до н.э.) — самый крупный по времени и последствиям для человечества переход от культуры охот­ников и собирателей к земледельческому обществу, от бродячего к осед­лому образу жизни. Сопровождалась доместикацией (приручение живот­ных) и окультуриванием диких растений. Привела к появлению классов, городов, письменности и цивилизации. Термин ввел английский архео­лог Гордон Чайлд.

Неолит — новокаменный век, охватывает период VIII—III тысячелетия до н.э. Время перехода от присваивающего труда (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). Каменные орудия шлифовались,

сверлились, появились прядение, тка­чество. Для неолита лесной зоны од­ним из ведущих видов хозяйства ста­новится рыболовство. Активное рыбо­ловство способствовало созданию определенных запасов, что в сочетании с охотой давало возможность жить на одном месте круглый год. Переход к оседлому образу жизни привел к появ­лению керамики.

Обработка почвы в неолите оказала такое существенное влияние на жизнь человека, что ученым пришлось гово­рить о неолитической революции в ис­тории человечества. Сознательное вы­ращивание растений создало условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тысячелетию до н.э.).

Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в исто­рии приспособить естественную среду обитания к собственным потребнос­тям. Люди каменного века были нераз-

рывно связаны с природой и зависимы от нее, поскольку потребляли только естественные продукты. В эпоху неолита возникает уже производящее хозяй­ство. Достижения в хозяйственной жизни — получение излишков продоволь­ствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых посе­лений — делали человека относительно независимым от окружающей при­роды. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур

Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное измене­ние материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей про­изошло после появления письменнос­ти в Месопотамии и Египте к III тыся­челетию до н.э.

В конце древнего каменного века люди заселили почти всю покрытую растительностью поверхность Земли, за исключением полярных областей и некоторых островов в южных широтах. Обрабатывать почву начали в зависи­мости от удаленности территории от ледников. Период таяния льда, т.е. конец палеолита, продолжался тыся­челетия. В приграничных районах оно началось еще на рубеже XI—X тысяче­летий до н.э., но уже через 2 тыс. лет ледник отступил из центральной Европы. Скандинавия освободилась ото льда к VI тысячелетию до н.э. К северу передвинулась и границатундры,заней — граница хвойных и далее — лиственных лесов. Очагом неолитической рево­люции, таким образом, стали самые удаленные от ледника области на Ближ­нем Востоке, в Месопотамии, Египте и восточном Средиземноморье.

Обработка почвы началась около VIII тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке, в области «плодородного полумесяца», ограниченной отрогами гор­ных цепей Загроса и Тавра и реками Тигр и Евфрат. Почти одновременно обрабатывать почву стали в восточной Азии, Мексике и Перу. Британский ученый Г. Чайлд считает причиной зарождения земледелия изменение кли­мата в конце ледникового периода: люди расселялись в пригодных для жиз­ни районах, концентрация людей и недостаток продовольствия способство­вали началу обработки почвы. Некоторые исследователи, например Роберт Дж. Брейдвуд (1960), полагают, что климатические условия не играли столь значительной роли, так как раньше всего земледелие зародилось там, где длительное время сосуществовали рядом люди и животные.

Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о материа­лах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и посу­ды, устройстве жилищ. Эти знания позволяли им находить новые способы добывания пищи и охоты. Вместо крупных животных, мамонтов и северных оленей объектом охоты стали туры, дикие свиньи, олени, косули и лоси. Охотники должны были отлично знать повадки животных, перемещавших­ся по территории, на которой люди уже жили оседло. Охотники и собирате-

ли изучали территорию вокруг своих поселений, чтобы находить новые виды продуктов питания растительного и животного происхождения. Это позво­ляло собирателям на длительный период оседать в районах с изобильными источниками пиши. Для хранения излишков съестных припасов требовались большие сосуды, которые было трудно транспортировать.

В районе «плодородного полумесяца» произрастал злак с крупными зер­нами. Это была дикая пшеница. Опыты исследователя в области земледелия Джека Р. Харлана показали, что дикая пшеница отличалась такой густотой произрастания, что семья древнего собирателя за три недели работы могла собрать больше зерна, чем ей было необходимо на целый год. В тех местах,

где этот злак рос в большом количестве на ограниченных территориях, про­изошла доместикации, т.е. превраще­ния дикорастущего растения в куль­турное.

Первыми растениями, которые ста­ли сеять люди, были пшеница и яч­мень. Окультуренные растения на­столько изменились по сравнению с дикорастущими, что выведенные сор­та уже не могли произрастать без вме­шательства человека. Селекция проис­ходила не осознанно, а в результате приспосабливания и стихийного отбора, который проводили собиратели эпохи неолита. Дикая пшеница размножается, когда зрелые колосья раскры­ваются и из них выпадают зерна. Длинная и жесткая ость помогает им с по­мощью ветра улетать далеко от материнского растения и после падения на землю прочно закрепляться в почве. Этот способ размножения, естествен­ный в природе, создавал древнему собирателю неудобства. Он либо должен был собирать незрелые колосья, либо терял много зерен при сборе урожая. Вероятно, именно эти недостатки и стали причиной окультуривания пше­ницы, т.е. отбор обусловили аномалии в строении колоса и физиологии нор­мального растения. Многие растения вследствие генетических дефектов не могли вытряхнуть зерна из колосьев и поэтому не могли размножаться. Та­ким образом, у собирателей оказывалось большое количество зерен, остав­шихся в колосьях, и их доля в урожае постепенно увеличивалась.

Когда урожай убирали в жилище, часть зерен, вероятно, терялась, и не­которые из них падали в плодородную почву, так как поселения обычно на­ходились вблизи водоемов и вдали от гористой местности, где преимуще­ственно произрастала дикая пшеница. Растения, взошедшие на следующий год, относились, как правило, к тому виду, который не мог разбрасывать зерна. Кроме того, они росли ближе к селению, поэтому их собирати в пер­вую очередь. Постоянное повторение этого стихийного отбора привело к тому, что в конце концов самые большие и урожайные поля пшеницы ока­зались вблизи поселений. Решающий шаг к обработке земли в прямом смысле был сделан тогда, когда люди стали хранить и регулярно высевать собран­ные зерна.

Первым растением, которое начали культивировать в Китае к началу IV тысячелетия до н.э., было просо. Родиной его дикорастущего предка были

83Ё

безлесные районы в среднем течении Хуанхэ, где распространены лессовые почвы. Уже в начале III тысячелетия до н.э. в деревнях северного Китая по­всеместно выращивали просо. Эти поселения были довольно большими (в них иногда жили до 600 человек). Множество обнаруженных при раскоп­ках хранилищ зерна свидетельствует о высоком уровне земледелия. Рис — важнейшую сельскохозяйственную культуру Китая —- выращивают с конца III тысячелетия до н.э. Его дикая разновидность росла в субтропических рай­онах южного Китая. Доместикация же риса, вероятно, произошла в южной Индии или Юго-Восточной Азии.

Найдены подтверждения еще более ранней обработки почвы в Юго-Вос­точной Азии. В Таиланде были обнаружены семена культурных сортов фа­соли и гороха, выращенных в VIII тысячелетии до н.э. Рис здесь возделыва­ли, вероятно, на несколько тысячелетий раньше, чем в Китае. Одновремен­но началось возделывание растений в Мексике и Перу. В Мексике с ее разнообразными климатическими условиями и видами почв для этого были особенно хорошие предпосылки. В результате появилось несколько видов съедобных дикорастущих растений. Однако в Мексике они росли на обшир­ных пространствах, поэтому, в отличие от Ближнего Востока, переход к осед­лому образу жизни здесь произошел несколько позже. Первые развитые ци­вилизации в этом регионе сложились почти на 2 тыс. лет позже, чем в Месо­потамии (к началу I тысячелетия до н.э.). В Центральной Америке важнейшим компонентом пищи была кукуруза. Первые находки, говорящие о культивировании этого растения, относятся к 5200—3400 гг. до н.э. Еще раньше выращивали тыкву и бобы. Подтверждения существования земледе­лия в эпоху неолита в Америке были найдены в пещерах у Мексиканского залива южнее Рио-Еранде (около VII тысячелетия до н.э.).

Высокогорные районы Перу, богатые водой и животными, были заселе­ны, вероятно, еще к XV тысячелетию до н.э. Наиболее древние находки, сви­детельствующие о выращивании растений, датируют ранее 5600 г. до н.э. Особые климатические условия прибрежных областей Тихого океана не со­здавали благоприятных предпосылок для развития сельского хозяйства. Здесь хорошо росла только тыква. В этом районе растения систематически выра­щивали лишь с середины III тысячелетия до н.э., когда на Тихоокеанское побережье из внутренних районов континента проникла технология возде­лывания культур.

Так, почти во всех частях Старого Света стали культивировать пшеницу, ячмень, овес, чечевицу и горох; в Америке возделывали тыкву, авокадо, фа­соль (бобы) и кукурузу; в Восточной Азии — миндаль, бобы, огурцы, горох, пшеницу и просо, которое вплоть до II тысячелетия до н.э. было в Китае важнее риса. Благодаря тому что пищи было достаточно, охотники меньше рисковали и гибли, они больше не убивали своих новорожденных (что не­избежно для выживания кочующих охотников). В результате существенно возросла численность населения. Людей на определенной территории ста­новилось так много, что они не могли прокормиться, поэтому отдельные группы отправлялись на поиски новых мест.

Знания о разведении животных люди получили уже в верхнем палеолите, когда отдельных диких животных не убивали, а оставляли размножаться. Более совершенные способы охоты, например загонная охота, когда все стадо попадало в ловушку и животных можно было не спешить убивать, способ-

ствовали их одомашниванию. Разведение коз и овец, ранее других приручен­ных в Персии и Анатолии (к началу VII тысячелетия до н.э.), имело еше и то преимущество, что эти животные жили стадами и поэтому привыкли следо­вать за вожаком.

В процессе доместикации животных и растений человек приспосабливал их к своим потребностям и одновременно изменял свою деятельность, т.е. после периода охоты и собирательства пришло время земледелия. Затем с разведением животных начался период смешанной сельскохозяйственной деятельности. В этот период произошло разделение людей на земледельцев и скотоводов, создавших различные культуры.

Развитие техники и общественной жизни в земледельческих культурах вело к зарождению первых цивилизаций. Излишки продукции земледе­лия позволяли развивать специализацию и кооперацию внутри коллекти­ва, что приводило к разделению труда, неизбежному при выполнении тяжелых работ, непосильных для одной семьи. Таким образом, усилиями всей общины, например, создавались оросительные системы, способство­вавшие интенсификации сельского хозяйства, и возводились крепостные ограждения. А внутри группы появлялись новые социальные группы, уже не занимающиеся непосредственно трудовой деятельностью, — жрецы и воины.

Рис. 9. Развитие сельского хозяйства по К. Дарнингтону (1971)

Первоначальные поселения и стоянки охотников каменного века пре­вращались в деревни земледельцев — новый тип поселений, которые вы­растали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближ­нем Востоке в начале VII тысячелетия до н.э. В развитых культурах неоли­та возникали крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей. Первые дома оседлых людей представляли собой круглые пост­ройки, напоминавшие временные жилища охотников и собирателей. На фундаменте в виде круга ставили остов из палок и покрывали его кожей или соломой. Оседлые поселенцы вскоре начали строить дома из глины, а поз­же — класть прочный каменный фундамент. При постройке нового жилья

на месте разрушившегося или сгоревшего площадку под фундамент вырав­нивали, обмазывая глиной. Таким образом возникали типичные возвыше­ния (по-арабски телль), на которых до сих пор стоят деревни. Эти телли достигали высоты 20 м.

Позже вместо круглых построек появились прямоугольные, к которым легче можно было сделать пристройки и тем самым увеличить жилую пло­щадь. Двери, как правило, находились выше уровня земли. Иногда вход был в плоской крыше, поэтому попасть в дом можно было по деревянной лест­нице. Пол был из утрамбованной глины, а стены белили гипсом и часто ук­рашали красными полосами или рисунками. Спали обитатели этих домов на рогожах или на возвышавшемся ложе — скамейке, пищу готовили в специ­ально отведенном месте. Уже в древние времена поселения были укрепле­ны — обычно вокруг деревни выкапывали ров и воздвигали вал. Одним из наиболее известных укрепленных городов был древний Иерихон. Его окру­жала стена шириной 1,75 м и высотой 3 м из камней, положенных друг на

друга, далее следовал вал из глины, а снаружи — 3-метровый ров, достигав­ший в некоторых местах 9-метровой ширины. К стене примыкала конусо­образная башня высотой 9 м.

Позже из камня, дерева и сырцово­го кирпича строили трехэтажные дома с множеством помещений. Дома раз­личных типов и размеров свидетель­ствуют о начинавшемся социальном расслоении населения. Жители Азии широко использовали зародившийся в Месопотамии способ возведения до­мов. В Китае же существовали и круг­лые, и прямоугольные постройки; сте­ны их, наклоненные к центру, перехо­дили в куполообразные крыши.

В Южной Европе поселения стро­или главным образом на возвышенно­стях и обносили валами и рвами. Преобладали прямоугольные, отдельно сто­явшие довольно большие дома. Чем дальше на север проникали земледель­ческие культуры, тем очевиднее тенденция строительства больших одиночных домов с фундаментом в форме трапеции.

Земледельцы Северной и Центральной Европы жили в деревнях, насчи­тывавших до 300 жителей. Длина их деревянных домов достигала 30—45 м (максимально 65 м), а ширина 6—7 м. Покатые камышовые крыши прикреп­ляли к стенам из дубовых бревен, переплетенных прутьями и обмазанных глиной. Внутри дома на возвышении хранили зерно. В доме жило несколь­ко родственных семей.

Родовые группы охотников древнего каменного века, состоявшие из от­дельных семей порой в несколько десятков человек, сменились земледель­цами, в поселениях которых уже существовала дифференцированная соци­альная система. Первоначально единообразное общество все более отчетли­во делилось на группы и социальные слои. Предметы, найденные в более

древних захоронениях, свидетельствуют о равенстве жителей поселений не­зависимо от пола. Полноправными членами общества были даже дети. Кол­лективизм этого образа жизни наиболее ярко проявлялся во время совмест­ных работ на полях и при строительстве ирригационных сооружений. Одна­ко уже начался первый этап специализации труда: ремесленники обрабатывали камень и металл, изготовляли керамику, остальные добывали пищу.

Об особенностях социальной структуры можно судить по распространен­ным в Центральной Европе длинным домам: их население представляло собой уже отдельные сообщества. В одном таком доме жили, вероятно, от 30 до 60 человек, которые совместно строили укрепления и работали на полях. Это сообщество образовывали, как правило, кровные родственники, кото­рые еще не знали частной собственности на землю: в то время она еще толь­ко зарождалась. Наибольшие изменения в социальные отношения земледель­цев внесли начавшиеся войны. Насилие существовало и во времена охотни­ков и собирателей, но только появление собственности, проблемы ее приобретения, приумножения и защиты способствовали развитию специфи­чески военного мышления. Впервые в истории ремесленники начали изго­товлять оружие и другие технические средства для борьбы человека с чело­веком. Изменился и характер содержимого захоронений. Мужчин чаще по­гребали с оружием, особенно если это были известные воины. К III тысячелетию до н.э. глубокие изменения в социальной жизни привели к появлению института царской власти. В Египте более четко пролегла грань между правителем и остальными членами общества: царя, до этого лишь богатого и влиятельного человека, игравшего ведущую роль в обществе, при­равнивали к божеству. От других людей его отделяла пропасть, созданная религией. Так некогда равноправное общество благодаря объединению ре­лигиозной и политической власти превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управления.

В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, цен­трами которых были храмы. Здесь жрецы контролировали не только культо­вую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и глав­ные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в городе местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.

В период становления государства зависимость населения от царя не была еще столь сильной. Разливы больших рек не только позволяли собирать бо­гатые урожаи — нужно было проводить работы, которые требовали совмест­ных усилий населения, что формировало особенности общественного уст­ройства. Обработка земли привела к появлению крупных общин, из которых на основе растущего богатства возникали большие города как опорные пун­кты обороны и экспансии. Различия в функциях отдельных групп сформи­ровали новые группы — жрецов, ремесленников, торговцев, наемных работ­ников и земледельцев. Вскоре общество стало делиться на аристократию, свободных людей и рабов.

Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяй­ствования, но и религию, что, несомненно, нашло отражение в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа ве-

рований. Пастухи-кочевники поклонялись богу, воплощавшему силы сам­ца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастбища на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения, кото­рые они отмечали условными знаками. Огромные валуны (менгиры) указы­вали места культового почитания предков. Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, се­мена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщи­ны. Основными символами женщины как носительницы жизни были гео­метрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Вели­кой Матери. В Месопотамии это была Иннин-Иштар, в Египте — Исида, в земледельческих районах Мексики — Тетеоиннан, мать богов, богиня куку­рузы, ее символами были Луна, вода, улитка, сова и змея. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев. Воплощение плодородия,

женское божество постепенно утрачивало конкретные черты и превращалось в сим­вол человека, женщины или жизни, поэто­му его изображали не как реальный объект, а все более абстрактно.

Лишь скотоводы продолжали покло­няться рисункам каменного века, изобра­жавшим сиены охоты и конкретных жи­вотных. Художники высокоразвитых зем­ледельческих культур уже не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Фигур­ки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное по­нятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали воду, треугольник — плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света. Та­ким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Искусство древнейших культур эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетичес­кое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесо­ образности.

В древних поселениях центральное место занимали монументальные по­стройки. В крупных шумерских поселениях осознанно нарушалась симмет­рия внутренних помещений. В пластическом искусстве Египта, Передней Азии, Анатолии и Европы господствовал мотив плодоносящей женщины. Подобные фигурки находили и в других районах Азии. Обращает на себя внимание, что для Египта и Месопотамии характерно изображение фигур на рельефах в профиль, а в Европе — анфас. В настенной и наскальной живо­писи преобладали абстрактные орнаменты и лишь иногда (вероятно, при изображении сиен боя) встречались фигуры людей в движении.

Основными достижениями эпохи неолита являются новый способ обра­ботки камня, строительство из глины и камня, столярное и гончарное ремесла и такие технические изобретения, как гончарный круг, обжиг керамики и обработка металла. Знакомство с различными породами камня обусловило появление новой техники шлифовки и сверления при изготовлении украше­ний, ножей, посуды и топоров). Во время рубки небольшими топориками

движения производились не всей ру­кой, а лишь предплечьем, поэтому они годились для валки деревьев и обра­ботки бревен. Однако такие топоры нужно было часто шлифовать. Бревна использовали при возведении домов, которые вначале строили из глиняных кирпичей, а затем из каменных блоков. Значительный прогресс принесло гончарное дело: люди впервые изменя­ли сам материал, а не только его фор­му—с помощью огня превращали мяг­кую глину в твердое вещество. Первые гончары изготовляли керамическую посуду, потребности в которой возра­стали в связи с развитием хозяйства и необходимостью хранения излишков продовольствия. Сначала сосуды изго­товляли из глиняного жгута, который укладывали по спирали. К началу III тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке был изобретен гончарный круг, что позволило еще больше разно­образить форму изделий. Начало обработки металлов восходит к VIII тысячелетию до н.э., однако распространилась она в Иране лишь спустя 2 тыс. лет. Технология плавки и литья открыла больше возможностей создавать новые формы. На основе опыта было установлено, что металлы в гончарной печи плавятся, после нагревания из них можно сделать поддающуюся шлифовке заготовку. Ис­пользуя глиняные формы для заливки расплавленного металла, человек на­учился выплавлять сложные изделия. Добавляя олово в медь, он получил бронзу. Она легче поддавалась отливке и была более твердой. К началу III тысячелетия до н.э. обработка металлов уже процветала в Месопотамии, Египте и Передней Азии.

Технические изобретения подтолкнули дальнейшее развитие сельского хозяйства, а повышение его интенсивности позволило содержать большое число ремесленников. Появление новых материалов способствовало разви­тию торговли в Средиземноморье, рынок рос за счет товаров из городов-го­сударств. В конце неолита, в период подъема материальной и духовной куль­туры, возникает письмо. Центром его распространения стали высокоразви­тые шумерские города-государства, всю общественную жизнь которых контролировали жрецы. Они использовали знаки — изображения предметов на глиняных табличках. Появление этих знаков обусловило возникновение

в недалеком будущем письма, знаки которого были уже изображениями не конкретного предмета, а определенного понятия. В наиболее древних памят­никах письменности мы находим лишь чисто хозяйственные записи, напри­мер перечень продуктов и изделий труда, переданных храму. Со временем знаки становились все более абстрактными.

Колонизация Старого Света, начавшаяся с Востока, была вызвана демо­графическим взрывом и развитием торговли. К началу V тысячелетия до н.э.

обработка земли и связанная с ней ду­ховная культура через Грецию распро­странились в Центральную Европу. Здесь постепенно формировалась культура, названная по типу посуды культурой керамики с линейным орна­ментом. Европейские земледельцы достигли побережья Северного моря к началу 1Утысячелетия до н.э. Прибли­зительно в это же время другие племе­на переплыли Средиземное море и за­селили Италию, Сицилию, Мальту и Северную Африку. В середине IV ты­сячелетия до н.э. обработка земли ста­ла известна жителям и Северогерманской низменности, и Южной Сканди­навии. Лишь в бесплодных районах Северной Скандинавии обитали охот­ники и собиратели. Во времена освоения Северной Европы в Месопотамии уже существовали высокоорганизованные города-государства с ирригацион­ной системой земледелия, с социально дифференцированным обществом, со­стоявшим из земледельцев, ремесленников, торговцев, жрецов и царей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: