double arrow

Формирование крепостного права в России


В 1497 г. в первом общемосковском великокняжеском Судебнике Ивана III был установлен единый срок перехода крестьян от владельца к владельцу — одна неделя до и одна неделя после 26 ноября, осеннего Юрьева дня (Дня Георгия Победоносца). За использование земли феодала, вотчинника или помещика крестьянин должен был при уходе заплатить пожилое, то есть фактически арендную плату. В 1550 г. первым царским Судебником Ивана IV право перехода было сохранено, но размер пожилого был значительно увеличен. Во второй половине XVI в. в результате массовых конфискаций родовых боярских вотчин во время опричнины поместье стало преобладать в составе дворянского землевладения. Северо-Запад и Центр стали регионами исключительно поместного землевладения, а на Северо-Востоке сохранялось смешанное вотчинно-поместное землевладение. В условиях резкого ухудшения экономического положения страны в 60-70-х гг. (опричнина и война) начался массовый уход крестьян от своих владельцев, бегство на окраины страны, что привело к разорению служилого дворянского люда. В конце XVI века отменой Юрьева дня («заповедные годы»)и затем введением уроч­ных лет(5-летний срок поиска беглых крестьян) начался процесс за­крепощенияроссийского крестьянства. Однако беглый крестьянин, которого старый владелец не успел разыскать в течение установлен­ного срока, оставался жить на земле нового владельца. В 30-40-х годах XVII века помещики и вотчинники несколько раз обращались к царю с просьбой сделать сыск беглых крестьян бессрочным. Эти пожелания были учтены при составлении Соборного Уложения 1649 года. Специальная глава Уложения была посвящена «крестьянскому во­просу». Главным в ней были отмена урочных лет и введение бес­срочного сыска беглых крестьян. Запрещалось также под угрозой крупного штрафа принимать у себя беглых или утаивать их. Тем са­мым Соборное Уложение завершило процесс формирования крепост­ного права в России. Чтобы помочь служилым людям найти и вернуть своих беглых крестьян, правительство в 50-60-х годах организовало массовые сы­ски беглых, их поимку и возвращение на старые места жительства. Поэтому в 1581 г. впервые был запрещен переход крестьян от владельца к владельцу («Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»). В 1597 г. был установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян. За укрывательство и переманивание крестьян предусматривалось наказание, а сами крестьяне возвращались во владения, из которых они подались в бега. Жестокий неурожай, голод 1600-1603 гг. и Смута обострили ситуацию. В первой четверти XVII в. срок поиска беглых увеличивался до 10 и даже 15 лет. В 1649 г. с принятием Соборного уложения, свода законодательства Московского государства, процесс закрепощения крестьян завершился. Они были навечно с семьями, всеми родственниками прикреплены к той земле, на которой их застала перепись начала 1640-х гг. Крестьяне помещиков и вотчинников были прикреплены не только к земле, но и к личности своего владельца. Так появились крепостные крестьяне — основное население Русского государства, России на протяжении последующих двух с лишним столетий. Крепостные были владельческими (помещичьими и вотчинными), черносошными (государственными), дворцовыми, монастырскими. Крепостные владельческие крестьяне платили государственные налоги, несли другие повинности, а также выполняли работу на своего хозяина — барщину и оброк. К своим местам жительства и повинностям были прикреплены и посадские люди — рядовые жители городов. На западе крепостные бежали в города, чтобы стать свободными. В России можно было укрыться лишь на окраинах страны.


17.Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке. «Соборное Уложение» 1649 г.


С первых же дней монархия первого Романова стала формироваться как самодержавная власть по примеру предшественников в XVI в. Уже в дни его продвижения из Костромы в Москву бояре в своих грамотах к нему именовали себя царскими «холопами», исполнителями царской воли, а юный царь требовал от всех неукоснительного повиновения. В то же время повсюду он представлял себя защитником всего народа, всех «сирых и убогих», всех в период Смуты людей, гарантом справедливости и порядка. Так проходило единение народа вокруг новой власти. Правительство нового царя проводило осторожную и мудрую политику умиротворения страны, сплочения всех сословий. Чувствуя еще слабость своей власти, правительство Михаила, особенно в первые послесмутные годы, опиралось на Боярскую думу и Земские соборы. Этот выборный орган собирался довольно часто для решения важных государственных дел — установления новых налогов, вопросов внешней политики. Такой постоянный совет с «землей» укреплял авторитет новой власти, позволял ей действовать все решительнее и жестче во всех делах управления. Однако практика обращения к выборному органу не стала постоянной. Напротив, по мере укрепления власти нового царя, особенно после появления в Москве патриарха Филарета, Земские соборы стали собираться все реже, а во второй половине XVII в. вообще исчезли из российской государственной системы. Все больше попадала под влияние царя и Боярская дума. Бояре скоро стали исполнителями воли самодержца, его различных поручений в приказах, различных комиссиях, в командовании войсками. Увеличилось количество приказов. Была изменена и система местного управления. Вместо старых полунезависимых наместников правительство стало назначать в города и уезды на один-два года воевод, которые управляли при помощи приказных изб, а также местных выборных старост. Сделано это с целью усиления центральной власти на местах и искоренения злоупотреблений и взяточничества. Для восполнения оскудевшей казны правительство ввело ряд новых налогов, обратилось к богатым купцам с просьбой дать деньги взаймы, а к духовенству — уговаривать население жертвовать продовольствие на содержание армии.

Так российское государство, монархическая власть благодаря поддержке всех слоев народа в тяжелое для страны время из Смуты вышли более сильными, чем были прежде. И скоро народ ощутил на себе всю давящую силу этого укрепившегося государства. Первой заботой нового правительства стало умиротворение страны. Трудно было говорить о стабилизации жизни, когда по всей России бродили никому не подчинявшиеся казацкие отряды, шайки разбойников, польские отряды. Постепенно — где уговорами, где силой, репрессиями, расправами правительство гасило эти вспышки насилия, разгула страстей, оставшихся тяжелым наследием от Смутного времени. Лишь к началу 20-х гг. положение в стране стабилизировалось. Постоянному внутреннему напряжению в стране во многом способствовала и продолжающаяся война между Польшей и Россией. Сигизмунд III не признал выборов царя в Москве и по-прежнему считал Владислава законным московским государем. В 1613 г. русские полки двинулись на запад. Воеводам удалось отбить для России ряд захваченных поляками городов и подойти к Смоленску. Но на большее разоренной стране не хватило сил. Начались длительные переговоры. Русское правительство развернуло мощное дипломатическое наступление на своих соперников. В дружественные страны — в Германскую империю, Англию, Голландию, Францию были отправлены посольства. И результаты быстро дали себя знать. Германский император вызвался посредничать в мирных переговорах между Россией и Польшей, а английский король — между Швецией и Россией. Однако Польша упорствовала. Король не хотел возвращать Смоленск и награбленные в России сокровища, как того требовали русские. Переговоры зашли в тупик. Пользуясь их срывом, король весной 1617 г. двинул армию в Россию. Возглавлял ее подросший Владислав, который все еще считал себя претендентом на русский трон. Поляки вновь захватили отбитые русскими города. К ним перешли некоторые воеводы. Другие, сдав крепости, бежали в Москву. Все это показало, что установившийся государственный порядок в России был еще шатким. В этих условиях правительство действовало быстро и жестко. Тихий и мягкий Михаил приказал высечь бежавших воевод кнутом и сослать в Сибирь. Навстречу Владиславу выступило новое войско. Польский авангард был разгромлен на подступах к Москве. Мужественная оборона Москвы сорвала все планы Владислава, и поляки пошли на мирные переговоры. В декабре 1618 г. в селе Деулино неподалеку от Троице-Сергиевского монастыря было подписано перемирие на 14,5 лет. По договору в Россию возвращались все пленные во главе с патриархом Филаретом, поляки уступали города, ближние к Москве, но сохраняли за собой Смоленск. Владислав не отказывался от прав на русский престол. Несколько ранее, в феврале 1617 г., в деревне Столбово был подписан так называемый Столбовский мир со Швецией. Шведский король, в отличие от поляков, отказывался от претензий на русский трон, возвращал России Новгород с округой, но за Швецией оставалось Балтийское побережье с городами Ям, Копорье, Орешек, Ивангород — старинные русские города. Выход на Балтику вновь для страны оказался потерянным. По существу, и на западной границе, и в Прибалтике соседи силой вернули Россию к границам времен Ивана III (конец XV в.). Столетие борьбы, побед, поражений, колоссальных народных жертв оказалось напрасным. Одной из главных задач правительства Михаила Романова стала ликвидация разрухи в стране. Смута нанесла России невосполнимый урон. За время Смуты оказались нарушенными и международные дипломатические и торговые связи России. На западной границе шли бои. Север был оторван от центра шведами. Иностранные суда перестали приходить в русские порты. Едва ли не самым тяжелым последствием Смуты стал нравственный упадок народа, буквально всех его слоев снизу доверху. Люди перестали думать и заботиться о судьбах страны, патриотизм и гордость за свою Родину уступили место эгоизму, стремлению спасти лишь себя и свою семью. Немало нашлось и таких, кто в это горькое для страны время пытался нажиться, обогатиться любыми путями за счет других, в том числе путем грабежей и насилий. Население перестало верить быстро меняющейся власти, прекратило соблюдать законы. Повсюду воцарились анархия, своеволие, цинизм. Воссоздав центральную и местную власть, правительство Михаила Романова приступило к ликвидации последствий Смуты и принялось за восстановление страны.

Главное заключалось в том, чтобы создать условия различным слоям народа для возвращения к мирной созидательной жизни, к труду с пользой для себя и для общества. В 1619 г. царь созвал очередной Земский собор. Его целью стала выработка ряда мер по возрождению страны. По итогам заседаний Земского собора правительство прежде всего об-

легчило налоговое бремя населения. Чрезвычайные налоги военного времени были отменены: было решено ввести новое налогообложение, которое правильно бы учитывало доходы населения. Разоренным уездам предоставляли льготы, послабления в уплате налогов. Собор также постановил возвратить в государственное тягло, т. е.

в число налогоплательщиков, всех горожан, которые, испытывая нужду и трудности военного времени, переселились с посадов в пригородные, так называемые белые слободы, принадлежащие крупным влиятельным феодалам и свободные от уплаты налогов. Это увеличило приток налоговых средств и восстановило известную справедливость в городах. Теперь все посадские люди платили со своих доходов сколько положено. Одновременно им четко определили и другие их повинности в отношении государства. Посад, таким образом, обязан был своими руками поднимать, восстанавливать русские города. Был издан новый закон, по которому все земли, незаконно захваченные в Смуту, отбирались. Обеспечение земельными наделами помещиков стало проводиться строго в соответствии с их службой. Были проведены и другие реформы. Их целью стало укрепление порядка и дисциплины в стране, изживание человеческой распущенности и вседозволенности времен Смуты. Так, дворянам и боярам запрещалось «пустошить» свои хозяйства. У нерадивых хозяев отбирались земли. Вышел указ о наказании за бесчестье. Теперь, как в Смутные времена, нельзя было

безнаказанно «безчестить» людей, оскорблять их, за это полагался большой денежный штраф. Одновременно правительство пошло на такую жесткую меру, как восстановление срока сыска беглых крестьян и запрет их перехода от одного владельца к другому. Сначала этот срок был 5 лет, потом 9, а потом 15. В середине 30-х гг. был объявлен и розыск бежавших из городов посадских людей. Правительство видело путь к возрождению страны не только в установлении общего порядка, в облегчении участи налогоплательщиков, но также в обеспечении помещиков, вотчинников, монастырских, других церковных хозяйств рабочими крестьянскими руками, а государство — налогоплательщиками как в городе, так и в сельской местности. Закрепощение народа стало одной из тех тяжелых жертв, которую Россия заплатила как за свое восстановление из пепла, так и за свою вековую отсталость.

В 1648-1649 гг. состоялся Земский собор завершившийся принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. "Соборное уложение" состояло из 25 глав и содержало около тыся­чи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно яви­лось первым русским законодательным памятником, изданным типо­графским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях про­тив церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорб­лении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. "Соборное уложение" регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных катего­рий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. "Соборное уложение" ограни­чивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчи­нения церкви государству. Важнейшим разделом "Соборного уложения" была глава XI "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, ко­торым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску. Глава XIX "Соборного уложения" "О посадских людях" внесла из­менения в жизнь города. Были ликвидированы "белые" слободы, их на­селение включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались пе­реход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из дру­гого посада, т.е. население посада закреплялось за определенным горо­дом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах. Соборное уложение 1649 г. утверждало принцип централизо­ванного государства с авторитарной властью царя. Царь в управлении обществом опирался на дворянство. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям царской власти — воеводам. Лишь в “черных” землях, т. е. у черносошных крестьян-общин­ников, продолжали действовать относительно самостоятельно выбор­ные органы. Уложение несколько ограничивало корпоративные инте­ресы церкви. Та собственность, которой владела церковь, за ней сохранялась, но вновь приобретать вотчины церкви категорически за­прещалось. Управление делами церкви переходило в руки светского органа монастырского приказа. Приказная система управления полу­чила повсеместное распространение



Сейчас читают про: