В 1497 г. в первом общемосковском великокняжеском Судебнике Ивана III был установлен единый срок перехода крестьян от владельца к владельцу — одна неделя до и одна неделя после 26 ноября, осеннего Юрьева дня (Дня Георгия Победоносца). За использование земли феодала, вотчинника или помещика крестьянин должен был при уходе заплатить пожилое, то есть фактически арендную плату. В 1550 г. первым царским Судебником Ивана IV право перехода было сохранено, но размер пожилого был значительно увеличен. Во второй половине XVI в. в результате массовых конфискаций родовых боярских вотчин во время опричнины поместье стало преобладать в составе дворянского землевладения. Северо-Запад и Центр стали регионами исключительно поместного землевладения, а на Северо-Востоке сохранялось смешанное вотчинно-поместное землевладение. В условиях резкого ухудшения экономического положения страны в 60-70-х гг. (опричнина и война) начался массовый уход крестьян от своих владельцев, бегство на окраины страны, что привело к разорению служилого дворянского люда. В конце XVI века отменой Юрьева дня («заповедные годы»)и затем введением урочных лет(5-летний срок поиска беглых крестьян) начался процесс з акрепощенияроссийского крестьянства. Однако беглый крестьянин, которого старый владелец не успел разыскать в течение установленного срока, оставался жить на земле нового владельца. В 30-40-х годах XVII века помещики и вотчинники несколько раз обращались к царю с просьбой сделать сыск беглых крестьян бессрочным. Эти пожелания были учтены при составлении Соборного Уложения 1649 года. Специальная глава Уложения была посвящена «крестьянскому вопросу». Главным в ней были отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян. Запрещалось также под угрозой крупного штрафа принимать у себя беглых или утаивать их. Тем самым Соборное Уложение завершило процесс формирования крепостного права в России. Чтобы помочь служилым людям найти и вернуть своих беглых крестьян, правительство в 50-60-х годах организовало массовые сыски беглых, их поимку и возвращение на старые места жительства. Поэтому в 1581 г. впервые был запрещен переход крестьян от владельца к владельцу («Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»). В 1597 г. был установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян. За укрывательство и переманивание крестьян предусматривалось наказание, а сами крестьяне возвращались во владения, из которых они подались в бега. Жестокий неурожай, голод 1600-1603 гг. и Смута обострили ситуацию. В первой четверти XVII в. срок поиска беглых увеличивался до 10 и даже 15 лет. В 1649 г. с принятием Соборного уложения, свода законодательства Московского государства, процесс закрепощения крестьян завершился. Они были навечно с семьями, всеми родственниками прикреплены к той земле, на которой их застала перепись начала 1640-х гг. Крестьяне помещиков и вотчинников были прикреплены не только к земле, но и к личности своего владельца. Так появились крепостные крестьяне — основное население Русского государства, России на протяжении последующих двух с лишним столетий. Крепостные были владельческими (помещичьими и вотчинными), черносошными (государственными), дворцовыми, монастырскими. Крепостные владельческие крестьяне платили государственные налоги, несли другие повинности, а также выполняли работу на своего хозяина — барщину и оброк. К своим местам жительства и повинностям были прикреплены и посадские люди — рядовые жители городов. На западе крепостные бежали в города, чтобы стать свободными. В России можно было укрыться лишь на окраинах страны.
17.Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке. «Соборное Уложение» 1649 г.
С первых же дней монархия первого Романова стала формироваться как самодержавная власть по примеру предшественников в XVI в. Уже в дни его продвижения из Костромы в Москву бояре в своих грамотах к нему именовали себя царскими «холопами», исполнителями царской воли, а юный царь требовал от всех неукоснительного повиновения. В то же время повсюду он представлял себя защитником всего народа, всех «сирых и убогих», всех в период Смуты людей, гарантом справедливости и порядка. Так проходило единение народа вокруг новой власти. Правительство нового царя проводило осторожную и мудрую политику умиротворения страны, сплочения всех сословий. Чувствуя еще слабость своей власти, правительство Михаила, особенно в первые послесмутные годы, опиралось на Боярскую думу и Земские соборы. Этот выборный орган собирался довольно часто для решения важных государственных дел — установления новых налогов, вопросов внешней политики. Такой постоянный совет с «землей» укреплял авторитет новой власти, позволял ей действовать все решительнее и жестче во всех делах управления. Однако практика обращения к выборному органу не стала постоянной. Напротив, по мере укрепления власти нового царя, особенно после появления в Москве патриарха Филарета, Земские соборы стали собираться все реже, а во второй половине XVII в. вообще исчезли из российской государственной системы. Все больше попадала под влияние царя и Боярская дума. Бояре скоро стали исполнителями воли самодержца, его различных поручений в приказах, различных комиссиях, в командовании войсками. Увеличилось количество приказов. Была изменена и система местного управления. Вместо старых полунезависимых наместников правительство стало назначать в города и уезды на один-два года воевод, которые управляли при помощи приказных изб, а также местных выборных старост. Сделано это с целью усиления центральной власти на местах и искоренения злоупотреблений и взяточничества. Для восполнения оскудевшей казны правительство ввело ряд новых налогов, обратилось к богатым купцам с просьбой дать деньги взаймы, а к духовенству — уговаривать население жертвовать продовольствие на содержание армии.
Так российское государство, монархическая власть благодаря поддержке всех слоев народа в тяжелое для страны время из Смуты вышли более сильными, чем были прежде. И скоро народ ощутил на себе всю давящую силу этого укрепившегося государства. Первой заботой нового правительства стало умиротворение страны. Трудно было говорить о стабилизации жизни, когда по всей России бродили никому не подчинявшиеся казацкие отряды, шайки разбойников, польские отряды. Постепенно — где уговорами, где силой, репрессиями, расправами правительство гасило эти вспышки насилия, разгула страстей, оставшихся тяжелым наследием от Смутного времени. Лишь к началу 20-х гг. положение в стране стабилизировалось. Постоянному внутреннему напряжению в стране во многом способствовала и продолжающаяся война между Польшей и Россией. Сигизмунд III не признал выборов царя в Москве и по-прежнему считал Владислава законным московским государем. В 1613 г. русские полки двинулись на запад. Воеводам удалось отбить для России ряд захваченных поляками городов и подойти к Смоленску. Но на большее разоренной стране не хватило сил. Начались длительные переговоры. Русское правительство развернуло мощное дипломатическое наступление на своих соперников. В дружественные страны — в Германскую империю, Англию, Голландию, Францию были отправлены посольства. И результаты быстро дали себя знать. Германский император вызвался посредничать в мирных переговорах между Россией и Польшей, а английский король — между Швецией и Россией. Однако Польша упорствовала. Король не хотел возвращать Смоленск и награбленные в России сокровища, как того требовали русские. Переговоры зашли в тупик. Пользуясь их срывом, король весной 1617 г. двинул армию в Россию. Возглавлял ее подросший Владислав, который все еще считал себя претендентом на русский трон. Поляки вновь захватили отбитые русскими города. К ним перешли некоторые воеводы. Другие, сдав крепости, бежали в Москву. Все это показало, что установившийся государственный порядок в России был еще шатким. В этих условиях правительство действовало быстро и жестко. Тихий и мягкий Михаил приказал высечь бежавших воевод кнутом и сослать в Сибирь. Навстречу Владиславу выступило новое войско. Польский авангард был разгромлен на подступах к Москве. Мужественная оборона Москвы сорвала все планы Владислава, и поляки пошли на мирные переговоры. В декабре 1618 г. в селе Деулино неподалеку от Троице-Сергиевского монастыря было подписано перемирие на 14,5 лет. По договору в Россию возвращались все пленные во главе с патриархом Филаретом, поляки уступали города, ближние к Москве, но сохраняли за собой Смоленск. Владислав не отказывался от прав на русский престол. Несколько ранее, в феврале 1617 г., в деревне Столбово был подписан так называемый Столбовский мир со Швецией. Шведский король, в отличие от поляков, отказывался от претензий на русский трон, возвращал России Новгород с округой, но за Швецией оставалось Балтийское побережье с городами Ям, Копорье, Орешек, Ивангород — старинные русские города. Выход на Балтику вновь для страны оказался потерянным. По существу, и на западной границе, и в Прибалтике соседи силой вернули Россию к границам времен Ивана III (конец XV в.). Столетие борьбы, побед, поражений, колоссальных народных жертв оказалось напрасным. Одной из главных задач правительства Михаила Романова стала ликвидация разрухи в стране. Смута нанесла России невосполнимый урон. За время Смуты оказались нарушенными и международные дипломатические и торговые связи России. На западной границе шли бои. Север был оторван от центра шведами. Иностранные суда перестали приходить в русские порты. Едва ли не самым тяжелым последствием Смуты стал нравственный упадок народа, буквально всех его слоев снизу доверху. Люди перестали думать и заботиться о судьбах страны, патриотизм и гордость за свою Родину уступили место эгоизму, стремлению спасти лишь себя и свою семью. Немало нашлось и таких, кто в это горькое для страны время пытался нажиться, обогатиться любыми путями за счет других, в том числе путем грабежей и насилий. Население перестало верить быстро меняющейся власти, прекратило соблюдать законы. Повсюду воцарились анархия, своеволие, цинизм. Воссоздав центральную и местную власть, правительство Михаила Романова приступило к ликвидации последствий Смуты и принялось за восстановление страны.
Главное заключалось в том, чтобы создать условия различным слоям народа для возвращения к мирной созидательной жизни, к труду с пользой для себя и для общества. В 1619 г. царь созвал очередной Земский собор. Его целью стала выработка ряда мер по возрождению страны. По итогам заседаний Земского собора правительство прежде всего об-
легчило налоговое бремя населения. Чрезвычайные налоги военного времени были отменены: было решено ввести новое налогообложение, которое правильно бы учитывало доходы населения. Разоренным уездам предоставляли льготы, послабления в уплате налогов. Собор также постановил возвратить в государственное тягло, т. е.
в число налогоплательщиков, всех горожан, которые, испытывая нужду и трудности военного времени, переселились с посадов в пригородные, так называемые белые слободы, принадлежащие крупным влиятельным феодалам и свободные от уплаты налогов. Это увеличило приток налоговых средств и восстановило известную справедливость в городах. Теперь все посадские люди платили со своих доходов сколько положено. Одновременно им четко определили и другие их повинности в отношении государства. Посад, таким образом, обязан был своими руками поднимать, восстанавливать русские города. Был издан новый закон, по которому все земли, незаконно захваченные в Смуту, отбирались. Обеспечение земельными наделами помещиков стало проводиться строго в соответствии с их службой. Были проведены и другие реформы. Их целью стало укрепление порядка и дисциплины в стране, изживание человеческой распущенности и вседозволенности времен Смуты. Так, дворянам и боярам запрещалось «пустошить» свои хозяйства. У нерадивых хозяев отбирались земли. Вышел указ о наказании за бесчестье. Теперь, как в Смутные времена, нельзя было
безнаказанно «безчестить» людей, оскорблять их, за это полагался большой денежный штраф. Одновременно правительство пошло на такую жесткую меру, как восстановление срока сыска беглых крестьян и запрет их перехода от одного владельца к другому. Сначала этот срок был 5 лет, потом 9, а потом 15. В середине 30-х гг. был объявлен и розыск бежавших из городов посадских людей. Правительство видело путь к возрождению страны не только в установлении общего порядка, в облегчении участи налогоплательщиков, но также в обеспечении помещиков, вотчинников, монастырских, других церковных хозяйств рабочими крестьянскими руками, а государство — налогоплательщиками как в городе, так и в сельской местности. Закрепощение народа стало одной из тех тяжелых жертв, которую Россия заплатила как за свое восстановление из пепла, так и за свою вековую отсталость.
В 1648-1649 гг. состоялся Земский собор завершившийся принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. "Соборное уложение" состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. "Соборное уложение" регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. "Соборное уложение" ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству. Важнейшим разделом "Соборного уложения" была глава XI "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску. Глава XIX "Соборного уложения" "О посадских людях" внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы "белые" слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах. Соборное уложение 1649 г. утверждало принцип централизованного государства с авторитарной властью царя. Царь в управлении обществом опирался на дворянство. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям царской власти — воеводам. Лишь в “черных” землях, т. е. у черносошных крестьян-общинников, продолжали действовать относительно самостоятельно выборные органы. Уложение несколько ограничивало корпоративные интересы церкви. Та собственность, которой владела церковь, за ней сохранялась, но вновь приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Управление делами церкви переходило в руки светского органа монастырского приказа. Приказная система управления получила повсеместное распространение