double arrow

История возникновения менеджмента


Лекция 2. История развития менеджмента

Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию

Литература

Тема 9 . Общее и особенное в развитии феодализма на Западе и Востоке (сравнительно-историческая характеристика)

Методические рекомендации для подготовки к коллоквиуму

Литература

Мая

1. Оформление дипломатической службы.

2. Противоречия между Испанией, Францией и Англией в XVI в.

3. Взаимоотношения европейских государств и Османской империи.

  1. Алексеев В.М. Тридцатилетняя война. Л., 1961.
  2. Дельбрюк Г. История военного искусства. СПб., 1994-1996. Т. 4.
  3. Ивонин Ю.Е. Развитие международных отношений в Западной и Центральной Европе XVI в.: очерки. Смоленск, 2001.
  4. Ивонин Ю.Е. Становление европейской системы государств. Англия и Габсбурги на рубеже двух эпох. Минск, 1989.
  5. Ивонин Ю.Е. У истоков европейской дипломатии Нового времени. Минск, 1984.
  6. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.
  7. Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в неё Швеции и Московского государства. М., 1976.
  8. Разин Е.А. История военного искусства. СПб., 1994. Т. 3.
  9. Сказкин С.Д. Итальянские войны // Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в Средние века. М., 1981.
  10. Тарле Е.В. Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV – начало XIX в.). М.; Л., 1965.
  11. Шинделарж Б. Вестфальский мирный конгресс 1643 – 1648 гг. и Чешский вопрос // СВ. М., 1966. Вып. 29.

В первом вопросе следует выявить причины, источники и этапы формирования европейской дипломатии.

Во втором вопросе нужно дать характеристику международным противоречиям XVI – начала XVII вв. Какие коалиции возникают? Какова расстановка политических сил в Европе накануне Тридцатилетней войны?

В третьем вопросе необходимо выявить характер взаимоотношений стран Европы с Османской империей на протяжении XVI – начала XVII вв.

(коллоквиум)

  1. Основные этапы развития феодализма на Западе и Востоке. Проблемы периодизации.
  2. Общие черты западного и восточного вариантов феодализма.
  3. Особенности развития феодальных структур.
  4. Ведущие факторы в развитии феодализма (природно-климатический, социально-экономический, демографический, политический, религиозный).
  1. Алаев Л.Б. К типологии феодализма на Востоке // Народы Азии и Африки (далее – НАА). 1977. №4.
  2. Алаев Л.Б. Формационные черты феодализма и Восток // НАА. 1987. №4.
  3. Гутнова Е.Б. Структура и эволюция феодального общества // СВ. М., 1971. Вып. 34.
  4. Запад и Восток, традиции и современность: Сб. ст. М., 1993.
  5. Зарин В.А. Восток и Запад в мировой истории XIV – XIX в. М., 1991.
  6. Кобищанов Ю.М. Теория большой феодальной формации // ВИ. 1992. №4 – 5.
  7. Мамонова М.З. Запад и Восток. Традиции и новации рационального мышления. М., 1991.
  8. Удальцова З.В. Генезис и типология феодализма // СВ. М., 1971. Вып. 34.
  9. Фурсов А.И. Восточный феодализм и история Запада // НАА. 1987. №4.
  10. Юсупов А.С. Восточное рыцарство (по сравнению с западным) // ВИ. 1986. №10.

Занятие проводится совместно с преподавателем курса истории Азии и Африки в Средние века. Ответы на вопросы носят характер свободной дискуссии. Любое своё положение студент должен аргументировать.

История возникновения менеджмента; развитие управления как науки; школы менеджмента; научное управление; концепция бюрократии; классическое управление; доктрина человеческих отношений; поведенческие науки

Почему вообще возник менеджмент? Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает руду, тех, кто выплавляет из неё металл, а из металла делает гвозди, тех, кто транспортирует и продаёт их. И, конечно, тех, кто всем этим руководит.

Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления.

1. Одна из основных причин — разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом.

2. Разделение труда тесно связано с другим фактором — технологическим усложнением процесса производства. По мере того как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции определенным образом распределялись между участниками производственного процесса.

3. Усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим сложным процессом, причем не только стратегическое (связанное с установлением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативное, направленное на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем.

Управление имеет такую же длительную историю, как и человеческая культура. И действительно, культура связана если не с государственностью, то, по крайней мере, с общественной жизнью, а, следовательно, культура всегда предполагает хотя бы элементарные зачатки управления. Если обратиться к истории древних государств, можно найти множество примеров более или менее сложных систем, в которых осуществлялось управление. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.


Сейчас читают про: