double arrow

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям


Литература

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям

Источники и литература

  1. История Средних веков (V – XV века): Хрестоматия / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1980. Ч. 2. С. 115-127, 138-151.

***

  1. Америка после Колумба: Сб. ст. М., 1992.
  2. Баглай В.Э. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй. М., 1998.
  3. Берёзкин Ю.Е. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991.
  4. Верлинден Ч., Герберт М. Покорители Америки. Колумб. Кортес. Ростов н/Д., 1992.
  5. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.
  6. Гончарова Т.В. Была ли встреча? // ЛА. 1992. №2-3.
  7. Гуляев В.И. Доколумбовы плавания в Америку: мифы и реальность. М., 1991.
  8. Григулевич И.Р. Крест и меч. М., 1977.
  9. Ершова Г.Г. Католическая Испания открывает Новый Свет // ЛА. 1992. №3.
  10. История Латинской Америки. Доколумбова эпоха – 70-е годы XIX в. М., 1991.
  11. Исчезнувшие цивилизации: Энциклопедия. М., 1997.
  12. Карлов Л.П. Колумб – великий мореплаватель // ННИ. 1993. №5. (о Колумбе см. также: ННИ. 1992. №3-6; 1990. №3).
  13. Лиелайс А.К. Золото инков. Рига, 1974.
  14. Лиелайс А.К. Конкистадоры. Рига, 1973.
  15. Магидович И.П. История открытия и исследования Северной Америки. М., 1962.
  16. Магидович И.П. История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М., 1965.
  17. Открытие Америки: Круглый стол // ННИ. 1992. №3-6.
  18. Пожарская С.П. Открытие Америки: взгляд историка // ННИ. 1992. №3.
  19. 500 лет открытия Америки: встреча культур и континентов // ЛА. 1991. №7.
  20. Свет Я.М. Колумб. М., 1973.
  21. Сеа Л. Открытие или сокрытие? // ЛА. 1988. №11.
  22. Старый и Новый свет: Круглый стол // СВ. М., 1992. Вып. 55.
  23. Хачатуров Н.А. Встреча двух миров // ННИ. 1992. №3.

В первом вопросе особое внимание следует уделить следующим проблемам: 1) состоялось ли открытие Америки до Колумба? 2) какие в Европе к концу XV в. существовали географические представления? 3) что означает выражение «открыть континент»?

По второму и четвёртому вопросам студенты готовят сообщения о Колумбе и Кортесе и их вкладе в исследование Америки. Как можно оценить личности этих людей? Что двигало ими: меркантильные интересы или высокие цели? Каково значение их деятельности? Сообщение по времени должно продолжаться 10 минут.

Третий и пятый вопросы посвящены проблеме колонизации Америки. Почему Испания явилась пионером колонизации? Необходимо рассмотреть индейские цивилизации ацтеков, майя, инков и показать их самобытность и способность к эволюции. Нужно выявить причины слабого сопротивления этих цивилизаций завоевателям.

В шестом вопросе внимание нужно уделить следующим проблемам: 1) какими путями осуществлялся процесс обращения в христианство; какова деятельность Ордена Иезуитов и инквизиции в Америке; 2) каким было поведение европейцев в открытых землях; 3) какие методы колониального подчинения использовались.




Семинарское занятие завершается небольшим диспутом о том, кто же является первооткрывателем Америки. Свои ответы студенты должны аргументировать. Каковы последствия и значение открытия Нового Света для индейцев и европейцев в позитивном и в негативном смысле.

Тема 2. Германия эпохи Реформации 5 марта

  1. Социально-политические взгляды М. Лютера (сообщение)
  2. Церковно-реформационная программа М. Лютера. Возникновение лютеранской церкви.
  3. Социально-политическая программа Т. Мюнцера и его деятельность в реформации (сообщение)
  1. Грибанов А. Протестантизм // Наука и жизнь. 1993. №8.
  2. Кантценбах Ф.В. Мартин Лютер. Ростов н/Д., 1998.
  3. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. М., 1955. Гл. 5.
  4. Соловьёв Э.Ю. Непобеждённый еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984. Гл. 5 – 7, 9.
  5. Штекли В.Э. Томас Мюнцер. М., 1961.
  6. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. Сер. ЖЗЛ (Б-ка Ф. Павленкова). М., 1995.

По первому и третьему вопросам семинарского занятия студенты готовят сообщения о социально-политических воззрениях и теориях М. Лютера и Т. Мюнцера. Сообщения не должны превышать 10 минут.

Во втором вопросе важно определить основные положения церковно-реформационного учения Лютера и разобраться в его социальной сущности. Каким образом догматы Лютера подрывали основы существования католической церкви?

Тема 3. Крестьянская война в Германии 19 марта

  1. Причины Крестьянской войны.
  2. Ход военных действий.
  3. Программы восставших: «Статейное письмо», «Двенадцать статей», «Гейльброннская программа» (сравнительный анализ документов).
  4. Итоги и значение Крестьянской войны. Можно ли считать Крестьянскую войну началом Нового времени? (диспут).
Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: