double arrow

Время Древнего мира

    Географические координаты Материальная культура Духовная культура и искусства
100 тыс. лет назад   Палеолит – каменный век.   Первобытные люди – неандертальцы в наших краях. Жили родовыми общинами Около 80 тыс. лет назад — появление первых людей в Среднем Поволжье.  
40–11 тыс. лет назад Поздний палеолит.   Значительно возрастает количество людей, причем современных (человек разумный). В науке усиливаются попытки проследить культурогенез народов Евразии со времён палеолита[17]. В частности, варианты обрядов захоронений, ряд символов и изображений, элементы звериного стиля (лошадка палеолитической Сунгири) и т. п. находят аналоги через 20 — 23 тыс. лет в культурах евразийских народов. 15-10 тыс. лет назад - Создание рисунков в Каповой и Игнатиевской пещерах на Урале  
7 – 3 тыс. до н. э. Неолит – новокаменный век.   появилось земледелие и скотоводство, шлифованные и просверленные орудия. Достиг наивысшего развития родо-племенной строй. Ок. 7 - 6 тыс. лет. до н. в. # Самые ранние поселения на берегу полярного моря в районе Кольского полуострова (о. Олений, Рыбачий п-ов), так называемый <арктический палеолит>  
Конец 3 – нач. 1 тыс. до н. э. Вторая половина 3 тыс. до н. э. - Энеолит (медно-каменный век).   2 тыс. до н. э. - Бронзовый век.   2200—1300 гг. до н. э. — Расселение на территории чувашского Поволжья племен балановской культуры. 2000 гг. до н.э. Возникли постоянные рыбачьи поселения в Беломорье. Кочевые племена охотников и рыболовов появились на Печоре и Приобье 1600—1100 до н. э. — Обитание в Среднем Поволжье племен срубной культуры. 1500 гг. до н.э. Первые поселения в низовьях р. Лены 1350—1000 до н. э. — Обитание племен абашевской культуры на территории современной Чувашии. На территории России оседлое население – праславяне, выделившееся из арий цев [20, 3]. Жили праславяне небольшими деревнями, расположенными в 2 порядка. Хозяйство: земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, собирание. Орудия делались из камня, наиболее важные орудия и украшения – из бронзы. У князей булавы из мрамора. Социальные различия невелики (Тшинская культура)  
0.999 – 0.900          
0.899 – 0.800       Хронологические указания, связанные с древнейшей историей скифов, встречаются у ряда античных авторов. Они не только оперируют привычными для примерных сведений круглыми числами, но нередко и противоречат друг другу, что делает их прямое сопоставление с археологическими данными неправомерным. Первую схему предложил Геродот. Согласно ему, скифы — самый молодой народ[23]. От первого царя Таргитая до похода Дария прошла 1000 лет[24]. По его же данным, фараон Сесострис, якобы покоривший скифов[25], правил за два поколения до Троянской войны[26]. Посещение скифов Гераклом, от сына которого Скифа произошли скифские цари[27], Геродот излагает позже рассказа о Таргитае, а, по греческим представлениям, Геракл жил поколением ранее Троянской войны. Стало быть, появление скифов соответствует примерно XVI веку до н. э., а их война с египтянами и рождение Скифа, сына Геракла — XIII веку до н. э.  
0.999 – 0.900          
0.899 – 0.800          

Время Античности (0.10 – 05 века)

    Географические координаты Материальная культура Духовная культура и искусства
0.999 – 0.900       VIII—III вв. до н. э. — Обитание племен ананьинской культуры в левобережном и отчасти правобережном Среднем Поволжье.  
0.899 – 0.800       Как указывает подробно изучавший этот вопрос А. И. Иванчик, концепция, удревнявшая и идеализировавшая скифов, а также приписывавшая им победу над египтянами, восходит к историку IV века до н. э. Эфору[28]. Таким образом, в отличие от Геродота, скифы оказывались не самым молодым, а самым древним народом. Диалог египтян и скифов о древности приводит Юстин[29]. У Диодора отцом Скифа именуется уже Зевс, а не Геракл, что относит его рождение в более древнюю эпоху, потомками Скифа именуются Пал и Нап, разделившие между собой царство и покорившие ряд племен[30]. После этого Диодор помещает рассказ об амазонках. В труде Юстина, сократившего сочинение Помпея Трога, содержатся следующие хронологические указания. После победы скифов над египтянами[31] на протяжении 1500 лет Азия платила дань скифам[32]. Затем ассирийцы правили Азией 1300 лет[33], а мидяне — 350 лет[34]. Таким образом, так как конец владычества мидян связывался с правлением персидского царя Кира (середина VI века до н. э.), то победа скифов над египтянами Везосиса, по Помпею Трогу, относится примерно к 3700 году до н. э.[35] Согласно мифам, Скифы (саки – перс.) – полукочевой народ, родственный славянам по крови и культуре [3, 1, 20], у которых общий первопредок – Тарх Даждьбог (Таргитай), родившийся от речной русалки Роси (дочери реки Борисфена-Днепра) и бога грозы Перуна (Зевса). Совместное проживание со славянскими племенами.
0.799 – 0.700     Скифское царство. Северный кавказ Согласно Клавдию Птолемею, Азиатская Скифия начинается по ту сторону Меотиды (Азовского моря) и реки Ра (Волга) и тянется на восток до Монголии, Тибета и Китая (Серика), на юг — до Согдианы и Индии и на север — до неведомых земель. В направлении с запада на восток Азиатскую Скифию делили на ту что сей стороне и по ту сторону Имая, причем именем Имая обозначали различные горные хребты: Уральский, Белуртаг, Гималайский, чаще всего Тянь-Шань. Древние знали реки Азиатской Скифии: кроме Ра и Окса (Сыр-Дарья) — Паропамис (вероятно Обь), Даик (нын. Урал) и др. Об Аральском море древние имели лишь самое смутное представление: река Иаксарт (нын. Аму-Дарья) изливается, по Страбону, в Каспийское море. Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.
0.699 – 0.600   VII в. до н. э.- III в. н. э. - Ранний железный век.   VII в. до н.э.- I-II вв. н.э.- в Монголии и Забайкалье обитают племена носители культуры плиточных могил. VII - III вв. до н.э. - в Туве обитают племена носители уюкской археологической культуры. VII—II вв. до н. э. — Обитание племен городецкой культуры в чувашском Поволжье. 70-е гг. VII в. до н.э. - первое известие о появлении скифов в Передней Азии. 652 - 655 гг. до н.э. - держава Мадия. Господство скифов в Азии. 623 - 622 гг. до н.э. - скифы спасают Ниневию от осады мидян. 612 г. до н.э. - скифы захватили и разорили столицу Ассирии Ниневию. 612 г. до н.э. - мидийский царь Киаксар убивает скифских вождей. По Геродоту, скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты («первейшие»), авхаты (занимали верховья Гипаниса), траспии и катиары интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, воинов и жреческой прослойки. Скифы–Сколоты (запад Белгородской области) были оседлым народом, занимамались в основном земледелием, освоили выплавку железа, строили города (укрепленные поселения). Торговали с греками зерном, скотом, мехами в обмен на украшения, вина, дорогую посуду [22]. По Геродоту "Общее же всех их (скифов) название – сколоты, по проименованию царя; скифами же называют их эллины" [29]. От славянских племен сколотов сохранились названия рек Оскол и Ворскла (Воръсколъ) Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
0.599 – 0.500       VI - I вв. до н.э. - в верхнем Приобье обитают племена носители большереченской археологической культуры. V в. до н.э.- скифо - фракийские войны. 590 - 585 гг. до н.э. - скифы участвуют в мидийско-лидийской войне на стороне Лидии. 585 г. до н.э. - скифы возвращаются в Северное Причерноморье. 530 г. до н.э. - неудачный поход персидского царя Кира II на массагетов. 519 - 518 гг. до н.э. - поход Дария на саков. 514 г. до н.э. - поход Дария в Скифию Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 году до н. э. — во главе скифов были три царя: Иданфирс, Скопас и Таксакис. Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства (или осуждающая, или идеализирующая модель отношения к варварам)[61 Большинство найденных в захоронениях Сибири и Средней Азии скифских скелетов содержат гаплогруппу R1a1[62]   Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифо-сибирский звериный стиль[18]. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой. Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами. По мнению учёных — скифы и древние греки оказали значительное влияние[19] на многие народы, жившие на территории Европейской части бывшего СССР, так, например, такое влияние они оказали на меотскую культуру, что видно из артефактов, найденных в курганах Келермесских, Карагодеуашх и др. Показательны и курганы : Куль-Оба, Солоха, Чертомлык, Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском.
0.499 – 0.400       V-III вв. до н.э.- на Алтае обитают племена носители пазырыкской археологической культуры. ( стерегущие золото грифы) IV в. до н.э. - период наивысшего расцвета скифов. Царство Атея. Чеканка собственной монеты. середина 4 в. до н.э. - войны скифов с греческим царем Филиппом II Македонским. На рубеже V—IV веков до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. Археологическое исследование Каменского городища (площадью около 1200 га) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Мифология скифов имеет многочисленные иранские и индоевропейские параллели, что в ряде работ по язычеству показали академик Б. А. Рыбаков и профессор Д. С. Раевский и развивают современные исследования. Геродот отмечал, что в каждой области Скифии было святилище Ареса, которого на вершине огромных куч хвороста символизировал меч[20]. Геродот перечисляет названия следующих божеств[21]: Табити (Гестия в греческой мифологии), Папайос (Зевс), Апи (Гея), Ойтосир (Аполлон), Аргимпаса (Афродита Урания), Фагимасад (Посейдон); кроме того, он упоминает о Геракле и Аресе. Табити, божество семьи, домашнего очага, пользовалось особым уважением, считалась покровителем скифов. Поклясться очагом, домашним божеством начальника — величайшая клятва; ложная клятва этим божеством причиняла, по мнению скифов, болезнь начальнику. Изображением бога войны (Ареса, как его назвал Геродот по аналогии с греческой мифологией) был меч; раз в год ему приносили жертву — различных животных (в частности, лошадей) и пленных, из ста — одного. В целом скифская мифология, с учетом находок археологов, сложна и многообразна, требует учета большого круга источников
0.399 – 0.300       339 г. до н.э. - гибель царя Атея в битве с греками. 331 г. до н.э. - наместник Александра Македонского во Фракии полководец Зопирион вторгся в Скифию и потерпел поражение. 309 г. до н.э. - участие скифов в междуусобной войне в Боспорском царстве. В 40-х годах IV века до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная[источник?]. Однако о том, что Филипп перешел Дунай во время похода на Атея, Юстин не сообщает, а говорит, что Филипп отправил вперед послов, с тем что бы те сообщили Атею, что он направляется к устью Истра (совр. Дунай) воздвигнуть статую Геркулесу. В 339 до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царём Филиппом II. В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско. Европейские скифы были ираноязычными кочевниками, доминировавшими в Причерноморье до IV—III века до н. э. Значительные данные по европейским скифам содержатся в древнегреческих источниках, в особенности у Геродота. Зачастую под именем скифов понимаются именно европейские скифы. С востока тремя волнами переселяются "женоуправляемые" сарматы. Под натиском сарматов скифы оказались разрезаны надвое. Северная часть скифов ушла на север в лесостепи. Сарматы (зарубницкая культура), в отличие от скифов, были более воинственны В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. Одежда скифских мужчин состояла из коротких кожаных кафтанов (туго перетянутых поясом) и длинных плотно облегающих кожаных штанов или широких шерстяных шараваров. Кафтаны носились мехом внутрь. По их краям располагались узоры, а на спине находилась орнаментная полоса. Кафтаны знатных скифов украшались яркими вышивками и разнообразными аппликациями, а парадная одежда расшивалась множеством золотых украшений. Штаны носились либо на выпуск, либо вправлялись в невысокие, мягкие, перевязанные ремешком возле щиколотки полусапоги («скифики»). Нередко кожаные штаны украшались «лампасами» и разнообразными вышивками. Кожаный пояс служил для подвешивания колчана (с левой стороны) и меча или кинжала (с правой стороны). Пояса знатных скифов и дружинников покрывались металлическими бляшками. Скифские женщины носили одежду из шерсти, растительного волокна конопли и кожи. Наряд скифянок во многом зависел от их социального положения. Одежда простых женщин чаще всего состояла из длинного платья, поверх которого носилась накидка. Наряды знатных скифянок обычно расшивались множеством золотых пластинок и бляшек.
0.299 – 0.200       IIII - I вв. до н.э. - возникновение в Средней Азии крупных государств, власть в которых принадлежала сакским вождям. II в. до н.э. - натиск сарматских племен на территории скифов. Скифо-сарматские войны, сокращение скифских территорий III в. до н.э. - I в. н.э. - скифы воюют с Херсонесом. Родственные скифам племена сарматов (или савроматов) первоначально обитали в Поволжье и приуральских степях. По Геродоту, сарматы произошли от союза скифских юношей и амазонок[15]. Геродот так же сообщает, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом»[16]. С IV в. до н. э. между сарматами и собственно скифами происходит несколько войн[источник не указан 96 дней], в результате которых сарматы занимают главенствующее положение в европейской части Скифии, которая в античных источниках называлась так же и Сарматией. Между 280—260 гг. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, и, по последним данным, в городище Ак-Кая, на котором ведутся раскопки с 2006 года. По результатам сравнений планов раскопок с аэрофотосъёмкой и съёмкой из космоса было определено, что найден большой город с крепостью, существовавший на два столетия раньше, чем Неаполь Скифский. У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой. Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).
0.199 – 0.100       Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло в 30-20-х гг. II в. до н. э. при царе Скилуре, когда скифы подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. После поражения в войне с Понтийским царством Тавроскифия перестала существовать как единое государство. Лужицко-скифская культура от Балтики до Причерноморья, причем на востоке культура славян плавно сливалась со скифской [2], что говорит о культурной общности.     Во втором веке до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Скифам наносят поражения фракийцы, греки и македонцы. Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее — тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.
0.099 – 0.000          
0000 – 0099       II - III вв. н.э. - расширение границ государств кочевников в Средней Азии, успешные войны с соседями. II вв. н.э. - борьба скифов с Боспорским царством. I в. н.э. - Ольвия освобождается от власти скифов. середина I в. н.э. - разгром Крымской Скифии войсками Боспорского царства. Из закаспийских степей двинулись сильные пришельцы – аланы ("поволжские сарматы"), создавшие здесь свое царство, восточные границы которого доходили до Урала  
0100 – 0199   III-IX вв. н. э. - Поздний железный век.   II-III вв. н. э. — Переселение хунну из Азии в низовья Волги. II в.н.э. - скифо - боспорские войны. 193 г. н.э. - разгром скифов Боспорским царем Савроматом II. Переселение славянских племен с балтийских берегов в Карпаты, на Днепр, а затем на Северский Донец. "От морских берегов моря Готского шли мы до Днепра и нигде не видели иных бродяг, таких же, как русы – только гунов и ягов." [1]. Объединение нескольких славянских племен [2]. Войны с сарагурами (протоболгарами), поселившимися на Северском Донце [2, 23]. "Кий повел рать к Вороненцу. <> Голунь-град русский отобрал и обрел Донские земли и так оба края отобрал русского наследства. <> И так земля наша осталась от края до края Русколанью. <> Иная часть пошла к Голуни и там осталась, а иная в Киев-граде, и первая есть русколане, а другая кияне. <> Предрешено было в старые времена, чтобы мы сплотились с иными, сотворив державу великую от рода этого, имели Русколань нашу около Голуни, и триста городов и сёл, огнищ дубовых обрели" [1]. http://www.gerb.bel.ru/pages/kray/hrono.htm Саки — скифские племена, населявшие территорию современной Средней Азии. Азиатские народы, в особенности персы называли их «саки». Древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами»[14]. Примечательно, что персы, наоборот, называли «заморскими саками» европейских скифов.    
0200 – 0299       III в. н.э. - распад кочевых государств в Средней Азии. Середина III в. н.э. - нашествие готов. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племён Великого Переселения Народов. Греческое наименование «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую Русь. Совместное проживание нескольких народов (черняховская культура от Волыни до Северского Донца) [2, 3]. Ассимиляция (этническое объединение) скифов, сарматов и славян. Экспорт славянского зерна в Римскую империю приобретает большие масштабы. Развивается гончарное ремесло, кузни, жернова появляются во многих местах [20]. Территория Белгородчины становится в основном славянской территорией (Киевская культура) [3]. Вероятно анты Иордана.  
0300 – 0399       IV в. н.э. - нашествие гуннов, исчезновение скифов. 370-г — Появление гуннов между Волгой и Доном, разгром аланов. Аланы (сарматское племя) примерно в IV веке н. э. создали своё государство, являвшееся, по словам византийских и арабских источников, сильнейшим в Кавказском регионе. 370—375 — Захват Крыма гуннами во главе с Баламбером, разгром остготов и вытеснение вестготов за Днестр. 390-е — Появление гуннов на территории современного Дагестана после войн с царем Персии Шапуром III (385—389). Миграция готов из северного Причерноморья на северо-запад через западную часть современной территории Белгородской области [2]. Периодически войны со славянами сменялись миром [1]. Бус – князь большого государства Русколани-Антии, раскинувшегося от верховьев Днепра и Донца до территории современной Армении. Нашествие гуннов с востока и разгром готов. В составе войска Атиллы были савиры-северяне. Войны со славянами. Падение Русколани [1]. Часть славян вошла в гуннское войско Аттилы. Знаменитый меч Атиллы сделан в Киеве и украшен славянскими узорами. http://www.gerb.bel.ru/pages/kray/hrono.htm  
0400 – 0499       441—453 — Вторжение гуннов во главе с Атли (Аттила) в Западную Европу. 454—455 — Разгром гуннов на реке Недао готами, гепидами и аланами, возврат гуннов на Дон. На территории края расселяются пришедшие с уральских степей, а затем с Кавказа племена савиров-северян, которые вошли в союз славянских племен [9; 10; 2], а также пришедшие с северного Кавказа аланы и болгары. 494 — Первое упоминание о болгарах в летописях.  
         
         

http://new.chronologia.org/volume6/tur_datskif.html


Сейчас читают про: