double arrow

Молодежная пресса


В середине 90-х гг. молодежная пресса России структурировалась в различного типа издания, предназначенные для детей, подростков, юношества. И хотя каждое из них отличалось своими особенностями, связующими оставались общие цели. Дифференцированная для каждой возрастной группы, молодежная журналистика помогает читателям самоопределиться, найти свое место в обществе, пройти различные процессы социализации, обрести для себя определенные ориентиры в жизни[17].

Процесс дифференциации в молодежной прессе и, в частности, в детской и юношеской стал результатом возросшего интереса к определенным сферам знаний, творчества, искусства, материального производства, бизнеса, предпринимательства. Резкое расширение информационного поля привело к появлению все новых и новых изданий, адресованных детям среднего и старшего школьного возраста. Так, увидела свет в 1992 г. первая в Российской Федерации иллюстрированная «Детская деловая газета». Через год появились музыкальная литературно-художественная юношеская газета «Радость», познавательно-художественные журналы карманного формата для детей и подростков («Стригунок», «Наш лицей») и др.




В детской и юношеской прессе появился тип издания, практически ранее не существовавший. Во многих городах страны стали выходить газеты и журналы, издаваемые самими юными журналистами. Так, в Москве стала выходить газета «Глагол», в г. Екатеринбурге – «Честное слово», в г. Челябинске – «Баста!», в г. Пятигорске – «Веселый ветер», в г. Калуге – «Контакт», в г. Пушкин Ленинградской обл. – «Стена» и десятки др. Они имеют официальных учредителей, издателей, печатаются типографским способом или набираются на компьютере. По далеко не полным данным в стране выходит более 100 изданий, выпускаемых юнкорами. Но лучшей из них и по содержанию, и по оформлению, и по обилию информации считалась выходившая в Москве «Юношеская газета». Она, как и газета «Глагол», распространялась по всей стране. Разовый тираж ее достигал 20 тыс. экз. Юнкоры – редакторы, ответственные секретари, корреспонденты, фоторепортеры, корректоры ощущали повседневную помощь своих старших коллег – профессиональных журналистов или опытных педагогов, имеющих склонность к журналистике.

Проблематика детской и юношеской печати преследует цель приобщить ребят к культуре, духовному и нравственному образованию, этике, эстетике. На страницах газет и журналов, адресованных юному читателю, поднимаются вопросы морали, разумного проведения досуга и т.д. Значительное место в детской и подростковой прессе отводится деловой информации. Она группируется в материалах рубрик «Бизнес-бой», «Импульс: ABC бизнесмена», «Живые деньги: заработай сам», «Купля-продажа: премудрости рынка» и др.



Типологическая и структурная перестройка детской и юношеской печати коснулась и выходившей десятилетиями газеты «Пионерская правда». Она стала выходить раз в неделю на восьми полосах. Почти третью часть газетной площади занимают красочные иллюстрации. Изменился и издатель «Пионерской правды». Теперь это акционерное общество «Молодая гвардия».

В детской журналистике появились альтернативные учредители – субъекты информационного процесса. Так, Союз журналистов Москвы является издателем газеты «Глагол», информационное детское агентство «Юнпресс» – «Юношеской газеты» и журнала «Недоросль», рекламно-издательский дом «Имидж» – «Детской деловой газеты», редакция газета «Федерация» – журнала «Наш лицей» и т.д. Группа частных лиц издает детский православный журнал «С нами Бог» и т.д.

Издания для юношества и изданий самих юных журналистов в подавляющей части отличаются друг от друга и по содержанию и по направленности. Кроме того, они имеют различную периодичность, объем, свой стиль оформления. Если ежемесячная иллюстрированная «Детская деловая газета» выходит на 12 полосах, то такого же типа газета «Радость» – на 28. Но всех их объединяет главный признак: они полностью деидеологизированы и выходят как независимые газеты и журналы для детей и подростков.



Несколько по-иному сложилось положение в прессе, предназначенной для юношества. Возможность выбора читателем издания на свой вкус вызвала конкурентную борьбу не только в издательской среде, но и среди различных партий и политических объединений. Так, появились молодежные издания с определенными политическими пристрастиями, выражавшими свою партийную принадлежность. Среди подобных изданий – газета Российского Коммунистического Союза молодежи «Бумбараш», постоянная полоса «Молодежная смена» в газете Московской городской и Московской областной организации Коммунистической партии Российской Федерации «Правда Москвы». Многие материалы «Сокола» (ЛДПР), «Молнии» (РКРП), «Черной сотни», «Лимонки» и газет других партий и политических объединений адресованы молодежи.

И все же интересы широких молодежных масс выходят далеко за пределы политических пристрастий. Возможность выбора изданий, появившихся в условиях рынка и конкурирующих между собой, потребовала расширения информационного поля. Молодежную проблематику сделали для себя обязательной многие газеты. Они посвящают ей регулярно выходящие «Странички», специальные полосы, подборки. «Новая ежедневная газета» выпускает для студенчества еженедельную газету в газете «Латинский квартал», в «Аргументах и фактах» стало регулярным специальное приложение «Я молодой!». В «Московском комсомольце» и «Московской правде» часто появляется газета «Глагол», в «Курантах» – «POP – OK» и т.д.

Далеко за пределы понятий «молодежная печать» и «молодежная проблематика» вышли газеты «Комсомольская правда» и «МК – Московский комсомолец». Десятилетиями главным для них было формирование у юношей и девушек коммунистической идеологии, воспитание трудового энтузиазма. «Комсомолка» и «МК» и сейчас продолжают оставаться любимыми газетами не только молодежи, но и читателей старшего возраста.

Интерес различных возрастных групп к «Комсомольской правде», например, объясняется стремлением газеты держать своего читателя в курсе всех политических и экономических событий, сохраняя при этом такие качества как эмоциональность, доходчивость изложения, образность языка, публицистичность.

Иными путями добивается популярности в читательской среде «МК». Одни видят в нем массовое издание, другие – бульварную газету, третьи – охотника за сенсацией, а иные – любителя скандальных публикаций. Безусловно, все это имеет место в содержании, оформлении, даже в заголовках рубрик и газетных материалов. Но главное все же в оригинальности, своеобразии мыслей, звучащих со страниц газеты. Злободневность публикаций, их острота и бескомпромиссность привлекают и молодежную аудиторию, и читателей старших возрастных групп.







Сейчас читают про: